Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Начальная школа: традиции и инновации»
Выпуск №21 Февраль 2009 | Статей в выпуске: 107


Мария Викторовна Махнёва,
педагог дополнительного образования
МБОУ СОШ № 61 им. Н.М. Иванова
Советского района г. Новосибирска

Проект за один день

Когда взрослые люди, в том числе и педагоги, сталкиваются с необходимостью написания проекта или заявки на участие в конкурсе, для многих это кажется сложным и нереальным делом. А что вы скажете на то, что дети в возрасте 9-11 лет с легкостью осваивают проектный метод и делают свои проекты за один день от рождения идеи до реализации?! Как? Я расскажу.

Слово «проект» пугает детей своей непонятностью только на первом занятии. Страх и непонимание проходит после того, когда мы «находим» проектную деятельность в простых житейских делах. Дети часто становятся участниками домашних праздников. Каким открытием становится для них, что мама, готовясь к приему гостей, в уме проделывает сложный проект с множеством тонкостей. Давайте и мы с вами вспомним, как это бывает.

Званый обед – это проект

Мы оказываемся в ситуации, когда к нам вечером придут гости. Повод не важен, главное гости будут, и с ними надо что-то делать. Обозначим эту ситуацию – «Проблема» (в проектном методе термин «проблема» не всегда имеет отрицательный смысл. «Проблема» – это ситуация, которая требует вмешательства, действий с учетом обстоятельств, изменения ситуации к лучшему). Приготовим ужин. Для того чтобы составить меню, нам нужно учесть, сколько человек мы ждем, кто эти люди (в проекте их называют «аудитория» или «получатели»). Успех нашего ужина напрямую зависит от того, угадаем ли мы вкусы наших гостей или нет, в этом нам поможет знание их «интересов» и предпочтений, (то, какие интересы «получателей» учитываются при планировании действий и какую «пользу» они получат, во взрослых проектах называется «продукт»). Теперь, когда мы вспомнили, что Вася – вегетарианец, Коля – язвенник, а у Маши аллергия на лимоны, мы можем составлять полезное для всех и разнообразное меню с учетом интересов гостей. Список блюд, которые мы собираемся готовить, с указанием количества порций, и будет нашим предполагаемым кулинарным «результатом». Вот так совершенно простыми размышлениями мы с вами прошли первую часть проектирования – «оформление замысла» или «составление концепции проекта». Но вот нюанс! Все наши рассуждения верны, если мы думаем, что гостей обязательно надо кормить. Но ведь приход гостей не обязательно влечет за собой застолье. Можно устроить вечер игры в бридж, рассказов анекдотов или дружеский капустник, то есть творческий вечер. Тогда нужно рассматривать, во что любят играть наши друзья и любят ли вообще … Таким образом, концепция проекта вытекает не из проблемы, а из «идеи» – как мы хотим провести этот вечер.

Проектирование – это творчество

Тот факт, что именно идея влечет за собой проект, дает такое многообразие результатов, которые демонстрируют нам ученики. Приведу неполный перечень «проектных ходов», которые придумали и реализовали дети. Перед ними была поставлена проблема – «Люди плохо знают творчество А.С. Пушкина», и задача – «Повысить интерес читателей к творчеству А.С. Пушкина». Итак, реализованные варианты: «Театральный кроссворд по поэме «Руслан и Людмила», «Сборник ребусов к сказкам Пушкина», интеллектуальные игры и викторины по стихам и сказкам, исполнение стихов Пушкина в стиле рэп, акция «Отгадай название стихотворения» и др.

Любопытно, что когда та же задача была поставлена перед группой педагогов Бердского ГЦДТ, ни один их проект не повторил идеи детей. Педагоги предложили провести «Пушкинский бал» и фестиваль театральных коллективов на материале произведений Пушкина.

Работа с классом

Наш проектный день состоит из четырех основных частей, разных по продолжительности.

В первой части занятия класс работает вместе: идет обсуждение проблемы, постановка задачи и перечисление возможных вариантов ее решения – «проектных ходов». На первых занятиях проблему формулирую я, а активность ребят направлена на ее решение. Позднее, начиная с четвертого занятия, им сообщается только тематика проекта, и весь процесс зависит от их фантазии и работоспособности.

Начиная со второй части, работа идет в группах. «Команда проекта» оформляет замысел, презентует его классу, приступает к составлению общего плана действий и поэтапному планированию, в том числе распределению обязанностей и выбору ресурсов. При творческом подходе к проектной деятельности в этой части занятия ребята осваивают алгоритм оформления проекта, то есть действуют по образцу.

Третий этап занятия самый творческий. Группы работают над реализацией проекта. Здесь есть место и самостоятельному поиску информации, и принятию решений, и творчеству. Есть возможность проявить личные качества в работе с командой.

На последнем этапе – «общественной экспертизе проектов» – команды демонстрируют свои работы. В связи с ограниченностью во времени, не всегда удается полностью завершить работу. Тогда на экспертизу выносится то, что уже готово, а также ребята рассказывают, кто и что делал, что получилось, а что нет. Те команды, которые близки к завершению работы, проводят апробацию проекта (в случае с литературными проектами ученики сразу пробовали проводить викторины, демонстрировали рисунки или проводили пробные акции в фойе школы). Общественность в лице класса оценивает не только качество работы, но и согласованность результатов и заявленной идеи, ведет ли осуществление проекта к решению проблемы и пр.

