Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Начальная школа: традиции и инновации»
Выпуск №21 Февраль 2009 | Статей в выпуске: 107


Тамара Николаевна Юрина,
учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории
МБОУ гимназии № 11 Октябрьского района г. Новосибирска

Учитывать возрастные особенности

И снова пятые классы. Пока чужие для меня, почти незнакомые. Побывала на уроках, поговорила с учителями. Чувствую любовь и тревогу за чад, их творение. В самом деле, из не умеющих читать, писать и считать малышей они превратились в знающих, рассуждающих, умных, творческих четвероклассников, хотя есть и не очень хорошо рассуждающие, и не очень творческие.

Итак, начинаем новый круг. Проблем много. Первое, что я должна сделать, – это хорошо представлять себе программу и учебники, которые изучены детьми в начальной школе. Учебники представляю – помогала выполнять домашние задания соседке-четверокласснице.

Мне нравится учебник русского языка Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой и О.В. Прониной, в нём много связных текстов, рассчитанных на возраст детей, интересные задания и упражнения. «Сравни, уточни, какую особенность ты заметил, проверь, используй» и т.д. В учебнике Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Т.А. Тростенцовой задания звучат по-другому. «Спишите, укажите, назовите, прибавьте, обратите внимание» и т.п. Ясно, что учебник начальной школы, основанный на занковской системе, содержит больше проблемных вопросов, значит, они умеют думать, рассуждать, анализировать.

В 5-6 классах учебником обычно на уроках пользуемся мало, в основном он служит для выполнения домашней работы (выучить правило, выполнить упражнение). Проблемы возникают на уроке, когда видишь, что ребенок не может подобрать слово для проверки безударной гласной, не видит структуру сложного предложения и т.д. Но у меня ещё 7 лет впереди, значит, надо успеть доучить и научить. Дети разные по психофизическим параметрам, культуре, кругозору. Хорошо бы нам, учителям среднего и старшего звена, жилось, если бы из начальной школы приходили одни отличники.

Известный изобретатель Т. Эдисон подчеркивал, что «очень важно обучать детей без принуждения. Школа, не увлекающая, не занимающая ребенка как игра, приносит значительный вред». «Измените методы и систему обучения, – призывал Т. Эдисон, – и будет больше людей с оригинальным подходом к науке и жизни».

Элемент игры на уроке – дело в гимназии № 11 обычное, воспитанию творческой личности помогают уроки художественно-эстетического цикла (театр, изо, музыка, хореография), поэтому дети достаточно свободно ведут себя у доски во время ответа, легко включаются в ролевую игру.

Главное, чтобы ученик не чувствовал себя только в роли ученика. Для успешной работы на уроке необходимо создание ситуации сотрудничества, т.е. ученик должен почувствовать себя в роли учителя. В структуре урока это может проявляться на любом этапе: в определении цели и задач, проверке домашних заданий, приобретении новых знаний и умений, закреплении и обобщении изученного материала, подведении итогов.

Поставить ребёнка перед вопросом: чему я должен научиться сегодня на уроке, определить цель урока – означает половину успеха. А если в конце урока делаются выводы, подводятся итоги, то ученик осознаёт, что цели, которые он поставил, должны соответствовать результатам. А если не соответствуют, то, по крайней мере, он это осознает, а не уходит с урока спокойно и равнодушно.

Ощутить себя в роли учителя может любой, желающий объяснить одноклассникам новую тему своими словами, при помощи примеров. Ведь давно известно, что иногда ребенок ребенку может объяснить сложное понятие проще и доступней, чем это сделает взрослый.

Играем, изображая морфемы при составлении слова. Это гораздо интересней, чем просто разбирать слова по составу. Обычное, казалось бы, дело – работа со словарём, но когда ученики, работающие над словами, называются «толковые ребята», от желающих нет отбоя.

Ещё один вид словарной работы мы называем «Эхо». Учитель в обычном темпе произносит трудное для написания слово. С каждого ряда один ученик произносит слово четко и громко, это звучит как троекратное эхо. Вызванный к доске ученик записывает выбранный вариант, класс контролирует и записывает слово правильно.

Очень часто играем в мяч. Это обычно происходит на этапе закрепления знаний. Например, при изучении темы «Глагол» определяем личные окончания. Учитель бросает мяч одному из учеников и произносит слово «бросает». Задача ученика – поставить глагол в начальную форму, определить спряжение глагола и глагольное окончание.

Это и игра, и хорошая физическая разгрузка.

Физкультминутки мы проводим чаще всего не специально, а во время работы, незаметно для детей. Например, если в слово нужно вставить букву «О», встают девочки, а если «А», то мальчики. Подобную проверку – физминутку можно проводить по вариантам, путём поднятия обеих или одной руки и т.д., насколько хватает фантазии учителя при подготовке урока.

Следуя теории Л.С. Выготского о педагогике искусства, часто используем на уроках цветные карандаши, фломастеры. Так, заштриховываем темным или ярким цветом слова с отрицательной или положительной эмоциональной окраской при анализе текста, используем сигнальные карточки зеленого цвета – «согласен», красного – «не согласен», выделяем новую орфограмму любимым цветом.

Большинство детей любит рисовать, поэтому рисование – неотъемлемая часть уроков, особенно литературы и словесности, где дети иллюстрируют произведения, а кому удобней – создают цветные таблицы. Задания учебника «Русская словесность» предлагают детям много цветных вклеек с репродукциями картин известных художников для создания  собственного текста. Мы проводим работу по образному осмыслению текста, предлагаем нарисовать иллюстрацию, объяснить выбор цвета, композицию рисунка. Таким образом, осуществляется интеграция разных предметов, дети воспринимают школьные предметы в единстве.

Одной из форм работы на уроках литературы является творческий пересказ. Пересказы воспроизводящего характера (полный, сжатый) для детей не составляют труда. Даже выборочный, как показывает опыт работы над выборочным изложением, освоили все.

Творческий (от лица героя) выводит детей на новый уровень, заставляет ребенка представить определенную речевую ситуацию, вызывает игру воображения.

Вот одно из сочинений, написанных от лица друга А. Пушкина.

Пушкин – лицеист

Наконец-то я сдал экзамен. Меня приняли в лицей. Я надеюсь, что у меня будет много друзей. Жизнь у нас протекает по строгому распорядку. Нам выдали красивую форму: синий двубортный сюртук со стоячим воротником и красным кантом на манжетах, синий суконный жилет, синие панталоны и полусапожки.

Я уже познакомился с неплохим мальчиком, Сашей Пушкиным. Он очень скучает по сестре. Наверное, очень сильно к ней привязан. У Александра есть особый дар: он пишет великолепные стихи.

И вот наступил первый день учебы. Мы с Сашей сели за одну парту. Здесь довольно приветливые учителя. Они не очень строгие. Мне понравилось учиться. Впоследствии мы с Сашей всё делали вместе: готовили уроки, гуляли, играли в снежки.

Однажды мы нашли дверь в какую-то неизвестную комнату. Мы зашли в неё, а она захлопнулась. Мы просидели весь день, развлекая себя стихами, которые Александр сочинял на ходу. Нас долго искали. А когда нашли – отругали и отправили спать.

Вообще, жизнь в лицее интересная. Эти семь лет были лучшими в моей жизни!

Мосунова Ира, 5 класс

Творческие пересказы повышают общую культуру, т.к. это требует погружения в определённую культурную среду, развивают навыки монологической речи, развивают воображение. Всё это помогает решению одной из задач школы – воспитанию творческой личности.

Учёт психологических и возрастных особенностей школьников – лишь одно из условий безболезненного перехода детей из младшего в среднее звено, но учиться без принуждения, читать не только то, что задано, быть творческим человеком – значит ощущать себя полноценным и успешным. А это для ребёнка очень важно. Хотелось бы, чтобы каждый из моих учеников, как выдуманный друг А. Пушкина, сказал: «Эти семь лет были лучшими в моей жизни!»
Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 15)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела