Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Начальная школа: традиции и инновации»
Выпуск №21 Февраль 2009 | Статей в выпуске: 107


Все статьи автора(2) Светлана Николаевна Кырченкова,
учитель начальных классов
МБОУ гимназии № 13
Центрального района г. Новосибирска

Как я работаю над развитием речевой культуры в начальной школе

За время работы учителем начальных классов у меня сложилась своя система использования различных приемов, видов, заданий и упражнений при работе над повышением речевой культуры учащихся, привитием им определённых навыков культуры поведения.

«Культура», «культурный человек», «культура речевого поведения» рассматриваются как понятия взаимосвязанные. Дети должны понять важность значения культуры речевого поведения в жизни, должны развить чувство уместности высказывания.

В основе высказывания ребёнка должно быть желание сообщить другим о своих впечатлениях, об увиденном и пережитом. Именно такой речевой мотив порождается ситуацией живого общения с детьми.

Культура речи предполагает общую культуру человека, культуру мышления, сознательную любовь к языку. Чтобы речь человека была правильной, была понятной, нужно обладать высокой культурой речи.

Именно в стенах школы и уже в младших классах исправляются и шлифуются языковые навыки, здесь формируется правильная речь. И именно от учителя начальных классов зависит, как ребёнок воспримет красоту русского слова, как у него начнёт формироваться правильная культурная речь.

Несколько лет назад я начала проводить специальные уроки под названием «Культура речи». Перечитав большое количество литературы по этой теме, согласилась с советом Т.А. Ладыженской, что эти уроки должны быть не такими, как все остальные, проходить в какой-то другой обстановке. И убедилась в этом, когда на первом же уроке попросила детей взять из-за парт стулья и поставить их в том месте, где кому понравится сидеть и общаться. Почти все дети поставили стулья кругом у доски. Ребята уселись и ожидающе смотрели на меня: «Что же сейчас будет?» Я тоже взяла стул и села рядом с детьми. Рассказала детям, что на уроках речевой культуры я не буду ставить отметок, что ходить на эти уроки могут те, кто желает, что разговаривать, общаться будем тоже по желанию, а не хочешь – не говори, просто сиди и молчи. Это очень понравилось ребятам... А за активную работу на уроках ученики получали вот такого выдуманного мною Ритошку (первые мои ученики по урокам культуры речи уже взрослые, учатся в ВУЗах, работают, но некоторые из них до сих пор хранят память о наших уроках в виде забавных Ритошек).

Система обучения культуре речи предполагает организацию активной речевой деятельности детей. Чтобы детям было интересно, особое внимание уделяю отбору занимательного текстового материала, в этом очень помогли книги Т.А. Ладыженской «Речь. Речь. Речь» и «Речевые уроки».

При введении нового задания осуществляется постановка задач проблемного характера. Используются игровые приёмы, забавные сюжеты, рисунки, которые активно участвуют в различных речевых ситуациях.

Работа по развитию речевой культуры требует разнообразных приёмов и средств. В процессе занятий многократно меняется учебная ситуация и мотивы речи. Учащиеся то высказываются свободно, то выполняют «жесткое задание», которое дисциплинирует мысль и направляет в определённое русло их речевую деятельность.

Наша школа находится рядом с берёзовой рощей. Очень любят ребята проводить уроки на природе. Ведь здесь мы можем понаблюдать за природой, послушать шелест листьев, хруст снега, пение птиц. И здесь дети «оживляют» цветы, деревья, пеньки, падающие снежинки... Они создают художественные образы, сочиняют свои сказки. А это одна из задач, во имя которой мы обращаемся в обучении к художественной речи, которая является неотъемлемой частью культурной речи. Свои маленькие художественные произведения дети записывают в специальные тетрадки, либо оформляют мини-книжечку.

Упражнения в развитии культуры речи имеют место на каждом уроке не только русского языка, но и математики, окружающего мира, труда.

Несколько лет назад, используя материалы Т.А. Ладыженской, Г.И. Сорокиной, Л.Ф. Климановой, А.Ю. Купаловой, составила свою технологию по формированию у учащихся 3 класса определённых стилистических умений. Методика прошла апробацию и показала, что для того, чтобы работа по формированию культуры стилистических умений дала ощутимые результаты, необходимо вести обучение в системе, регулярно выявлять недочёты в устных и письменных высказываниях учащихся и своевременно их устранять. Постановка и решение учащимися задач творческого, продуктивного характера качественно изменяют процесс формирования стилистических умений.

В уроки по развитию культуры речи входят и уроки по культуре общения. Специальные задания воспитывают внимание к той стороне речи, которая связана с добрым и уважительным отношением к человеку. На всех уроках и во внеурочное время стараюсь формировать у учащихся привычку правильного поведения. Добиваюсь, чтобы дисциплина была составной частью характера ребёнка. От дисциплины каждого зависит успех всех.

Всегда может создаться в жизни ситуация, в которой дети окажутся впервые. Поэтому очень важно учить школьников не только правилам поведения, но и умению находить правильный способ поведения в новой обстановке на основе известных правил. А для этого всегда есть местечко на уроках культуры речи.

Всю работу по воспитанию культуры поведения следует вести систематически и планомерно, а не от случая к случаю. Систематическая работа над культурой речи: исправление речи учащихся, ознакомление их с нормой и этикетом, анализ допущенных речевых ошибок и исправление их, анализы образцов и подражание им, тренировка учащихся в выразительной образной речи, создание атмосферы культуры речи – всё это постепенно формирует у учащихся хорошую речь, которая служит им средством интеллектуальной деятельности и общения, показателем, индикатором их образованности и развития.

Как во всех областях интеллекта, так и в речи, начальные классы закладывают фундамент. От того, хорошо ли заложен этот фундамент, в огромной степени зависят все дальнейшие успехи и неуспехи.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 37)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела