Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Начальная школа: традиции и инновации»
Выпуск №21 Февраль 2009 | Статей в выпуске: 107


Ведущая рубрики
Все статьи автора(10) Людмила Львовна Добролюбова,

учитель истории высшей квалификационной категории
МБОУ гимназии № 13 Центрального района г. Новосибирска, 
победитель городского конкурса «Учитель года – 2002»

Рубрика «Классный час для классного руководителя» электронной газеты «Интерактивное образование» как ресурс повышения профессиональной компетенции педагогов

В декабре 2007 года в 14 номере электронной газеты «Интерактивное образование» впервые начала работу рубрика «КЛАССНЫЙ час для КЛАССНОГО руководителя». Прошел год плодотворной деятельности, и, подводя итоги, с уверенностью можно констатировать факт востребованности и необходимости публикаций данного направления, о чем говорит с каждым днем увеличивающаяся популярность рубрики.

В современной школе нет работы более сложной и трудной, чем работа классного руководителя, деятельность которого многоемкая и многообразная, а круг обязанностей очень широк. Недаром в рамках национального проекта «Образование» одним из приоритетных направлений является усиление роли классного руководителя в школе, подчеркивается его важнейшая роль в системе образования.

Классный руководитель находится в эпицентре инновационной деятельности образовательного учреждения. От него ждут работы, наполненной новым содержанием, новыми технологиями проектирования воспитательного процесса.

МБОУ лицей № 9

Железнодорожного района

Каким мы хотим видеть современного классного руководителя? Каким его видят дети и родители?

Ответ на эти вопросы настоящий классный руководитель, я думаю, ищет всю свою жизнь, хотя в педагогической теории существует немало разнообразных точек зрения на этот счет. Есть свои точки зрения и у детей.

На вопрос: «Классный руководитель – это?» дети отвечают:

 

– «друг, наставник, консультант, помощник, партнер; понимающий, необходимый, главный человек в классе …»;

– «...у которого нет разрыва в словах и действиях»;

– «...интересен как личность, умен, с широким кругозором»;

– «...с организаторским талантом, но не пренебрегающий инициативой ребят»;

– «...который относится к ученикам как к личностям, который умеет их защитить».

Интересные ответы детей на вопрос «Зачем нужен классный руководитель?» вы можете прочитать в разделе «Приглашаем к обсуждению» («Интерактивное образование» № 14, «КЛАССНЫЙ час для КЛАССНОГО руководителя»).

Понятно одно – дети не представляют своей школьной жизни без классного руководителя – строгого, доброго, заботливого, справедливого. Деятельность его сложна, и каждый день приносит многообразные чувства и переживания: заботы, радости, волнения, огорчения, проблемы, которые требуют неотложного решения. Всех их объединяет искреннее желание помочь своим детям, уберечь их от ошибок, предостеречь от неприятностей, добиться вместе с ними успеха.

МОУ СОШ № 131

Заельцовского района

Но одних добрых намерений недостаточно, необходима качественно новая подготовка классных руководителей. Классному руководителю нужно очень многое уметь, знать возрастную психологию и педагогику, физиологию, философию, владеть информацией о новых тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности, современных технологиях воспитательного процесса, т.е. быть компетентным!

Согласно Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года и Концепции модернизации образования Новосибирской области приоритетным аспектом в данном направлении является повышение профессиональной, психолого-педагогической, информационной компетентности классного руководителя. Именно этому и способствуют материалы, опубликованные в рубрике.

Информационная компетентность предусматривает умение классного руководителя продуктивно использовать информационные ресурсы, грамотно вести поиск, обработку и использование необходимой информации средствами информационных технологий. Разве можно сегодня представить работу классного руководителя без использования проектора, цифрового фотоаппарата и видеокамеры?

Проанализировав материалы, опубликованные в рубрике, можно сделать вывод о том, что классные руководители используют разнообразные формы применения ИКТ в воспитательной работе:

– работа в Word: статьи, тесты и т.д.;

– работа в Power Point: мультимедийные презентации учителей и учеников;

– работа в Excel: интерактивные тесты, диаграммы, таблицы;

– использование Internet и медиаресурсов.

Классный руководитель сегодня – это педагог-профессионал, который:

– организует через разнообразные виды воспитательной деятельности систему отношений в классном коллективе, направляет и координирует его работу;

МБОУ гимназия №13

Центральный район

– создает условия для формирования ключевых компетенций, творческого самовыражения каждого ребенка, сохранения его уникальности и раскрытия потенциальных способностей;

– осуществляет индивидуальную коррекцию процесса социализации, защиту интересов детства.

Среди основных направлений деятельности классного руководителя также следует отметить такие, как:

– организация внеклассной воспитательной работы;

– организация, стимулирование и координация деятельности учителей и коллектива обучающихся;

– повышение педагогической культуры родителей обучающихся.

МБОУ СОШ № 29

Центрального района

Для решения своих воспитательных задач классный руководитель привлекает различных специалистов в области детства: педагогов-организаторов, педагогов дополнительного образования, социальных педагогов, психологов, и я рада отметить, что в нашей рубрике представлено большое количество интересных материалов данных специалистов.

Практика работы учреждений образования, история педагогики свидетельствует о приоритетной роли классного руководителя в воспитательном процессе. Это дает повод задуматься над проблемой повышения профессиональной, психолого-педагогической компетентности классного руководителя.

Не вызовут ли затруднение ответы на следующие вопросы:

Насколько эффективно развито у современного классного руководителя умение анализировать имеющиеся воспитательные ресурсы, ставить реальные цели, организовывать и анализировать свою деятельность?

Является ли приоритетным в воспитательной работе классного руководителя применение инновационных технологий? Все ли классные руководители согласны с тем, что компьютер на столе педагога – не экзотика, а инструмент для профессиональной и творческой работы?

Все ли классные руководители в общеобразовательных учреждениях города эффективно используют возможности Интернета? Знакомы ли с сообществом «Сеть творческих учителей» http://www.it-n.ru/, «Классный руководитель XXI века»?

Для всех ли является доступной подписка на журналы «Воспитание школьников», «Классный руководитель»? Регулярно ли используются в воспитательной работе периодические издания, газеты, приложение к «Учительской газете» 1 сентября?

На старте: директор МБОУ гимназии № 13

Денисова С.А. и ученица 10 «А» класса

Шахматова Настя

Рубрика «Классный час для классного руководителя» в электронной газете «Интерактивное образование» – уникальная возможность представлять общему вниманию информацию о воспитательной работе образовательных учреждений города, о специфике работы классного руководителя, транслировать передовой опыт отдельных педагогов, демонстрировать разработки внеклассных мероприятий, публиковать информацию психологов и других специалистов.

Рубрика дает возможность в любое время суток познакомиться с информацией о новейших достижениях в данной области, а главное, самому стать непосредственным участником процесса, представить вниманию коллег свои авторские идеи.

Рынок методической литературы широк, для внимания классных руководителей представлена масса различных изданий, но как найти то, что действительно необходимо в данный момент? Ведь главное в нашей работе – экономия времени!

Наша рубрика для тех, кто согласен, что классное руководство – это не обязанность, а бесконечное творчество!

Девиз рубрики: Вдохновение! Инициатива! Творчество! Успех! Результат!

Наша рубрика для тех, кто с нетерпением ждет информации о деятельности классного руководителя!

Наша рубрика для тех, кто интересуется проблемами классного руководителя!

Наша рубрика для тех, кто с нетерпением ждет встречи с опытом работы классного руководителя!

Основные идеи рубрики:

– обобщение и распространение передового педагогического опыта;

– повышение профессионального мастерства, творческого потенциала классных руководителей;

– своевременное обеспечение необходимой информацией по актуальным вопросам организации деятельности классного коллектива, организации учебно-воспитательного процесса.

Сверхзадача: создание объединения творческих классных руководителей, интерактивного консультационного пункта для классных руководителей и электронной базы данных «В помощь классному руководителю».

Приглашаем всех участников конкурса статей рубрики «КЛАССНЫЙ час для КЛАССНОГО руководителя» электронной газеты «Интерактивное образование» принять участие в создании ТВОРЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ!

Заявки о вступлении в объединение и свои предложения по его организации присылайте на электронные адреса: niosclass@yandex.ru и io@nios.ru

Заявки и предложения принимаются до 3 апреля 2009 года!

За период существования рубрики (декабрь 2007 г . – декабрь 2008 г .) наиболее активно полезную информацию для классного руководителя представляли общеобразовательные учреждения города:

МОУ гимназия № 13 Центрального района;

МОУ лицей № 22 «Надежда Сибири» Железнодорожного района;

МОУ СОШ № 131 Заельцовского района;

МОУ СОШ № 58 Заельцовского района;

МОУ лицей № 9 Железнодорожного района;

МОУ СОШ № 37 Железнодорожного района;

МОУ СОШ № 129 Ленинского района;

МОУ СОШ № 90 с углубленным изучением предметов ХЭЦ Ленинского района;

МОУ ДОД Дом детского творчества «Центральный» г. Новосибирска.

НОУ специализированный лицей

с этнокультурным еврейским

компонентом образования «Ор Авнер»

Следует отметить актуальность информации об организации воспитательной работы, предоставленную преподавателями Новосибирского педагогического колледжа № 2, НОУ специализированным лицеем с этнокультурным еврейским компонентом образования «Ор Авнер», компанией «Вуаля», МДОУ № 484 Центрального района, городским Домом Учителя.

Интересен зародившийся опыт сотрудничества с МОУ СОШ № 1 города Иркутска.

Активно сотрудничали с рубрикой «Классный час для классного руководителя»:

Мартынова Татьяна Валерьевна, директор МБОУ № 58;

Гук Валентина Николаевна, заместитель директора по воспитательной работе МБОУ лицея № 22 Надежда Сибири;

Кузнецов Александр Алексеевич, заместитель директора по воспитательной работе МБОУ гимназии № 13;

Левадная Елена Борисовна, педагог МОУ ДОД Дома детского творчества «Центральный»;

Краевская Лариса Анатольевна, психолог, координатор программы «Здоровье» МБОУ СОШ № 131;

Шевелева Наталья Валерьевна, учитель технологии МБОУ СОШ № 129;

Безручко Виктория Владимировна, учитель биологии специализированного лицея с этнокультурным еврейским компонентом образования «Ор Авнер»;

Ломова Раиса Федоровна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 203;

Муравьева Ирина Аркадьевна, учитель биологии МБОУ гимназии № 13;

Бобинова Светлана Вячеславовна, учитель начальных классов МБОУ гимназии № 13.

Среди авторов рубрики «Классный час для классного руководителя»: победители и лауреаты городского конкурса «Учитель года», участники городского конкурса «Классный руководитель года», участники городского конкурса «Сердце отдаю детям», победители районных конкурсов классных руководителей.

Уважаемые коллеги!

Традиционно приглашаем вас:

Принять участие в обсуждении важнейших ключевых вопросов педагогики!

Высказать собственное мнение по организации работы классного руководителя!

Поделиться впечатлениями о внеклассных мероприятиях!

Предложить интересные идеи проведения внеклассных мероприятий!

Рассказать о жизни Вашего классного коллектива!

А закончить свое обращение к Вам хотелось бы словами Натальи Валерьевны Шевелевой, учителя МБОУ СОШ № 129 Ленинского района:

«Жизнь продолжается… Какой она будет? Сложной? Да. Достойной? Наверное. Это во многом зависит от нас с Вами, от нашего профессионального мастерства, от умения работать и дружить с сегодняшними детьми и подростками, помогать открывать им богатства окружающего мира».

До новых встреч!

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 21)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Рубрика «Классный час для классного руководителя» электронной газеты «Интерактивное образование» как ресурс повышения профессиональной компетенции педагогов
2. ПОЗДРАВЛЯЕМ ПОБЕДИТЕЛЕЙ КОНКУРСА статей электронной газеты «Интерактивное образование» в рубрике «Классный час для классного руководителя»!
3. Воспитательное пространство классов первой образовательной ступени
4. Обеспечение преемственности между дошкольным и начальным образованием
5. Красота спасет мир!
6. Реализация программ по охране здоровья школьников в школе № 131
7. Использование коллективных творческих дел в воспитательной работе
8. Наш экипаж – семья
9. Внеклассное мероприятие «Рыцарский турнир»
10. Классный час и командная игра на тему:«Административные правонарушения и уголовная ответственность подростков»
11. Классный час «Толерантность – интолерантность»7 класс
12. Чесночно-кефирная профилактика, или как не заболеть без прививки?
13. Хотите быть здоровы? Принимайте витамины!
14. Программа факультативного курса по краеведению «Знай и люби свой край»(1-4 классы)
15. Календарь знаменательных дат