Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Начальная школа: традиции и инновации»
Выпуск №21 Февраль 2009 | Статей в выпуске: 107


Нина Эриковна Фролова, Ольга Викторовна Толстых, Татьяна Андреевна Осипчук,

Нина Эриковна Фролова,
Заслуженный учитель РФ,
заместитель директора по научно-методической работе;
Ольга Викторовна Толстых,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории;
Татьяна Андреевна Осипчук,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
МБОУ лицея № 81 Калининского района г. Новосибирска

Из опыта работы по организации исследовательской деятельности в лицее № 81

Никто не удивляется в наш рациональный век раннему проявлению таланта художника, поэта, музыканта. Однако считается, что творческий импульс в области наук должен приходиться на более зрелый возраст. Научное развитие школьников редко поднимается выше олимпиадного уровня, поэтому и исчезли ранние естественнонаучные таланты, которыми был богат XIX век.

В нашем лицее ведется систематическая работа по привлечению школьников к участию в научно-исследовательском движении. Начинается такая работа уже в начальных классах. И это неспроста. Исследовательская деятельность создает определенные условия для формирования собственного социального опыта. Когда ученик соприкасается с наукой, он выражается сам и наблюдает самовыражение у других. Это становится для него очевидным и не вызывает отрицания. Прежде всего, наука развивает ум. Она требует от него и, следовательно, воспитывает в нем системность и последовательность. Обучает его различным схемам мышления. Показывает перспективу знаний, а потому заряжает азартом добывать их. Исследовательская деятельность воспитывает интеллектуальный подход к решению любой проблемы, делает ученика внимательнее, спокойнее, конструктивнее. Такая деятельность развивает речь, пополняет лингвистический багаж, совершенствует, обогащает лексику, формирует коммуникативную компетентность. Учит умению описывать проблему, находить способы ее решения, докладывать полученные результаты слушателю. Она учит деликатно вести научный спор, научную дискуссию, вежливо и уважительно выслушивать оппонента, принимая или не принимая его точку зрения, уважать себя, других и сам интеллектуальный труд.

Навыки исследовательской деятельности развивают у учащихся начальных классов познавательные и творческие способности, а также личные качества, способствующие успешной научно-исследовательской работе.

Можно смело утверждать: научное сообщество учащихся устойчиво существует в лицее № 81. Объяснение этого феномена состоит в том, что учителя уже в школе первой ступени успешно работают с учениками по формированию исследовательских навыков.

Реализуя программу по преемственности в обучении, учителя начальных классов и учителя-предметники сотрудничают в создании программ спецкурсов исследовательской направленности, составлении сценариев конференций, диспутов и интеллектуальных состязаний, выработке единых требований и критериев оценки исследовательских работ школьников.

Примером такого сотрудничества может послужить совместная деятельность учителя начальных классов Татьяны Андреевны Осипчук и учителя русского языка и литературы Ольги Викторовны Толстых. Выполненная под их руководством исследовательская работа по литературному чтению «Роль антонимии в идейном содержании произведения В. Гаршина «Сказка о жабе и розе» заняла первое место на районной научно-практической конференции младших школьников.

Как к этому сотрудничеству пришли Татьяна Андреевна и Ольга Викторовна? Многие методы и приемы, которые использует на уроках русского языка и литературного чтения учитель начальных классов, способствуют развитию исследовательских умений, необходимых школьнику в среднем и старшем звене. Учитель-предметник, который продолжит работу с учащимися в школе второй и третьей ступенях, знакомится с особенностями преподавания в данном классе: ему необходимо будет развивать приобретённые учащимися в начальной школе компетентности, вооружать новыми. Значит, нужны общие подходы, требования, методы учебно-исследовательской деятельности, приёмы становления навыков научно-исследовательской деятельности.

Татьяна Андреевна:

«Большое значение имеет работа со словом, поэтому я учу детей уже в начальных классах работать со словарем, собирать материал о словах, анализировать, сравнивать, удивляться находкам, что пробуждает интерес к истории языка, к живому слову. Работать со словарем мои ученики начинают уже в 1 классе, как только появляется первое словарное слово. Такую работу провожу в несколько этапов, каждый из которых призван решать конкретную задачу:

Первый этап – это введение нового слова. Представление слова – очень важный момент! Нужно так презентовать его, чтобы ученик сразу полюбил это слово. Приемы использую разные: чтение загадки, рассматривание репродукции, решение кроссворда, описание признаков предмета, толкование слова (по типу игры «Поле Чудес») и т.д.

Второй этап – работа над «слуховым» обликом слова: проговаривание хором (знакомство с орфоэпической нормой), проговаривание по одному.

Третий этап – работа со «зрительным» обликом слова: запись слова в тетрадь, с учетом решения орфографической задачи.

Четвертый этап – работа с орфографическим словарем. Каждый ребенок самостоятельно обращается к словарю, чтобы набираться опыта работы со справочным материалом, чтобы учиться пользоваться различными видами словарей.

Пятый этап – определение лексического значения слова по толковому словарю.

Шестой этап – этимологический анализ слова.

Нужно отметить, что работа с различными словарями позволяет ребенку самостоятельно решать лингвистические задачи, ориентироваться в справочной литературе и знать, когда и при каких обстоятельствах можно обратиться к тому или иному словарю.

Свои первые «исследования» слов ученики заносят в собственные «Толковые словарики». Это обычная тетрадь. На одной странице ребенок печатает слово по клеточкам, выделяя другим цветом букву-орфограмму, рисует картинку к слову (можно вырезать и приклеить), ищет загадку, чтобы слово было отгадкой, либо слово входило в загадку. Другая страница – творческая. На ней ученик ведет свои наблюдения-исследования по заданному алгоритму:

1. Лексическое значение слова (по толковому словарю).

2. Многозначное оно или однозначное.

3. Однокоренные слова с указанием корня.

4. Где и как работает это слово. (Нужно написать пословицы, поговорки, фразеологические обороты, крылатые слова и выражения, предложения из прочитанных произведений и стихотворений.)

Постепенно языковой материал накапливается, ребенок учится различным видам деятельности: поиску нужной информации в словарях, справочниках, художественной литературе; отбору необходимого материала по теме; представлению полученного результата. Такая работа дает импульс к творческому началу, формирует у учащихся уверенность в себе, учит уважительному отношению к своему интеллектуальному труду и к труду одноклассников.

Так можно увидеть ребенка, который способен заниматься научно-исследовательской деятельностью, которому можно предложить создать проект или написать исследовательскую работу. Мои ученики успешно занимаются исследованием языковых средств в произведениях художественной литературы. Например, Чуркина Оксана, работая с антонимами в «Сказке о жабе и розе» В. Гаршина, пришла к выводу о том, что посредством контекстуальных антонимов автор раскрывает идейное содержание сказки.

В начале работы мы поставили перед собой цель, определили задачи, выдвинули гипотезу, выбрали методы изучения текста. Наша работа состояла из двух глав. В первой главе мы представили материал об антонимах, их разновидностях и особенностях употребления в тексте. Затем ученица составила таблицу, выписав из произведения слова с противоположным значением. Такая работа позволила наглядно увидеть, что противопоставление звучит уже в самом названии. В сказке Жаба и Роза – контекстные антонимы, и все, что связано с миром Розы, противостоит миру Жабы. Самым сложным явилось описание наблюдений за антонимами в тексте. Но с этими трудностями мы справились. Цель работы была достигнута, гипотеза подтверждена. Чтобы представить наше исследование, мы создали презентацию и составили автореферат. Огромный опыт в такого вида деятельности получила ученица. И сейчас, обучаясь в шестом классе, Оксана с удовольствием участвует в исследовательском движении школьников.

Большую помощь в работе по научно-исследовательской деятельности оказывает учитель русского языка и литературы Толстых О.В., которая ежегодно проводит в начале учебного года семинар для учащихся и учителей лицея «Основы исследовательской деятельности».

Ольга Викторовна:

«Считаю, что такой семинар необходим. Он дает возможность каждому учащемуся и его руководителю чётко представить этапы работы. Только та деятельность, которая проводится в системе, может дать хороший результат. Я стараюсь убедить участников семинара в необходимости заниматься исследовательской деятельностью, подробно рассказываю о каждом этапе работы, чтобы уже в самом начале каждый знал, что и как делать.

Программа семинара такова:

1. Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве.

2. Личностная мотивация занимающегося исследовательской деятельностью (анкетирование).

3. Типология творческих работ учащихся.

4. Формы организации исследовательской деятельности:

– проблемное ведение уроков по традиционным предметам;

– введение программ развития исследовательской деятельности;

– элективные и профильные курсы;

– клубы, НОУ;

– конференции и конкурсы;

– группы дополнительного образования;

– исследовательский подход при проведении экскурсий;

– реализация интегрированной образовательной программы общего и дополнительного образования;

– походы и экспедиции;

– общешкольный исследовательский проект.

5. Индивидуальный план выполнения исследовательской работы учащегося.

6. Формулировка темы исследовательской работы.

7. Культура оформления работы.

8. Критерии оценки творческих, исследовательских, проектных работ учащихся.

Я убедилась в правильности своего видения решения проблемы развития исследовательских способностей школьников, будучи на Всероссийском форуме НОУ и Малых Академий Наук в Москве «Образование: взгляд в будущее» в 2006 году, когда мне посчастливилось пообщаться с единомышленниками из городов: Москвы, Лабытнанги, Перми, Златоуста, Обнинска и др.; почерпнуть частицу опыта у Л.Ю. Ляшко, руководителя конференции «Юность, наука, культура»; А.В. Леонтовича, директора Дома научно-технического творчества молодежи г. Москвы; Е.О. Федоровской, к.б.н., зав. кафедрой МГСУ г. Обнинска и др.

Хочу отметить, что организация исследовательской деятельности со школьниками, преподавание им знаний с точки зрения развития конкретной науки – необходимая и важная работа на современном этапе развития общества в целом, и лицея в частности. Эта деятельность формирует очень важные для жизни качества личности, способствует развитию социальной зрелости, осознанного стремления к профессионализму и самосовершенствованию.

Как сказал академик Н.Н. Моисеев, «Наука есть социальное создание человечества, единственное и ни с чем не сравнимое, ибо больше, чем литература и искусство, она носит всемирный характер… Ничего подобного нет ни в какой другой духовной области человеческой жизни».

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 43)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела