Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Начальная школа: традиции и инновации»
Выпуск №21 Февраль 2009 | Статей в выпуске: 107


Все статьи автора(4) Татьяна Николаевна Кравец,
учитель начальных классов,
руководитель высшей квалификационной категории
МБОУ гимназии № 13
Центрального района города Новосибирска,
Отличник народного просвещения

Обеспечение преемственности между дошкольным и начальным образованием

Проблема непрерывности и преемственности в образовании существует давно. Свидетельством тому является принятие многочисленных документов Министерства образования и науки РФ, региональных управлений образования, публикации научных и методических статей и разработок, выступления специалистов (педагогов, психологов, логопедов, дефектологов, медицинских работников), родителей, заинтересованной общественности.

В 2003 году Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ была утверждена «Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)». В ней сформулированы основные цели и задачи непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста, психолого-педагогические условия его реализации, принципы отбора содержания образования детей дошкольного возраста, возрастные характеристики ребёнка, содержание дошкольного образования.

В настоящее время всё больше внимания уделяется проблеме формирования навыков учебной деятельности у младшего школьника. Проблема формирования этой стороны готовности ребёнка к школе возникла несколько десятилетий назад в связи с изменением сроков начала систематического обучения.

У детей, не готовых к систематическому обучению, труднее и дольше проходит период адаптации, приспособления к школе; у них гораздо чаще проявляются различные трудности обучения; среди них значительно больше неуспевающих.

Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания и обучения дошкольника в детском образовательном учреждении и семье. Её содержание определяется системой требований, которые школа предъявляет к ребёнку. Эти требования заключаются в необходимости ответственного отношения к школе и учебе, произвольного управления своим поведением, выполнения умственной работы, обеспечивающей сознательное усвоение знаний.

Учителя гимназии № 13 , работающие в 1-х классах, заметили, что ребёнок, неподготовленный к школе, не может сосредоточиться на уроке, очень часто отвлекается, не слушает объяснение нового материала на уроке, трудно включается в работу класса, боится поднимать руку, отвечать у доски и вообще отвечать при своих одноклассниках.

У таких детей слабый запас слов, слабо развита речь, он не умеет задавать вопросы, составлять предложения, сравнивать предметы, выделять главное. Такие дети не стремятся к творчеству, не умеют контролировать свои поступки, не проявляют инициативу. Такие дети замкнутые, не общаются с одноклассниками, учебный процесс им неинтересен.

Главное условие успешного учения ребёнка в первом классе – это наличие у него мотивов:

– приобретение знаний;

– интерес к определённым учебным предметам;

– отношение к учению как к главному, значимому делу в жизни ребёнка.

Предпосылки возникновения мотивов – это желание дошкольника стать учеником и стремление узнать новое.

Посещая экскурсии в гимназию, дошкольники ответили на ряд вопросов. Вот ответы детей:

1) в школу хотят поступить все дошкольники;

2) часть детей желают получить новые знания;

3) часть детей хотят просто называться школьниками;

4) часть детей желает иметь школьные аксессуары (портфель, другие школьные принадлежности).

5) часть детей не любят спать в детском саду, а в школе не спят.

Учителя гимназии, принимающие детей в первый класс, отмечают, что подавляющее большинство воспитанников ДОУ № 451 хорошо подготовлены к школе во всех отношениях, легко адаптируются в новых социальных условиях. Ежегодно гимназия № 13 набирает 100-120 первоклассников. Хочется отметить, что треть учеников 1 класса – это дошкольники ДОУ № 451. Дети, поступившие из ДОУ № 451, превосходят своих сверстников. Дети воспитаны, дисциплинированы, очень активны на уроках, хорошо учатся в начальной школе, среднем звене.

Учителя гимназии при посещении занятий в детском саду видят как происходит формирование любознательности, умственной активности детей. На занятиях развивается произвольность внешнего, двигательного поведения, которая позволяет ребёнку выдержать школьный режим. Очень радует, что дошкольники данного ДОУ овладевают умениями слушать и последовательно выполнять задания взрослых.

Только в совместной работе «школа-сад» можно добиться таких успехов. Совместные экскурсии, интеллектуальные игры с детьми, семинары способствуют успешной работе. Посещение педагогами школы детского сада, наблюдение за организацией и руководством различных видов деятельности детей (игровой, трудовой, художественной, творческой, бытовой, физкультурно-оздоровительной, интеллектуальной) и, соответственно, посещение воспитателями детских садов уроков в школе с последующим анализом, обсуждением и обменом опытом.

На семинарах воспитатели и учителя изучали нормативные документы, методическую литературу по преемственности детского сада и школы. Очень полезные консультации учителя получили по теме «Особенности обучения детей логопатов и леворуких». За последние три года были проведены семинары и круглые столы по темам: «Общее понимание и требования к готовности ребёнка к школе», «Разработка и внедрение системы мониторинга по адаптации ребенка к школе», «Формирование навыков учебной деятельности на занятиях в детском саду и уроках в школе», «Развитие творческого воображения в процессе обучения шестилетнего ребёнка», «Преемственность в экологическом образовании и патриотическом воспитании между дошкольным и начальным звеном».

Социально-психологическая служба ДОУ № 451 и воспитатели подготовительных групп составляют характеристики на каждого ребёнка и передают учителям начальных классов. Это очень важный путь углубления преемственности. К сожалению, ДОУ не может составить социально-психологическую характеристику на группу в целом, т.к. часть выпускников родители записывают в школы по месту жительства.

Ещё один важный путь преемственности – работа с детьми, шефство школы над детским садом. Совместное проведение воспитательных мероприятий; посещение дошкольниками гимназии и наоборот. Надолго в памяти детей останется интеллектуальная игра, посвященная городу Новосибирску, которую со своими третьеклассниками провела Борщева Лариса Николаевна; экологические конкурсы, игры, беседы, которые проводит Телеганова Маргарита Владимировна в течение двух лет. За три последних года воспитанники ДОУ посмотрели более пяти спектаклей в гимназии. Такую работу гимназия планирует проводить систематически.

Анализ преемственности методов работы с детьми по подготовке их к школе показал, что из 100% обучающихся первых классов познавательный мотив выражен у 43% детей, игровой – у 57% детей.

Встречаясь с родителями на собраниях в детском саду, учителя дают советы, как можно придумать для ребёнка постоянное поручение, тактично оценивать труд детей, посещая первый класс, как сотрудничать со школой. Учителя знакомят родителей с едиными педагогическими требованиями учителей и родителей к школьникам. Также учителя приводят в пример разнообразные педагогические ситуации и обсуждают их вместе с родителями.

Обеспечить преемственность между дошкольным и начальным образованием и воспитанием через координацию деятельности педагогических коллективов гимназии и детского сада, реализовать единую линию развития ребёнка на этапах дошкольного и начального школьного детства на основе последовательности и перспективности педагогического процесса – вот основные цели работы МОУ гимназии № 13 и ДОУ № 451.

Приложение. Презентация «Обеспечение преемственности между дошкольным и начальным образованием»
Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 27)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Рубрика «Классный час для классного руководителя» электронной газеты «Интерактивное образование» как ресурс повышения профессиональной компетенции педагогов
2. ПОЗДРАВЛЯЕМ ПОБЕДИТЕЛЕЙ КОНКУРСА статей электронной газеты «Интерактивное образование» в рубрике «Классный час для классного руководителя»!
3. Воспитательное пространство классов первой образовательной ступени
4. Обеспечение преемственности между дошкольным и начальным образованием
5. Красота спасет мир!
6. Реализация программ по охране здоровья школьников в школе № 131
7. Использование коллективных творческих дел в воспитательной работе
8. Наш экипаж – семья
9. Внеклассное мероприятие «Рыцарский турнир»
10. Классный час и командная игра на тему:«Административные правонарушения и уголовная ответственность подростков»
11. Классный час «Толерантность – интолерантность»7 класс
12. Чесночно-кефирная профилактика, или как не заболеть без прививки?
13. Хотите быть здоровы? Принимайте витамины!
14. Программа факультативного курса по краеведению «Знай и люби свой край»(1-4 классы)
15. Календарь знаменательных дат