Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Начальная школа: традиции и инновации»
Выпуск №21 Февраль 2009 | Статей в выпуске: 107


Галина Георгиевна Мурашкина,
заслуженный учитель Российской Федерации,
заместитель директора по учебной работе
высшей квалификационной категории
МБОУ гимназии № 11 Октябрьского района
г. Новосибирска

Инновационная деятельность учителя как условие реализации современных целей общего начального образования

Образ начальной школы гимназии № 11 – это оптимальное и эффективное использование классических традиций и современных требований к качеству образования. Методическая тема: «Совершенствование образования младших школьников на основе компетентностного подхода», над которой работает кафедра учителей начальных классов, отражает актуальность данного исследования в педагогической деятельности учителей на пороге перехода на стандарты второго поколения.

Согласно приказу департамента образования Новосибирской области от 05.09.2008 г. № 829 «Об организации апробации материалов федеральных государственных образовательных стандартов» с сентября 2008 года в четырех первых классах гимназии начался эксперимент по апробации федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения. Опытные учителя высшей и первой квалификационной категории Ищенко С.А., Перминова М.С., Кохан М.А., Москалева А.А. начали работать в рамках эксперимента. Создавая систему деятельности по обеспечению равных возможностей и условий для развития, воспитания и обучения каждого первоклассника, они опираются на педагогический опыт, инновационную деятельность и традиции гимназии, где воспитание и образование младших школьников – взаимосвязанный процесс.

Важным результатом воспитания в документах федерального государственного стандарта выделяется обеспечение минимально необходимых воспитательных эффектов образования в соответствии с запросами общества, государства, семьи и личности школьника. Для решения данной задачи создана программа воспитания на первой ступени в гимназии. Она направлена на решение следующих задач:

– создание воспитывающей среды;

– разработка личных планов воспитания социальных и личностных компетенций у учащихся;

– использование личностно-ориентированных технологий в образовании младших школьников;

– внедрение методов диагностики уровня развития ценностно-смысловых компетенций.

Впервые в базисном учебном плане в стандартах второго поколения выделены часы на внеучебную деятельность, которые позволяют в рамках финансирования дополнить новые направления в подготовке развитой личности школьника. В текущем учебном году внеучебная деятельность в первых классах организована учителями начальных классов и педагогами дополнительного образования по следующим направлениям:

– спортивно-оздоровительные кружки и секции (плавание, спортивная гимнастика, общая физическая подготовка, кружок «Здоровое питание);

– художественно-эстетические студии (хорового пения, русских народных «Калинка» и бальных танцев, вокальная «Мастер-класс», театральная, изо «Лепестки»);

– образовательные кружки («Математическая шкатулка», «Мир сказок», «Экономика для малышей»);

– патриотические (студия «Жар-птица», фольклорный кружок);

– проектная деятельность представлена в форме исследовательской работы со способными ребятами «Мир вокруг нас»;

– общественно-полезная деятельность функционирует как проект на параллели первых классов «Творческая мастерская».

В семилетнем возрасте у ребенка проявляется самосознание и самооценка. Воспитательная среда в условиях уважительного отношения к младшему школьнику поддерживает и развивает его индивидуальность, порождает личные смыслы учения и жизни; стимулирует к самостоятельному решению жизненных проблем в нестабильном социуме. Единство целей в урочной и во внеурочной деятельности позволяет учителю отслеживать развитие ребенка, уровень его творческого роста.

Главное, что следует поддерживать в учениках – процессы его духовно-нравственного развития и становления личности, уважение к себе, к окружающим. В связи с этим особая роль в работе с младшими школьниками гимназии отводится родителям. Они активные участники и организаторы многих мероприятий, но в традиционном празднике «День семьи» являются участниками совместной деятельности с детьми своего класса.

Создание условий для развития ребенка начальной школы определяют суть педагогической деятельности на первой ступени образования гимназии. В связи с этим целенаправленно решаются следующие задачи:

– сохранение здоровья детей (психическое, духовное, физическое);

– формирование желания и умения учиться;

– развитие инициативности, самостоятельности, навыков сотрудничества в различных видах деятельности;

– развитие оценки и самооценки;

– формирование базовых компетенций;

– совершенствование учебных достижений.

В стандарте особая роль отводится формированию общеучебных умений и навыков, уровень которых в значительной степени предопределяет успешность дальнейшего обучения с начальных классов. Технические средства обучения, ИКТ используют все учителя 1-4 классов. Практически в каждом классе гимназии имеются компьютеры, используются 5 интерактивных досок.

В рамках реализации проекта «1 ученик – 1 компьютер» в 2008 году получены 24 персональных компьютера (Classmate PC). Уроки с персональными компьютерами позволяют учителям Щербаковой Р.Н. (3 «В»), Воротниковой М.А. (2 «А») не только организовать самостоятельную работу в групповом чате, но и проконтролировать деятельность каждого ученика по усвоению новых знаний.

Система общего развития Л.В. Занкова, по которой работают все учителя начальной школы, дает большие преимущества в решении задач современного образования младших школьников. Учебная и воспитательная работа буквально пронизана реализацией принципа системной дифференциации и направленностью на развитие личности учащихся. Эта система обобщает и систематизирует опыт учителя-занковца, а не навязывается сверху, чтобы учитель свой опыт подгонял под него. Активизируется механизм коллективного учебного взаимодействия на уроке в целом, что способствует повышению степени активности детей, формированию поведенческих навыков, определению социальных ориентиров, нравственной позиции. Содержание учебников нацелено на активизацию жизненного опыта детей. На основе науки, литературы и искусства дается общая картина мира, формируется отношение к действительности, развивается внутреннее побуждение к учению. Принципиальную роль играет то, что единство воспитания и обучения достигается не путем внешних увязок, а именно благодаря особенностям самого обучения по данной системе. Помогает созданию атмосферы искренности и доверия в классе безотметочное оценивание на уроках, по которому учителя 1-5-х классов гимназии работают с 2002 года. Разработан механизм отслеживания общеучебных умений и навыков. Освоенные в связи с этим направлением требования к развивающему обучению позволяют эффективно организовывать учебную и внеклассную работу.

Начальное общее образование закладывает основы гендерного подхода, где особая роль отводится духовному воспитанию личности, формированию нравственного облика человека. Специальные исследования показывают, что «воспитание, обучение и лечение детей без учета их пола чревато многими погрешностями, сказывающимися не только на непосредственном состоянии мальчика или девочки, но нередко оказывающими влияние и на их личностное развитие в последующей жизни» (О.А. Соломенкова, Н.А. Баранникова). В настоящее время гендерный подход поднимается и в образовании. В гимназии исследование данной проблемы рассматривалось в логике преемственности между семьей и школой. Проведен педсовет с участием родителей «Внедрение гендерного подхода в образовании как условие социализации личности», родительский лекторий по вопросам полоролевого воспитания. В концепции стандартов нового поколения, наряду с другими принципами, нашли отражение принципы, на которых базируется гендерное воспитание младших школьников. На них опираются в работе учителя гимназии:

– учет возрастных возможностей и психофизиологических особенностей пола ребенка;

– учет его индивидуальных особенностей;

– взаимосвязи с окружающим миром;

– духовно-нравственное воспитание;

– взаимодействие семьи и педагога.

Начиная с первого класса, учителя отслеживают уровень сформированности полоролевых представлений у школьников, намечают работу с семьёй. В этом направлении планируется работа на уроках, во внеклассных мероприятиях, учитываются особенности мальчиков и девочек.

В материалах Концепции по совершенствованию качества образования указывается на то, что учитель нашего времени должен быть социально компетентным, иметь перспективы развития, быть примером высокого гражданского суждения, проявляющего истинную любовь к детям. Благодаря инновационной деятельности учителя гимназии имеют возможность повышать методическое мастерство, а вера в ребенка, в его возможности помогают учителям начального звена добиваться высоких результатов.

В состав кафедры входят 17 учителей начальных классов, два логопеда, психолог. Имеют высшую квалификационную категорию 13, первую – 4, вторую – три. Имеют звание «Заслуженный учитель» – 1. Награждены значком «Отличник просвещения» – 2, премией губернатора – 1.

В словах английского философа Герберта Спенсера «Великая цель образования – это не знания, а действия» в современных условиях на инновационно-технологическом реформировании системы образования обозначены стратегические задачи, тенденции в работе по повышению качества образования. Образование человека рассматривается в контексте его социализации в обществе, «…в освоении им какой-либо культурной традиции как системы ранее выработанных средств (компетенций), позволяющей взаимодействовать с окружающим миром, развивать свои способности, реализовывать себя как «Я» и быть успешным в данном обществе». (Из концепции модернизации образования). Во всех материалах по реформированию образования компетенции выдвигаются на первый план, т.к. становятся ведущим содержанием образования, его основными результатами: «Базовое звено образования – общеобразовательная школа, модернизация которой предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие их личностей, их познавательных и созидательных способностей». (Из концепции модернизации образования).

Главная задача при компетентностном подходе заключается в том, чтобы выявить эффективные способы, методики диагностики личностного роста ребенка.

Поэтапно, начиная с первого класса, учителя учат детей работать с основными компонентами учебника, составлять простой план письменного ответа, находить нужную книгу, статью, пользоваться справочной литературой. К четвертому классу школьники должны уметь пользоваться техническими средствами массовой информации (грамзаписи, телевидение, видеокино, компьютерной техникой). Это позволяет решить одну из задач современного образования – формировать способность человека к самостоятельному выходу за пределы собственной компетенции для поиска способов действия в новых ситуациях.

По исследованиям 2007-2008 учебного года, у 85% четвероклассников гимназии сформированы коммуникативные умения (у 96 учащихся из 113). Умеют отличать новое от известного 85 учащихся (75%). Отмечают, что нужна дополнительная информация в некоторых случаях – 75 (66%), умеют находить нужную информацию по заданию учителя и по личной инициативе в различных источниках – 80 (71%). Умеют пользоваться словарями, справочниками, компьютером 90 школьников (80%). Учащиеся успешно обучаются, справляются с творческими, дополнительными заданиями по всем предметам.

Позитивными результатами в работе с младшими школьниками гимназии считаю следующие: обучение без второгодников по созданной технологии безотметочного обучения; стабильность уровня обученности; устойчивая мотивация школьников к учебе, к школе; создание диагностических материалов по отслеживанию уровня подготовки младших школьников при безотметочной оценке знаний, умений, навыков; развитие творческих способностей, формирование базовых компетенций.

Учителям, родителям, администрации образовательных учреждений необходимо осмыслить требования к образованию, предъявляемые новыми стандартами и находить новые подходы в работе. Направленность на воспитание и развитие школьника – основа деятельности педагогического коллектива гимназии. Но многое зависит от учителя. Учителям придется пересмотреть всю работу, освоить новые методы, принять, практически осуществить системность требований, заложенных в стандартах второго поколения:

– требования к структуре основных образовательных программ;

– требования к результатам их освоения;

– требования к условиям их реализации.

Таким образом, современной школе нужна новая модель – «школа активного ученика». К этому стремился и стремится коллектив начальной школы гимназии.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 80)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела