Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Начальная школа: традиции и инновации»
Выпуск №21 Февраль 2009 | Статей в выпуске: 107


Все статьи автора(2) Татьяна Владимировна Перышкина,
учитель начальных классов
МБОУ гимназии № 13 Центрального района
г. Новосибирска

Гуманитаризация математического образования в начальной школе

Самым важным условием реализации идей гуманитаризации образования является соответствующее миропонимание самого учителя, взгляд на мир и образование не с узкопредметных позиций, а с позиции культурно-филосовских, согласно которым все науки одинаковы, в том смысле, что каждая из них есть результат поиска человечеством и человеком ответов на вопросы о мире и о себе, о смысле и ценностях жизни, что нет истин в последней инстанции, но движение в направлении к поиску истин есть источник и двигатель жизни.
С.Е. Царева

Данная методическая разработка по гуманитаризации математического образования (на примере одной темы «Доли и дроби») направлена на достижение целей развивающего, воспитательного и обучающего аспектов, специфичных для 3 года обучения математики в общеобразовательной школе.

Развивающий аспект. Целенаправленному формированию и развитию подлежат: логическое, творческое и вариативное мышления; навык употребления математической терминологии; психические функции, связанные с речевой деятельностью (устойчивое произвольное внимание; память во всех ее видах; слуховое и зрительное восприятие; творческое воображение; осмысленное, целенаправленное, продуктивное словесно-логическое мышление); мотивационная сфера (интерес к учению; устойчивый интерес к математике как неотъемлемой части жизни); такие черты характера, как трудолюбие, воля, целеустремленность, активность, самостоятельность, а также нужно донести до учеников необходимость в получении знаний для познания мира.

Воспитательный аспект. Воспитание чувства дружбы, товарищества, стремления прийти на помощь в трудной ситуации; воспитание чувства справедливости, собственного достоинства; воспитание чувства долга и ответственности за свои слова и поступки, за свою работу (учебу); воспитание чувства прекрасного, стремления к красоте.

Обучающий аспект. Задачами данного аспекта являются: познакомить с понятием «доля» и «дробь» (новый вид чисел), с их получением и их обозначением, научить сравнивать доли одного и того же предмета, показать взаимосвязь между долями и дробями, обучать детей выполнять математические операции над дробями.

Данная методическая разработка может быть использована как дополнение к любой программе в 3-ом классе (1-4). В данной методической разработке рабочим определением «гуманитаризация образования» выступает определение, данное Царевой С.Е. в ее работе «Гуманитаризация образования как социальная и педагогическая проблема».

«Гуманитаризация образования есть проявление, усиление, выращивание в образовании гуманитарности, превращение объективной гуманитарности содержания учебных дисциплин в объективную гуманитарность, переводящую это содержание из статуса того, что нужно знать, потому что «велят знать», в статус того, что нужно мне «образовывающемуся», чтобы понять мир и себя, найти свое место в жизни». [1, с.40].

Нами разработан ряд упражнений по теме «Доли и дроби» в соответствии с данной концепцией, критериями отбора заданий служили: образовательная сторона задания, внешняя сторона задания (т.е. для чего это миру, человечеству), внутренний смысл задания (т.е. для чего это мне).

Система заданий

1. Беседа с постановкой проблемы. Посмотрите, у меня в руках апельсин, и я хочу угостить этим апельсином двух друзей, как с ним поступить? (Разделить на 2 части, пополам). Какие это части? (Равные, одинаковые). А как это записать? Как записать одну часть этого апельсина? (Предложение детей). Вот именно этим вопросом были озадачены многие ученые в древности, и после они договорились называть это дробью и записывать это так: ½. А что это обозначает? Цифра под чертой обозначает, на сколько частей разделили, цифра над чертой – сколько взяли частей (например, этого апельсина). Почему ½ назвали дробью? Дробь – это число? Чем отличается дробь от натурального числа? Как вы думаете, удобна эта запись, что бы вы изменили? Если вы измените что-либо, будет ли понятна эта запись все людям? (Нет). Как вы думаете, где могут сталкиваться люди с этими новыми числами?

2. Дан ряд чисел: 1/2, 1/3, 2/5, 1/9. Что это? Что обозначает цифра над чертой и под чертой? (Возможно затруднение с 2/5). Нужны ли специальные названия для этих цифр? Для чего? (Чтобы упростить понимание). В математике договорились называть их – числитель и знаменатель.

3. Чем отличается дробь от доли? Мы можем искать часть только от целого? Можем ли мы выделять части у группы предметов? Как отличаются дроби от долей на письме? (Числитель равный 1). Почему появилось разграничение этих понятий?

4. Отгадать загадку вам поможет расположение долей в порядке возрастания.

Круглое, румяное

С дерева достану я.

На тарелку положу,

Скушай, мамочка, скажу. (Яблоко)

Для чего мы сравниваем доли? Может ли это нам пригодиться?

5. Давайте еще раз перенесемся в глубокую древность – на 4 тысячи лет назад в Древний Египет. На бескрайних берегах Нила пастух пасет стадо из 70 быков. Путник его спрашивает: «Это все твое стадо?». Пастух отвечает: «Это 2/3 от трети». Сколько быков в стаде? Могла быть такая история в действительности? Как решить эту задачу?

6. Приведите примеры из жизни, где можно найти дроби? Сможем ли мы обойтись без них? Будем их изучать?

Не тот арифметик,

Кто в целых ответчик,

А в долях ничтоже

Отвечать возможе.

     А. Магницкий

7. Изобразите графически дроби: 1/2, 1/3, 5/7, 4/6. Для чего мы это делаем?

8. Нужно ли уметь читать дроби? А как можно их прочитать?

9. При знакомстве с дымковской игрушкой вы делили круг на секторы (4,6,8), для чего? Является ли сектор частью круга?

Литература

1. Царева С.Е. Гуманитаризация образования как социальная и педагогическая проблема. / Сборник научных трудов. Вопросы совершенствования профессиональной подготовки учителя на современном этапе развития высшей школы. Новосибирск, 1997.– 34 с.

2. Царева С.Е. Гуманитаризация содержания образования: сущность, пути и средства реализации. / Сборник научных трудов. Вопросы совершенствования профессиональной подготовки учителя на современном этапе развития высшей школы. Новосибирск, 1997. – 48 с.

3. Я иду на урок в начальную школу: математика. В 2-х книгах. – М., 2000.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 6)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела