Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Начальная школа: традиции и инновации»
Выпуск №21 Февраль 2009 | Статей в выпуске: 107


Ведущий рубрики
Все статьи автора(2) Пётр Михайлович Пашков,
кандидат экономических наук,
доцент, заведующий кафедрой экономической информатики
Новосибирского государственного университета экономики и управления

Электронный муниципалитет: перспективы создания

В Кремле 12 февраля 2009 года под руководством Д.А. Медведева прошло первое заседание Совета по развитию информационного общества, утвержденного Указом Президента РФ в ноябре прошлого года. На заседании рассматривались стратегически вопросы создания информационного общества в нашей стране.

На заседании не обошли вниманием и вопросы внедрения информационно-коммуникационных технологий и сферу образования, в частности, Д.А. Медведев поставил задачи массового обучения школьных учителей новым технологиям, использования отечественного свободного программного обеспечения и создания центров дистанционной подготовки для детей-инвалидов.

Реализации этих задач поможет создание межведомственной рабочей группы по вопросам использования информационно-коммуникационных технологий в образовании, науке, а также подготовке квалифицированных кадров в сфере информационно-коммуникационных технологий. Руководителем этой рабочей группы предлагается Министр образования и науки Российской Федерации А.А. Фурсенко.

Наиболее остро на заседании Совета был поставлен вопрос о внедрении информационных технологий в государственное и муниципальное управление и, в первую очередь, о создании электронного правительства. Здесь необходимо привести прямую цитату Президента РФ Д.А. Медведева:

«… по индексу развития так называемого электронного правительства мы были в 2005 году на 56-м месте, а в 2007 году достигли 92-го. О чём это говорит? Это говорит о том, что у нас никакого электронного правительства нет, всё это – химера. В рейтинге готовности стран к сетевому миру (есть такой рейтинг) мы тоже на «почётном» 72-м месте.

По поводу электронного правительства. Сегодня практически все федеральные структуры обеспечены современными компьютерами, подключены к сети интернет. Практически во всех государственных органах сформированы базы данных, но и только. У нас внутренний документооборот как велся, так и ведется на бумаге. А компьютеры в основном используются, сами знаете, для чего: по сути, это пишущие машинки, просто более удобные, потому что не нужно каждый раз одно и то же перепечатывать.

Мы уже пятый год переводим нашу работу на электронный вид. То есть уже пять лет мы все занимаемся электронным документооборотом. На самом деле, даже больше, потому что я, работая в Администрации Президента лет шесть или семь даже назад, пытался это делать в Администрации – безуспешно. Потом мы этим занимались в Правительстве. К сожалению, в этом смысле похвастаться нечем.

Отсутствуют и современные системы планирования, и современные системы финансово-управленческой отчётности. Только на рассылку нормативных документов по ведомствам ежемесячно уходят тонны бумаги. Так сейчас никто не делает – это мы просто богатые: у нас леса много и бумаги достаточно.

Для граждан в большинстве случаев вообще ничего не изменилось. За редким исключением, нет вообще возможности отправить с личного компьютера никакого заявления или проследить за прохождением своей бумаги в том или ином ведомстве, получить электронную справку по системе электронного единого окна. Мы должны были создать единый портал государственных и муниципальных услуг, он должен был заработать с 1 января наступившего года. Этого тоже не произошло. Это должен был быть сайт, на котором граждане могли бы в полном объёме получить информацию по всем услугам федеральных, региональных и муниципальных структур власти [1].

Концепция электронного правительства связана с внедрением информационных технологий в государственное и муниципальное управление, то есть с созданием государственных и муниципальных информационных систем. Идея «электронного правительства» подразумевает использование информационных технологий, в частности Интернета, как универсального и доступного средства для взаимодействия между гражданами и государственными органами, с одной стороны, и между различными государственными ведомствами – с другой. Считается, что введение подобной системы должно значительно упростить процесс обращения граждан за услугами (различными справками, разрешениями и т.п.) государственных органов [2] .

Основная проблема создания информационных систем заключается в том, что информационная система не просто техническое решение. При их внедрении необходимо учитывать целый ряд социальных, правовых, экономических и психологических факторов, которые и вызывают наибольшие трудности.

Например, исполнительный директор Центра информационных исследований Борис Добров считает, что основными препятствиями в реализации программы электронного правительства является глобальная закрытость информации и отсутствие единых стандартов обмена данных.

«Главное, что никто реально не собирается обмениваться информацией, а ведомства, которые должны ее выкладывать, этим не занимаются», – сожалеет эксперт[3].

Эффективность проектных решений в области автоматизации государственного и муниципального управления, как правило, ниже, чем в бизнесе. Это объясняется целым рядом причин: специфический характер и больший масштаб социальных систем, наличие социальных и политических целей, а также иные принципы распределения ответственности и влияния в государственных органах.

В связи с этим передовой опыт разработки информационных систем в крупных корпорациях представляет значительный интерес для разработки подходов к созданию информационных систем в органах государственного и муниципального управления. В частности, для современных компаний одним из ключевых подходов к разработке стратегии развития предприятия на основе информационных технологий является концепция «архитектура предприятия», объединяющая в едино такие аспекты, как бизнес-архитектура, архитектура информации, архитектура прикладных систем и технологическая архитектура. Комплексный взгляд на бизнес-потребности предприятий и возможности информационных технологий позволяет разработать наиболее оптимальную стратегию развития организации, включающую, как элемент, стратегию её информатизации.

В последнее время архитектурный подход стал активно применяться для создания электронных правительств в развитых странах. Утверждены стандарты архитектуры электронного правительства. Архитектура разрабатывается для региональных и муниципальных органов управления.

Появилось значительное количество публикаций отечественных специалистов по применению архитектурного подхода к информатизации предприятий и организаций.

Думается, что в ближайшем времени на повестку дня встанет вопрос разработки электронного муниципалитета, для чего уже сейчас необходимо начинать разрабатывать «архитектуру муниципалитета».



[1] Стенографический отчёт о заседании Совета по развитию информационного общества.  http://www.kremlin.ru/text/appears/2009/02/212850.shtml

[2] Медведев создает электронное правительство

 http://www.e1.ru/news/spool/news_id-290370-section_id-15.html

[3] П.Прохоров. Чиновники в Интернете.

http://www.rbcdaily.ru/2008/07/17/focus/362104

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 81)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела