Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Начальная школа: традиции и инновации»
Выпуск №21 Февраль 2009 | Статей в выпуске: 107


Программа факультативного курса по краеведению «Знай и люби свой край»(1-4 классы)

Светлана Анатольевна Денисова,
директор МБОУ гимназии № 13
Центрального района г. Новосибирска,
учитель высшей квалификационной категории
Татьяна Николаевна Кравец,
заместитель директора по УВР,
учитель высшей квалификационной категории
МБОУ гимназии № 13
Центрального района г. Новосибирска

(1-4 классы)

Пояснительная записка

Любовь к Родине, стремление служить своему народу, своей стране, чувство национальной гордости не возникают у людей сами по себе. С самого раннего возраста необходимо целенаправленное воздействие на человека. При этом надо помнить, что любовь к Родине у ребёнка начинается с ощущения родного края, земли, на которой он родился и вырос.

Краеведческая работа в городе со столь славной историей не может не заинтересовать учителя, поскольку несет в себе огромный образовательный, воспитательный и развивающий потенциал.

Широкие возможности, открывающиеся в рамках краеведения, вместе с тем возлагают и определенную ответственность на учителя, ведь его главная задача состоит в том, чтобы знания, переданные детям, в конечном счете, стали основой духовности, правильного эмоционального восприятия окружающей действительности.

Курс рассчитан на 34 часа, по 1 часу в неделю в 1 классе, 2 классе, 3 классе и 4 классе.

Цель курса

Воспитание у школьников любви к Родине, стремление служить своему народу, своей стране, воспитание чувства национальной гордости.

Задачи курса

1.Дать обучающимся знания по истории, географии, экономике, культуре города Новосибирска и Новосибирской области.

2.Приобщать к истории родного края, проводить исследования края, вызывать у них интерес к событиям, людям, явлениям своей малой родины.

3.Совершенствовать умения и навыки работы с исторической картой, дополнительной литературой.

Основные формы занятий

Чтение художественных и научно-познавательных текстов, рассказы учителя, встречи с интересными людьми, экскурсии, просмотры кино-, видеофильмов, практические работы, викторины.

Итоговыми занятиями могут стать олимпиады по краеведению, викторины, интеллектуальные игры, исследовательские проекты.

Организуя краеведческую работу в школе на основе исследовательского подхода, целесообразно использовать различные источники информации в своем крае (печатные источники, карты, архивы, памятники истории и культуры, библиографии, наблюдения объектов природы).

Объем краеведческого материала велик, поэтому в своей работе необходимо выделять три содержательных блока: исторический, географический, биологический, которые прописаны в каждом классе.

1-й класс. 33 часа.

Знакомство с историей родного края начинается с дома, где живет ребенок, двора, школы… Поэтому первоклассники знакомятся с историей родного края на экскурсиях. Экскурсия по гимназии №13, в библиотеку гимназии, школьный музей. Экскурсия по микрорайону, в Центральный парк, парк «Березовая роща». Осенняя, зимняя, летняя экскурсии. Экскурсии в детскую Областную библиотеку им. Горького. Экскурсия в Зимний сад «Сибирская сказка». «Путешествие» по улицам Центрального района. Экскурсия на детскую киностудию «Поиск» (мультфильмы). Экскурсия на Станцию юных натуралистов. В гости к лошадям (катание верхом). Экскурсия на завод «Кока-кола».

2-й класс. 34 часа.

Тематическое планирование

№ п/п

Тема занятия

Тип

занятия

Кол-во

часов

1. Во времена великих ледников. Урок открытых мыслей

1

2. По следу мамонта. Откуда мы знаем про мамонта. Урок-беседа

1

3. Где и как жили мамонты. Урок фантазирования

1

4. Почему мамонты вымерли? Экскурсия в Краеведческий музей

1

5. Где и как жили мамонты. Викторина. Аукцион знаний
6. Древние рисунки неизвестных художников. Художественные промыслы. Экскурсия на фабрику керамических изделий

1

7. Древнейшие жилища Сибири. Экскурсия в Краеведческий музей (отдел истории)

1

8. Древнейшие жилища Сибири. Урок-соревнование (конкурс рисунков)

1

9. Первые охотники в Сибири. Урок-сказка

1

10. Первые рыболовы в Сибири. Урок открытых мыслей

1

11. Скотоводы и земледельца в Сибири. Урок-путешествие

1

12. Как торговали сибиряки. Урок-спектакль

1

13. Древняя одежда сибиряков. Урок практической работы

1

14. Как в Сибири строили дома. Экскурсия в Музей Центрального района

2

15. Во что верили в древности. Видео-урок

1

16. Археология и этнография (памятники культуры и быта древних жителей Сибири, мумия). Экскурсия в Музей археологии и этнографии

2

17. Природа древней Сибири. Урок-путешествие

1

18. Растительный мир Сибири. Урок-путешествие

1

19. Растительный мир Сибири. Урок-КВН

1

20. Растительный мир Сибири. Интеллектуальная игра

1

21. Животные Сибири. Урок-путешествие

1

22. Животные Сибири. Урок-загадка

1

23. О разнообразии животного мира Сибири. Экскурсия в Зоологический музей

1

24. Освоение Сибири русскими. Урок открытых мыслей

2

25. Коренные народы Сибири раньше. Интегрированный урок

1

26. Коренные народы Сибири сейчас. Урок-эврика

1

27. Как жили дети в древности. Урок-спектакль

1

28. Как раньше учились дети. Урок взаимного обучения

1

29. Деревянное зодчество Сибири. Экскурсия в Музей деревянного зодчества под открытым небом

2

30. Деревянное зодчество под открытым небом. Музей деревянного зодчества под открытым небом Урок-творчество

1

3-й класс. 34 часа.

Тематическое планирование

№ п/п

Тема занятия

Тип

занятия

Кол-во

часов

1. История моей школы. Интегрированный урок

1

2. Школьный музей. Экскурсия в Музей гимназии №13

1

3. Моя Родина – Российская Федерация. Урок-путешествие

1

4. Символика города Новосибирска (герб, флаг, гимн). Комбинированный урок

1

5. Новониколаевск-Новосибирск Экскурсия по городу

2

6. Достопримечательные места нашего города. Волшебный конверт

1

7. Путешествие по левобережью на экскурсионном трамвае. Экскурсия с заездом в музей трамваев

2

8. По водным просторам области (реки). Урок-сказка

1

9. По водным просторам области (озера, пруды). Обское водохранилище. Экскурсия на Обское водохранилище

1

10. «Путешествие по улицам родного города». Возрождение улицы Александра Сергеевича Пушкина. Урок фантазирования

1

11. Улицы Центрального района. Урок-конференция

1

12. Улицы Дзержинского и Заельцовского районов. Урок-конкурс

1

13. Улицы Железнодорожного района. Урок-игра

1

14. Улицы Калининского и Октябрьского районов. Урок-турнир

1

15. Любимые уголки природы. Экскурсия в Ботанический сад

2

16. Таинственный мир театра. Закулисье театра «Глобус». Урок-спектакль

1

17. Обитатели флоры и фауны Новосибирской области. Урок открытых мыслей

1

18. Обитатели флоры и фауны Новосибирской области. Экскурсия в Краеведческий музей «Мир животных»

1

19. Обитатели флоры и фауны Новосибирской области. Экскурсия в лаборатории экологического воспитания. «Живые уголки природы»

1

20. Обитатели флоры и фауны Новосибирской области. Викторина, аукцион знаний

1

21. Сельское хозяйство в Новосибирской области. Урок-путешествие

1

22. Архитектура Новосибирска. Урок-творчество

1

23. Культурные центры Сибири. Экскурсия в Немецкий культурный центр

1

24. Культурные центры Сибири. Интегрированный урок

1

25. «Сибиряк – твой подвиг бессмертен!» Экскурсия в Музей Александра Ивановича Покрышкина, к Монументу Славы

3

26. Первый метрополитен Сибири. Урок-путешествие

1

27. «Где родился, там и пригодился». Интеллектуальная игра

1

28. «Люби свой город» Интеллектуальная игра

1

29. «Знай и люби свой край». Олимпиада

1

4-й класс. 34 часа

Тематическое планирование

№ п/п

Тема занятия

Тип

занятия

Кол-во

часов

1.

История образования Новосибирской области. Урок-эврика

1

2.

Территория и географическое положение Новосибирской области. Урок практической работы

1

3.

История географических объектов Новосибирской области. Урок-диалог

2

4.

Путешествие по улицам города. Улицы Советского, Первомайского, Ленинского, Кировского районов, Академгородка. Работа на компьютере с программой «Дубль ГИС»

2

5.

Дорога в мир знаний. Экскурсия в Государственную публичную научно-техническую библиотеку

1

6.

Природа Новосибирской области. Внутренние воды, их практическое значение. Урок-путешествие

1

7.

Природа Новосибирской области. Экскурсия в Музей цитологии и генетики

1

8.

Природа Новосибирской области. Растительный мир. Урок-КВН

1

9.

Природа Новосибирской области. Животный мир. «Пресмыкающиеся и земноводные». Интеллектуальная игра

1

10.

Природа Новосибирской области. Полезные ископаемые. Экскурсия в Геологический музей

2

11.

Что дает наш край стране. Урок-диспут

2

12.

Новосибирская область в годы Великой Отечественной войны. Экскурсия в Музей Сибирского военного округа

2

13.

Новосибирская область в годы Великой Отечественной войны. Встреча с ветеранами

1

14.

Сибиряк – это звучит гордо! Почётные граждане Новосибирска. Урок-диспут

2

15.

Новосибирская земля богата талантами. Интегрированный урок

2

16.

Новосибирская земля богата талантами. Музей истории Новосибирской государственной консерватории им. М.И.Глинки Экскурсия в Музей истории Новосибирской государственной консерватории имени Михаила Ивановича Глинки

1

17.

Новосибирская земля богата талантами. Поэты и писатели. Урок-конкурс

1

18.

Праздники и обряды. Дела самоварные. Урок-сказка

1

19.

Праздники и обряды. Чайные церемонии. Масленица. Урок-игра

1

20.

Праздники и обряды. Интеллектуальная игра

21.

Новосибирск – город заводов и фабрик. Урок-путешествие

1

22.

Новосибирск – город заводов и фабрик. Производство лимонада. Экскурсия на Картографическую фабрику

1

23.

Новосибирск – город ученых и наук. Урок-конференция

1

24.

Сибирская Ярмарка – главная ярмарка Сибири. Урок открытых мыслей

1

25.

Новосибирск – город студентов. Экскурсия в Музей Новосибирского государственного университета

1

26.

Новосибирск – город спорта и спортсменов. Экскурсии в Музей Олимпийской славы, физической культуры и спорта Новосибирской области

1

27.

«Мой Новосибирск». Олимпиада, аукцион знаний

1

Приложение 1. Викторина «Гордость города Новосибирска»

Приложение 2. Викторина по краеведению «По следу мамонта»

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 7)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Рубрика «Классный час для классного руководителя» электронной газеты «Интерактивное образование» как ресурс повышения профессиональной компетенции педагогов
2. ПОЗДРАВЛЯЕМ ПОБЕДИТЕЛЕЙ КОНКУРСА статей электронной газеты «Интерактивное образование» в рубрике «Классный час для классного руководителя»!
3. Воспитательное пространство классов первой образовательной ступени
4. Обеспечение преемственности между дошкольным и начальным образованием
5. Красота спасет мир!
6. Реализация программ по охране здоровья школьников в школе № 131
7. Использование коллективных творческих дел в воспитательной работе
8. Наш экипаж – семья
9. Внеклассное мероприятие «Рыцарский турнир»
10. Классный час и командная игра на тему:«Административные правонарушения и уголовная ответственность подростков»
11. Классный час «Толерантность – интолерантность»7 класс
12. Чесночно-кефирная профилактика, или как не заболеть без прививки?
13. Хотите быть здоровы? Принимайте витамины!
14. Программа факультативного курса по краеведению «Знай и люби свой край»(1-4 классы)
15. Календарь знаменательных дат