Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Начальная школа: традиции и инновации»
Выпуск №21 Февраль 2009 | Статей в выпуске: 107


Галина Петровна Негореева,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
МБОУ лицея № 81 Калининского района
г. Новосибирска

Театрализованная деятельность как средство развития общей культуры личности младшего школьника

В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. Проработав в школе 33 года, я пришла к глубочайшему убеждению, что педагогическая установка в первую очередь на развитие мышления, превращает эмоционально-духовную сущность ребенка во вторичную ценность. Поэтому я стремлюсь дать детям не только знания, научить читать, писать, но и учу их чувствовать, думать и творить.

Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад, они быстрее решают логические задачи, но они значительно реже восхищаются, возмущаются и сопереживают, все чаще они проявляют равнодушие и черствость, их интересы ограничены.

Существует и другая проблема волнующая меня: у детей часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память и внимание. По моим наблюдениям, самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучение чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это дает театрализованная деятельность.

Последние 20 лет в своей педагогической практике я активно и успешно внедряю малый детский фольклор, фразеологию и лексику русского языка, эпос, знакомлю со спецификой и видами театрального искусства. Использую общеразвивающие и ритмопластические игры и упражнения, провожу занятия по культуре и технике речи на уроках и во внеурочное время.

Дети с большим желанием участвуют в работе театрального кружка: сочиняют, рисуют, собирают материал, играют спектакли разных эпох, знакомятся с историей костюма, музыки, танцем, бытом.

 

Считаю, что одним из непременных условий успешной деятельности театрального кружка является вариативность форм и методов работы, которые способствуют психофизическому развитию, развитию интеллекта, творческих способностей, активизируют познавательный интерес, расширяют знания ребенка об окружающем мире, готовят его к тонкому восприятию различных видов искусства.

Особую роль отвожу наглядности, т.к. она соответствует особенностям восприятия на органы чувств (зрительные, слуховые и т.д.) При отборе наглядности продумываю место применения в зависимости от его дидактических целей. Работу над постановкой и каждый спектакль фиксирую (альбомы, стенды, фотографии, папки-раскладушки, выставки детских рисунков, видеозаписи, звукозаписи). Очень интересно сравнивать видеозаписи нескольких спектаклей.

Считаю, что воспитательный процесс в современных условиях должен быть направлен на помощь учащимся в освоении социокультурного опыта, свободного самоопределения в социальном окружении. Именно в этом могут помочь, на мой взгляд, средства и методы театрально-игровой деятельности, так как именно они являются благоприятной средой самовыражения и самореализации личности ребенка, необычной моделью жизни, сконструированной и сыгранной, в которой ребенок учится плодотворному взаимодействию с большими и малыми социальными группами, механизмом формирования творческого коллектива, средством эмоционального и интеллектуального развития и, конечно же, развития творческих способностей каждой личности.

Театральные постановки ставят каждого ребенка в активную жизненную позицию, помогают увидеть свое место в игре, заставляют чувствовать ответственность. Дети «обыгрывают» свои проблемы.

У меня нет театрального образования, но не зря говорят, что учитель и актер имеют родственные души. Все знания о театре я черпаю из книг об искусстве, из своих наблюдений во время сценических представлений и из практической деятельности.

Мне очень хочется сделать жизнь детей в школе содержательной, активной, интересной, творческой. Поэтому я стремлюсь найти новые пути эстетического воспитания и художественного образования детей, ищу приёмы развития индивидуальных творческих способностей ребят.

Школьный театр позволяет помочь развитию у ребёнка музыкальных, литературных и изобразительных талантов, становлению речевого аппарата. Воспитание красивого, выразительного голоса – дело долгое и трудоёмкое. Оно требует постоянного контроля со стороны  педагога. Но не это главное. Никакое благозвучие не способно компенсировать небрежность речи и нечёткость произношения. Человек, чья речь невнятна, кого вечно приходится переспрашивать, всегда вызывает раздражение.

Основное место в разработке чёткости речи занимает самостоятельная работа. Есть упражнения, которые помогают тренировать тот или иной звук и их я использую в работе с детьми.

Современные исследования психологии восприятия речи показывают, что почти 40% успеха в речевом общении зависит от звуковой стороны произносимого слова. Поэтому освоение техники речи, обеспечивающей правильное речевое дыхание, воспитание речевого голоса, верное дикционное произношение – первый необходимый шаг в создании магии звучащего слова.

Приятный голос имеет важное значение для успеха в любом деле, равно как и для поддержания определённого имиджа. Выпадение отдельных букв и слогов – то же, что выбитый глаз или зуб, отрезанное ухо и другие подобного рода уродства.

Каждому человеку необходимо работать над своим голосом. Он должен быть ярким, сочным, четким, привлекать внимание. Прежде всего, важна сила звука, которая зависит от активной работы органов речевого аппарата. Речевые занятия дают возможность каждому ребенку прочувствовать любую интересующую их роль. Здесь каждый по-своему читает одну и ту же роль. Занятия проходят очень весело и интересно.

В спектаклях, которые мы ставим, каждый ребёнок получает роль, где раскрывает свои творческие способности, умение общаться не только с партнёром, но и со зрителем. Итогом нашей работы становится участие в школьных, районных и городских конкурсах.

Уверена, что ребёнок, окружённый миром искусства в школе, становится духовно богаче, более развит интеллектуально, нравственно. Театрализованная деятельность в школе воспитывает основы зрительской культуры учащихся, развивает навыки театрально-исполнительской деятельности, даёт знания о театре. Создавая собственные пьесы, сказки, дети рисуют эскизы декораций и костюмов, пробуя себя в роли режиссёра.

Газета «Советская Сибирь» от 28.02.2008 г.

Навыки, приобретенные моими детьми во внеурочное время, помогают им на уроке и наоборот. В этом я убедилась на практике.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 543)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела