Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Начальная школа: традиции и инновации»
Выпуск №21 Февраль 2009 | Статей в выпуске: 107


Все статьи автора(8) Татьяна Дмитриевна Трубина,

заместитель директора по УВР

МАОУ «Вторая Новосибирская гимназия»

Ленинского района г. Новосибирска

Воспитательное пространство классов первой образовательной ступени

Воспитание – это многогранный, сложный, едва уловимый комплекс воздействий на человека. Нельзя определить грань, где начинается, а где заканчивается воспитание. Воспитывает каждая минута жизни и каждый уголок земли, каждый человек, с которым формирующаяся личность соприкасается подчас как бы случайно, мимоходом. Все, что происходит вне человека, в той или иной мере отражается в нем – в его мыслях, взглядах, чувствах, отношениях к людям. Осмысливать многогранные воспитывающие воздействия окружающего мира – в этом как раз и заключается организующая воспитательная роль педагога и образовательного учреждения в целом.

Сегодня, когда возродился интерес к воспитанию и осознается его особая роль в современном обществе, уже недостаточно говорить о необходимости поставить в центр воспитательного процесса личность ребенка. Без реальных механизмов воспитания результатов добиться невозможно. Поэтому наряду с развитием воспитательных систем, в современной педагогической теории и практике целенаправленно разрабатываются проблемы создания воспитательного пространства, т.к. это необходимое условие становления личности воспитанника не только в стенах ОУ, но и за его пределами.

Воспитательное пространство классов первой образовательной ступени – это цель и результат системной организации воспитания младших школьников в условиях многофункциональной гимназической среды.

Под воспитательным пространством мы понимаем динамическую сеть взаимосвязанных педагогических событий, создаваемую усилиями социальных субъектов различного уровня, выступающей интегрированным условием личностного развития человека – и взрослого, и ребенка (Д.В. Григорьев).

При моделировании воспитательного пространства особое значение имеют диагностика среды, учет ее позитивного и негативного потенциалов, изучение потребностей и мотивов участников – как коллективных, так и индивидуальных.

Диагностика возможностей воспитательного потенциала среды, окружающей начальную школу, позволила выделить широкий спектр возможностей: классные кабинеты с подобранной по росту мебелью и зонами отдыха, разветвленная сеть клубов, студий, секций, организованная для ребят в стенах гимназии, лечебно-оздоровительный центр, сотрудники которого не только оказывают оперативную помощь при необходимости, но и являются руководителями практико-ориентированных здоровьеохраняющих проектов. Кабинеты психо-эмоциональной релаксации и служба психологического сопровождения, служба питания, предоставляющая возможность получения всегда горячего и сбалансированного питания, ну и, конечно, увлеченные своим делом педагоги и заинтересованные в личностном росте и развитии своих детей родители. Однако нивелировать существующие положительные возможности легко, если стиль отношений между взрослыми и детьми старшими и младшими – авторитарный, не терпящий отличного от принятой нормы проявления, не признающий право на ошибку, не стремящийся к сотрудничеству, сотворчеству.

Кроме того, социум, окутавший гимназию, далек от представления о дружественном и нравственном. В непосредственной близости от здания гимназии в шеренги выстроились коммерческие ларьки и киоски, предлагающие запретную продукцию любому и в неограниченном количестве. Металлические гаражи, примкнувшие с обеих сторон к забору, стали излюбленным местом сбора любителей выпить, а то и попробовать наркотические средства. Есть, правда, спортивный клуб «Звездный», но его специализация на восточных единоборствах и направленность на подростковую возрастную группу также не позволяет ему быть успешным у малышей.

Поэтому мы, взрослые, находимся в постоянном поиске ресурсов, способных обогатить воспитывающий потенциал среды, окружающей гимназистов. Показателен в этом направлении работы опыт сотрудничества с детским садом № 238, воспитанники которого благодарные зрители и слушатели на премьерных показах кукольных представлений или мини-концертах, подготовленных четвероклассниками.

Так какая же она – наша среда, и чем она похожа или не похожа на тот опыт работы, который каждый из вас несет в душе и сердце?

Я хочу вспомнить слова Иогана Генриховича Песталоцции, которые как нельзя лучше описывают один из основных подходов в организации воспитательного пространства: «В чем мы нуждаемся, так это в хороших учителях. Где их недостает, там вся прочая школьная суета – пятое колесо у телеги, пыль в глаза человеку, который не должен видеть, чего ему недостает. Следовательно, кто хочет, чтобы существовали по-настоящему способствующие хорошему воспитанию народа школы, тот прежде всего должен помочь делу самым необходимым, а именно чтобы повсюду в стране имелись люди, способные и склонные воспитывать молодежь и руководить ею с пониманием и любовью, так, чтобы она могла постичь мудрость жизни».

Нам в этом смысле повезло – коллектив учителей начальной школы формировался можно сказать по крупицам. Быть не просто уроко-давателем, а Учителем, способным не только научить, понять, но и принять каждого как данность, развивать отдельно каждого ребенка и не гордиться высоким средним показателем воспитанности и обученности. Не каждый принимал наш подход, кто-то просто сожалел и сочувствовал, но те, кто прошли путь от начала (общеобразовательной школы № 68) до сегодняшнего дня, или пришел недавно, но понял, что гимназия это именно то место, которое было уготовано ему, – не сожалеет.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 96)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Рубрика «Классный час для классного руководителя» электронной газеты «Интерактивное образование» как ресурс повышения профессиональной компетенции педагогов
2. ПОЗДРАВЛЯЕМ ПОБЕДИТЕЛЕЙ КОНКУРСА статей электронной газеты «Интерактивное образование» в рубрике «Классный час для классного руководителя»!
3. Воспитательное пространство классов первой образовательной ступени
4. Обеспечение преемственности между дошкольным и начальным образованием
5. Красота спасет мир!
6. Реализация программ по охране здоровья школьников в школе № 131
7. Использование коллективных творческих дел в воспитательной работе
8. Наш экипаж – семья
9. Внеклассное мероприятие «Рыцарский турнир»
10. Классный час и командная игра на тему:«Административные правонарушения и уголовная ответственность подростков»
11. Классный час «Толерантность – интолерантность»7 класс
12. Чесночно-кефирная профилактика, или как не заболеть без прививки?
13. Хотите быть здоровы? Принимайте витамины!
14. Программа факультативного курса по краеведению «Знай и люби свой край»(1-4 классы)
15. Календарь знаменательных дат