Важно проследить освоение основных постулатов: проект улучшает действительность; учитывает интересы получателей, предполагает получение конкретных результатов к указанному сроку, т.е. действия ограничены во времени и пр.

Плюсы командной работы

По окончании экспертизы ученики рассаживаются на свои рабочие места и оценивают уже не проектную деятельность, а прожитый день. Сначала они работают индивидуально, отвечая на вопросы дня, а затем желающие обсуждают свои ответы с классом. Показательно, что не меньше трети учащихся отмечают в своем анализе процессы, связанные с работой в команде (в то время как сам вопрос не содержит наводящих на командную работу слов). Несколько примеров:

Что нового я узнал (научился, делал)?: «Я понял, если не верно распределить обязанности, то могут возникнуть разногласия», «Оказывается, подарки можно делать самим и в команде».

Чем сегодняшний день отличался от других?: «Я научилась делать что-то с группой», «Мы сегодня работали командами», «Мы работали дружно», «В команде работать хорошо».

Что было интересно?: «Было интересно: мы были командой и делали поделки в команде», «Здорово, я работал в команде (с трудом нашли ему дело)», «Работать в группе», «Собирать команду», «Делать общую поделку».

Курс «Метод проектов» ведется в двух третьих и двух четвертых классах, классные руководители, наблюдающие за работой своих учеников, также отмечают, что важным процессом является групповая работа. При всей ценности развития творческих способностей, самостоятельности учащихся, социального самосознания, структурированного мышления, саморазвития, умения работать с источниками знаний, находить материал, навыков исследовательской деятельности, планировать время и ресурсы, именно групповая работа выходит на первый план. Работая в командах, ученики учатся сотрудничеству, умению договариваться, принимать коллективные решения, распределять обязанности, брать на себя ответственность за групповой результат и пр. Те же преподаватели с сожалением отмечают, что дети не умеют работать в командах, и это не возникнет само собой. При этом качество командной работы незначительно отличается у учащихся третьих и четвертых классов. Без практики совместной работы учащиеся не приобретают данных навыков, взрослея и переходя из класса в класс.

Метод проектов в системе дополнительного образования

Лучшим образовательным пространством для применения проектного метода обучения является система дополнительного образования, так как в ней нет требований всеобуча, меньше стандартов и больше свободы для творчества детей.

Метод проектов (от греч. – путь исследования) – это система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – ПРОЕКТОВ, ставить которые можно исходя из направления деятельности кружка, связывать работу на занятиях с общественно значимыми делами, социальными и экологическими проблемами, находить межпредметные связи.

Переход к применению метода проектов на занятиях требует в первую очередь изменения подхода к организации обучения у самого педагога, уверенности в своей компетенции, готовности реагировать на постоянно изменяющуюся ситуацию, желание и готовность к саморазвитию, наличие представления об исследовательской деятельности, способах получения информации, и, главное, доверие к детям.

Проектная деятельность детей, в случае если проект реализуется не за одно занятие, требует систематического «аккуратного» контроля, консультирования, стимулирования, поддержание интереса и устремленности на результат – тьюторского сопровождения. Организация труда и взаимодействия педагога с группой при этом претерпевает изменения.

Педагогу на заметку (командные игры)

Далеко не любая деятельность может быть представлена в виде проекта, следовательно, проект не панацея и не единственный способ организации коллективной работы. Есть множество игр, которые можно применять в работе с детьми, направленные на активное взаимодействие, принятие коллективных решений и пр. Вот одна из них:

«Мы строим мост»

Разделите участников на две группы. Выдайте каждой группе набор ресурсов: ножницы, бобину широкого скотча, пачку цветной бумаги для уроков труда, 20 листов бумаги А-4, линейку.

От каждой группы выделите по одному человеку для исполнения роли наблюдателя.

Огласите установку: Вам предстоит построить двухпролетный мост. Каждая группа строит свой пролет моста в отдельной комнате. Каждая группа имеет право инициировать одни 2-х минутные переговоры, которые проходят на нейтральной территории. Переговорщики ведут беседу с пустыми руками. Во время строительства моста запрещается привлекать дополнительные ресурсы (например, ручки, клей и т.д.) Время построения моста 20-30 минут.

Критерии при строительстве моста: красота, устойчивость (проверяется весом двух ножниц), функциональность.

Наблюдатели присоединяются к каждой группе и молча наблюдают за тем, что происходит, фиксируют все в блокноте. Ведущий заранее дает им лист с вопросами для наблюдения:

1. Был ли проект успешно выполнен, почему?

2.   Как группа начала свою работу?

3. Сколько времени потратили на планирование и распределение обязанностей?

4. Какая была атмосфера во время работы?

5. Был ли определен лидер, как принимались решения, делегировались полномочия?

6.  Как были организованы переговоры, план какой группы был реализован?

7.  Насколько эффективно использовались материальные ресурсы?

8.  Как распорядились временем?

После окончания строительства пролетов группы воссоединяются в одном помещении и приступают к стыковке, на которую им выделяется еще 5 минут.

Далее начинается этап рефлексии.

– Что вы сейчас чувствуете?

– Довольны ли вы своим продуктом?

– Соответствует ли построенный мост заявленным критериям?

После этого слово для анализа предоставляется наблюдателям.

После их выступления группы еще раз могут заняться самооценкой своей деятельности вместе.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 42)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела