Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Начальная школа: традиции и инновации»
Выпуск №21 Февраль 2009 | Статей в выпуске: 107

Все статьи автора(7) Людмила Тимофеевна Якубенко,
руководитель методического объединения воспитателей Калининского района,
старший воспитатель высшей квалификационной категории
МБДОУ ЦРР детского сада № 14 «Аленка»
Калининского района г. Новосибирска

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Существующая проблема несогласованности между всеми компонентами образования на смежных этапах развития ребенка давно волнует педагогов дошкольного образования и учителей начального звена школы.

О необходимости постановки данной задачи говорится в следующих документах:

– в Законе РФ «Об образовании»;

– в Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено);

– в Типовом положении об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Кроме этого, на важность данной проблемы указывают письма Министерства образования РФ:

– Письмо Министерства образования РФ «О построении преемственности в программах дошкольного образования и начальной школы» от 04.08.2000 г. № 236/23-16;

– Письмо Министерства образования РФ от 09.08.2000 г. № 237/23-К «О построении преемственности в программах дошкольного образования и начальной школы»;

– Письмо от 22.07.1997 г. № 990/14-15 «О подготовке детей к школе» и т.д..

В концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) указывается, что непрерывное образование понимается как связь, согласованность и перспективность всех компонентов системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения) на каждой ступени образования для обеспечения преемственности в развитии ребенка.

Однако идея непрерывности образования на ступенях дошкольного и начального школьного образования в настоящее время больше декларируется, чем осуществляется. Отсутствие единых концептуальных подходов к определению задач и содержания образования с учетом преемственности и перспективности на каждой ступени имеет негативное влияние на развитие ребенка при переходе от одной ступени к последующей.

Решение данной проблемы пытаются найти многие учреждения образования. Сегодня мы представляем опыт работы детских садов Новосибирска по созданию модели непрерывного образования между дошкольным и начальным звеном школы, а также предлагаем примерные технологии ее реализации.

Статья Ольги Михайловны Жаворонковой, старшего воспитателя ДОУ № 72, «Взаимодействие детского сада и школы как фактор качественной подготовки дошкольников к обучению в школе» рассказывает о результатах исследования по проблеме взаимодействия детского дошкольного учреждения и школы, о взглядах заинтересованных сторон – воспитателей, учителей и родителей – на эту проблему и проблему подготовки ребенка к школьному обучению.

Статья старшего воспитателя ДОУ № 357 Анны Владимировны Кухтериной «Работа по профилактике школьной дезадаптации» анализирует причины низкой адаптации к школе современных детей и способы её профилактики на этапе дошкольного детства. Кроме того, предлагается проект совместной работы ДОУ и школы для решения данной проблемы.

В статье «Основа преемственности детского сада и начальной школы – педагогика сотрудничества» Людмила Тимофеевна Якубенко, старший воспитатель ДОУ № 14, делится уже имеющимся опытом взаимодействия ДОУ со школой по проблеме преемственности на основе педагогики сотрудничества. В основу опыта легло решение одной из важнейших задач, требующих комплексного подхода – создание единого образовательного пространства, связывающего дошкольные и школьные годы.

Старший воспитатель ДОУ № 388 Людмила Фёдоровна Семёнова представляет свой опыт работы в статье «Преемственность ДОУ № 388 и школы». Она считает, что важную роль в практическом налаживании преемственных связей ДОУ и начального школьного образования имеет координация взаимодействия между педагогическим коллективом ДОУ и школой, куда отправятся выпускники детского сада.

Уважаемые коллеги! Мы надеемся, что материалы, опубликованные в этом номере, вызовут у Вас интерес и желание продолжить разговор на предложенные авторами статей темы. Ждем ваших отзывов, предложений и, конечно, новых интересных материалов.



Взаимодействие детского сада и школы как фактор качественной подготовки дошкольников к обучению в школе
Автор: Ольга Михайловна Жаворонкова
Статья понравилась: 70

Как много ожиданий, надежд, волнений связывают дети, родители, воспитатели детского сада со словом школа. Поступление в школу – это начало нового этапа в жизни ребенка, вхождение его в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных отношений с взрослыми и сверстниками.

(6556 просмотров)
Работа по профилактике школьной дезадаптации в ДОУ № 357
Автор: Анна Владимировна Кухтерина
Статья понравилась: 36

И родители, и педагоги жалуются на то, что год от года увеличивается число школьников, не справляющихся с программой, а медики всерьёз обеспокоены ухудшением здоровья детей. Всё это – симптомы явления, называемого ДЕЗАДАПТАЦИЕЙ.

(4020 просмотров)
Основа преемственности детского сада и начальной школы – педагогика сотрудничества
Автор: Людмила Тимофеевна Якубенко
Статья понравилась: 52

Проблема преемственности в образовании связана с проблемой непрерывности образования в жизни каждого человека. Однако нередко на практике непрерывность образования рассматривается как дополнение и расширение имеющегося объема знаний.

(9667 просмотров)
Преемственность в работе ДОУ № 388 и школы
Автор: Людмила Фёдоровна Семёнова
Статья понравилась: 31

О преемственности между детским садом и школой говорится много. «Мама! Я хочу в школу!» – говорит ребёнок. И он действительно хочет в школу. Он уверен, что к нему будут относиться как к большому, что он будет получать в школе только пятёрки!

(4568 просмотров)