Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Начальная школа: традиции и инновации»
Выпуск №21 Февраль 2009 | Статей в выпуске: 107


Ольга Николаевна Оленникова,
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
МБОУ гимназии № 11 Октябрьского района
г. Новосибирска

Использование коллективных творческих дел в воспитательной работе

Воспитание и образование являются единым интегрированным процессом образовательного учреждения. Инновационная воспитательная деятельность в системе начального образования базируется на основах личностно-ориентированного образования культурологического типа. В современных условиях необходимо обеспечить ребенку чувство психологической защищенности, способствовать формированию ключевых компетенций, развитию творческого потенциала личности.

Я работаю учителем начальных классов в гимназии третий год. Важной задачей деятельности классного руководителя является создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе. Воспитательная работа охватывает общественное, гражданско-патриотическое, спортивно-оздоровительное, эстетическо-познавательное, социально-психологическое направления; организацию досуга; работу с семьей. Ведущую роль в воспитательной работе в классе отвожу коллективным творческим делам.

С учетом современных требований цель воспитательной работы на второй год обучения была сформулирована следующая: создание ситуации успеха для каждого ребенка в различных направлениях деятельности (учении, общении, взаимодействии с учителями, участии в общественных делах).

Для успешного достижения цели реализовывались следующие задачи:

– развивать индивидуальные способности и интересы учащихся;

– способствовать обретению культуры общения, культуры поведения;

– привлекать каждую семью к участию в школьных и классных делах.

Каждый учебный год в нашей гимназии насыщен общешкольными и классными мероприятиями. Это традиционные общешкольные праздники: «День знаний», «Осенние гостевые», «День Семьи». В русле общешкольной программы провожу мероприятия, ставшие уже традиционными в нашем классе: «День именинника», КВН. Для внеклассной работы использую различные формы проведения.

Внеклассное мероприятие «Взрослые и дети», о котором хотелось бы рассказать подробнее, было посвящено «Дню семьи». Родители в этот день стали учениками, а уроки проводили дети. Родители под звуки школьного вальса заняли места за партами. Дети выбрали тот предмет, который бы хотели преподавать. Важной настраивающей деталью были бейджики с именами: у детей – «Александра Константиновна», и у родителей – просто «Саша», «Галя». Родители в этот день могли поработать в группах, выйти к доске и рассказать стихотворение, нарисовать забавные фигурки, проявить себя в инсценировке песен и зажигательных танцах. А дети очень волновались за родителей: справятся ли с заданиями, и радовались причастности общему делу. В такой совместной деятельности закладываются ценности семейного общения. Еще можно отметить участие каждого ребенка и возможность выбора области деятельности, представляющей наибольший интерес.

Участие в школьных праздниках «Рождественские посиделки» и «Масленица» заинтересовало ребят русской народной культурой и традициями. Так возникла идея коллективного творческого дела. Проект «Ярмарка» требовал тщательной подготовки и участия каждого ребенка. Была организована подготовительная работа. Мы побывали на экскурсии в Краеведческом музее, собрали необходимую историческую информацию о народных костюмах, предметах быта, народных праздниках и гуляниях. Одним из таких русских традиционных праздников являлась ярмарка, на которой не только проходила торговля, но также были развлечения, «приезжали, чтобы на людей посмотреть и себя показать».

Ребята увлеченно готовились к проведению ярмарки, участники мастерили поделки на продажу. Денежным эквивалентом являлись пуговицы, народные костюмы придали празднику необходимый колорит. Для ярмарки мы разучили частушки, пословицы, народные песни, игры и хороводы.

Благодаря такой подготовке, праздник прошел на одном дыхании. Сначала добрые молодцы и красные девицы показали себя в хороводе, исполняли частушки и песни. Затем состязались в знании народной мудрости: отгадывали загадки, собирали рассыпанные пословицы и поговорки. Проявили чудеса ловкости в народных играх. И, конечно, с нетерпением ждали, когда начнется торговля. Каждый мог побывать в роли покупателя и продавца. Родители приняли активное участие – продавали блинчики, оладьи, пирожки. Можно отметить, что для реализации этого проекта понадобились умения, приобретенные на уроках труда (изготовление поделок), знания по окружающему миру, русскому языку, литературе и математике (подсчет и деление пуговиц). Праздник вызвал большой интерес со стороны детей и родителей, и было принято решение обязательно повторить его на следующий год.

Ваш товар – наш купец, кто купил, тот молодец!

Еще одним коллективным творческим делом можно считать выпуск «Классной газеты». В этом классном периодическом издании, выходящем раз в четверть, нашли свое отображение отклики ребят и их родителей на события, происходящие в гимназии, классе. Через газету поздравляли именинников, можно было опубликовать свои размышления, творческие работы. Публикации стали хорошим рефлексивным моментом, и дети, и родители с нетерпением ждали каждого нового выпуска. На сегодняшний момент существуют уже шесть выпусков «Классной газеты», установились постоянные рубрики «Калейдоскоп событий», «Праздничная страничка», «Будущие писатели», «Веселые открытия», с увлечением работает постоянный и сменный состав редакционной коллегии. Привожу несколько публикаций из «Классной газеты».

Мы на ярмарке гуляли и товары продавали.

– Плати пятачок за сочный кусок!

Покупаем, продаем, песни звонко мы поем.

Танцы, шутки, смех позабавят здесь всех!

Алина Володина

Мне очень понравился праздник «Ярмарка». На ярмарке мы торговали. К этому празднику нужно было сделать поделки своими руками из соленого теста, из пластилина, из бусинок. Мы покупали товары за пуговицы. Еще на празднике были игры, частушки, загадки. А мамы продавали свои товары – выпечку и сладости.

Маша Камышева

Традиционный праздник «День семьи» в этом году был приурочен к 20-летию гимназии. В нашем классе была викторина. Родители выступали в роли учеников, а дети в роли учителей. Соревновались две команды родителей. Наши дети старались, задавали нам вопросы по разным предметам: русскому языку, математике, литературному чтению, окружающему миру. Дети очень переживали, справятся ли родители с заданиями? Все прошло очень весело! Победила дружба! Приятно было снова «оказаться в детстве», отвечать у доски, с выражением читать стихи.

Алевтина Владимировна Шишканова

У нас в классе был праздник «День семьи». К нам в гости пришли мамы и папы. Мы были учителями, а родители учениками и ученицами. Мальчики и девочки проводили уроки. Уроки проходили в веселой, шуточной форме. Родители снова почувствовали себя школьниками. Этот веселый праздник запомнился всем!

Вова Куликов

Это был незабываемый день. Что было у нас в классе – это был восторг! Были конкурсы, где принимали участие родители и мы. Было очень интересно наблюдать, как они выполняют задания. Был веселый блицтурнир, а еще родители рисовали из ладошек всяких зверей. Потом мы смотрели концерт.

Лера Логачева и Саша Бирюков

За учебный год прошло немало интересных мероприятий. И, можно сказать, что все они были направлены на достижение поставленных задач. Анализируя воспитательную работу, можно отметить как положительные моменты, так и трудности, с которыми пришлось столкнуться.

По окончании учебного года заполняются листы индивидуальных достижений учащихся. В них отмечаются такие проявления личностных качеств, как общественная активность, ответственность, организованность, инициативность и многое другое. Отслеживание результатов наблюдений позволяет точнее увидеть изменения, происходящие в классном коллективе, у каждого ребенка, выявить проблемы и наметить пути их решения. Данные таблицы свидетельствуют о том, как изменилась общественная активность детей.

Общественная активность

Май 2007

Май 2008

Активно участвует во всех процессах, не считаясь с собственным временем

5

8

Принимает активное участие в делах, но не за счет своего свободного времени

6

10

Не проявляет активности, но поручения выполняет

12

8

Редко принимает участие

5

3

Отказывается участвовать

Возросла активная позиция детей. Для этого были использованы формы работы, вызывающие наибольший интерес со стороны детей. В классе уже стало традиционным обсуждение состоявшегося мероприятия: что особенно получилось, над чем еще нужно работать; совместное планирование будущих мероприятий.

Для наглядности и осязаемости собственных достижений продолжалась работа по созданию личного портфолио учащегося. Каждый ребенок в классе имеет свою папку, куда он вкладывает свои творческие работы, кроме того, многие ребята стали обладателями таких отличий: «Прекрасное выступление на празднике», «Интересная идея», «Спортивные успехи», «Специальный корреспондент» и т.д.

На протяжении всего учебного года велась работа над созданием ситуации успеха для каждого ребенка через различные направления деятельности во внеклассной деятельности. Перспектива дальнейшей работы состоит в том, что ситуация успеха, ощущение собственной состоятельности необходимы нам всем, поэтому работа в этом направлении будет продолжена. В этом суть работы по сохранению и поддержке индивидуальности ребенка, развитию творческих способностей младших школьников.
Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 27)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Рубрика «Классный час для классного руководителя» электронной газеты «Интерактивное образование» как ресурс повышения профессиональной компетенции педагогов
2. ПОЗДРАВЛЯЕМ ПОБЕДИТЕЛЕЙ КОНКУРСА статей электронной газеты «Интерактивное образование» в рубрике «Классный час для классного руководителя»!
3. Воспитательное пространство классов первой образовательной ступени
4. Обеспечение преемственности между дошкольным и начальным образованием
5. Красота спасет мир!
6. Реализация программ по охране здоровья школьников в школе № 131
7. Использование коллективных творческих дел в воспитательной работе
8. Наш экипаж – семья
9. Внеклассное мероприятие «Рыцарский турнир»
10. Классный час и командная игра на тему:«Административные правонарушения и уголовная ответственность подростков»
11. Классный час «Толерантность – интолерантность»7 класс
12. Чесночно-кефирная профилактика, или как не заболеть без прививки?
13. Хотите быть здоровы? Принимайте витамины!
14. Программа факультативного курса по краеведению «Знай и люби свой край»(1-4 классы)
15. Календарь знаменательных дат