Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Начальная школа: традиции и инновации»
Выпуск №21 Февраль 2009 | Статей в выпуске: 107


Все статьи автора(2) Ольга Михайловна Жаворонкова,
старший воспитатель МБДОУ № 72
Калининского района г. Новосибирска

Взаимодействие детского сада и школы как фактор качественной подготовки дошкольников к обучению в школе

Как много ожиданий, надежд, волнений связывают дети, родители, воспитатели детского сада со словом школа. Поступление в школу – это начало нового этапа в жизни ребенка, вхождение его в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных отношений с взрослыми и сверстниками.

Каждый год вместе с первоклассниками взрослые держат своеобразный экзамен – именно сейчас за школьным порогом проявят себя плоды их воспитательных усилий. Можно понять гордость взрослых, чьи дети уверенно шагают по школьным коридорам, добиваются первых успехов. И совсем другие чувства испытывают родители, если ребенок начинает отставать в учебе, не справляется с новыми требованиями, теряя интерес к школе.

В детском саду в течение всего периода дошкольного детства происходит планомерная, целенаправленная, педагогически обоснованная всесторонняя подготовка ребенка к поступлению в школу. Поэтому особенно остро проблема преемственности в педагогическом процессе детского сада и школы встает при переходе ребенка из детского сада в школу, так как начало обучения является одним из самых важных периодов в развитии личности. Переход из детского сада в школу, адаптация ребенка к новым условиям обучения и жизни в целом могут быть связаны с целым рядом трудностей, одним из путей предотвращения которых и является сохранение линии преемственности в работе педагогов детского сада и школы.

Проблема преемственности в обучении и воспитании многозначна. Как философская категория, преемственность рассмотрена в трудах Г. Гегеля, Э.А. Баллера, В.Т. Мещерякова и др. Преемственность как дидактическая категория явилась объектом исследования различных ученых (Ю.К. Бабанский, Ш.И. Ганелин, Б.С. Гершунский, С.М. Годник, В.В. Давыдов, М.А. Данилов, Л.В. Занков, В.К. Кудрявцев, Э.М. Кузьмина, В.Н. Максимова, В.Э. Тамарин, Д.Б. Эльконин и др.).

Преемственность предполагает целостный процесс, обеспечивающий полноценное личностное развитие, физиологическое и психологическое благополучие ребенка в переходный период от дошкольного воспитания к школе, направленный на перспективное формирование личности ребенка с опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания.

В большинстве западноевропейских стран проблемы преемственности дошкольного и начального образования практически не существует. Она давно решена на государственном уровне: начиная с пятилетнего возраста, все дети должны посещать то или иное образовательное учреждение.

Проблема взаимодействия детского сада и школы у нас всегда была в центре внимания психологов и педагогов. Казалось бы, всестороннее исследование данной проблемы должно было привести к ее разрешению. Однако по-прежнему существует противоречие между показателями развития, используемыми в разных дошкольных программах, и показателями развития, предъявляемыми при приёме в школу.

Преемственность детского сада и школы предполагает взаимосвязь содержания их воспитательно-образовательной работы, предусматривает, с одной стороны, передачу детей в школу с таким уровнем общего развития и воспитанности, который отвечает требованиям школьного обучения, с другой стороны – опору школы на знания. Чаще всего проблема преемственности возникает как проблема взаимонепонимания между педагогами дошкольного образования и педагогами начальной школы.

Анализ литературы, посвященный вопросам преемственности детского сада и школы, приводит к выводу, что проблема преемственности рассматривается как одно из условий непрерывного образования ребенка.

Основная цель дошкольного образования – всестороннее развитие ребенка, задаваемое государственным стандартом в полном объеме в соответствии с потенциальными возрастными возможностями и спецификой детства как самоценного периода жизни человека.

Основная цель образования в начальной школе – продолжить всестороннее общее развитие детей с учетом возрастных возможностей, специфики школьной жизни наряду с освоением важнейших учебных навыков в чтении, письме, математике и становлением учебной деятельности (мотивации, способов, типов общения).

На сегодняшний день проблема преемственности между дошкольным учреждением и начальной школой остаётся значимой и актуальной, включает в себя несколько аспектов, но мы рассмотрим только одну из них, а именно подготовку детей к школе, которая вынуждает «натаскивать» ребёнка к школе, что отрицательно влияет на развитие и здоровье детей.

В связи с актуальностью данной проблемы мы решили провести небольшое исследование по проблеме взаимодействия детского дошкольного учреждения и школы, узнать мнение заинтересованных сторон – педагогов ДОУ, школы, родителей – на эту проблему и проблему подготовки ребенка к школьному обучению.

Исследование проводилось в виде опроса педагогов и родителей, будущих первоклассников и уже тех, кто посещает начальную школу.

Анализ результатов обследования мнений педагогов и родителей показал:

ПЕДАГОГИ ДОУ сетуют на то, что учителя не учитывают, что и мы, «дошкольники», обучаем детей, даём знания и формируем детское мировоззрение, закладываем культуру поведения на уроке (на занятиях в детском саду): как надо слушать, как грамотно и правильно отвечать. Для воспитателей дошкольных учреждений преемственность – забота о том, чтобы к детям, когда они придут в школу, не было никаких претензий.

Педагоги полагают, что нет стыковки программ и обучающих методик. Ситуация перехода ребенка из детского сада в школу осложняется тем, что существует огромный разрыв между высокими достижениями выпускников детского сада и теми требованиями, которые предъявляет школа (особенно инновационная, престижная) к поступающим на обучение детям. Существует разрыв между конечными целями и требованиями при обучении отдельным предметам на различных этапах образовательного процесса.

Мы зависим от школы! И от разных школ по-разному, т.к. некоторые школы, где есть гимназические и лицейские классы, требуют довольно высокого уровня подготовки детей, не предусмотренной программой детского сада, и там проходит жёсткий отбор на основе диагностики детей (по отзывам родителей очень длительной по времени). Сама процедура тестирования оказывается пугающей для ребенка, а потому – травмирующей. Иногда ребенок в новой обстановке теряется, показывает худшие результаты, чем может на самом деле. Нужно ли удивляться, что он потом не хочет идти в школу?

Изменить эту ситуацию сложно, т.к. даже сотрудничая с какой-то школой, невозможно полностью решить эту проблему, наши выпускники идут в разные образовательные учреждения. По нашему опросу, в 2008 году наши выпускники поступили в несколько разных школ (184, 143, 78, 173, 8, 151, 105, гимназия № 12, школа-сад № 33 и др.) И мы, реагируя на родительский запрос, должны подстраиваться под требования школы.

Позиция школы порождает у родителей своеобразную моду на подготовку ребенка к школе. Школа для родителей – это важно, а детский сад – проходной, незначимый этап. Но ведь дети должны прожить свое дошкольное детство полноценно, они должны наиграться. Только в рамках развитой игровой деятельности у детей формируется начало деятельности учебной. Школа принимает на подготовительные курсы детей, посещающих детский сад, тем самым перегружает детей. И, конечно, этим обесценивается значимость детского сада, успехи детей, получается, что детский сад плохо подготовил к школе. А если не посещать подготовительные курсы, то не попадёшь к хорошей учительнице (по словам родителей). У родителей создается впечатление, что, приводя своего ребенка на занятия в школу, они повышают его шансы на поступление в престижный класс. Не важно, что ребенок при этом испытывает дикие перегрузки и что это вообще-то запрещено специальным постановлением Министерства образования, про которое не все знают. А учителя в этом знании не заинтересованы?

Возникает негативная тенденция дублирования целей, задач, форм и методов начальной школы. Содержание дошкольного образования выстраивается в «школьной логике» – логике будущих учебных предметов. Практикуется обучение детей письму, чтению, усложненной для дошкольников математике и т.п. Таким образом сложилась парадоксальная ситуация, когда низшее, предшествующее звено (детский сад) вынуждено приспосабливаться к последующему высшему (школе). Мы, педагоги дошкольного образования, оказываемся заложниками, с одной стороны, школы, с другой стороны, родительской моды. Очень трудно объяснить родителям, особенно молодым, что ребенку полезно просто поиграть.

И, конечно, невозможно упускать очень важный аспект проблемы преемственности – отношение к ребенку. Свойственные учителям авторитаризм, назидательная позиция, негативные оценки рождают у ребёнка неуверенность в себе. Зачастую первоклассники теряют интерес к учению, становятся тревожными, что отрицательно сказывается на их психике.

Мы можем сколько угодно рассуждать о недопустимости подготовки к школе в том виде, в котором мы с ней сейчас сталкиваемся, о том, что не надо учить детей читать и писать до школы. Но ведь мы действительно зависим от школы! Возможно, это самое реальное проявление преемственности.

ПЕДАГОГИ ШКОЛЫ по-разному ответили на вопросы (по материалам отзывов воспитателей ДОУ и родителей первоклассников), но большая часть учителей заинтересована в том, чтобы дети уже владели определенными навыками чтения и письма. Школа сейчас сориентирована на разноуровневое обучение: дети сразу же распределяются по потокам. Для учителя начальных классов преемственность – это наличие у ребёнка перед поступлением в школу определённых знаний и навыков. И это понятно, так как основным показателем работы учителя является отметка. Какова отметка – таков и ученик.

Работа детских садов по разным программам затрудняет работу учителей, поэтому зачастую в первом классе приходится начинать многое заново, нет технологий, позволяющих учителю опереться на знания ребёнка-дошкольника. Показатели развития в разных программах несоотносимы друг с другом. Кроме того, сложилась ситуация разрыва между показателями развития в разных дошкольных программах и между показателями развития, применяемыми при приёме ребёнка в школу. Некоторые учителя полагают, что преемственности между детским садом и школой на уровне программ нет.

Однако надо отдать должное – многие педагоги школ считают, что важно не столько умение ребенка читать, сколько развитие его речи: чистота произношения звуков, умение рассказывать, пересказывать. Это является действительной составляющей психологической готовности к школе. У детей, которые уже умеют читать, все время возникает путаница буквы и звука. Им приходится преодолевать свое «знание» – вот что обидно! И навык, который у них уже присутствует, тоже не хочется терять. Это большая проблема для учителя.

Часть учителей удовлетворены тем, как готовят детей к школе педагоги дошкольного образования. Более того, хорошо понимают нашу обиду в адрес учителей. Все произнесенные нами слова им знакомы. Ведь по отношению к учителям средней школы они находятся точно в такой же ситуации, как педагоги ДОУ. Конечно, хорошо было бы, по мнению учителей, если бы перед поступлением в школу, где учителя работают по определённой программе, ребенок был подготовлен к включению именно в эту программу. Но вряд ли можно обязать находящиеся по соседству, но независимые друг от друга школу и детский сад работать в русле одной и той же программы: мы знаем, как трудно для педагогического коллектива выбирать программу, сколько различных факторов играют тут роль! И программ дошкольного образования, имеющих гриф Министерства образования, гораздо больше, чем программ для начальной школы. Требовать от родителя, чтобы он, ориентируясь на определенную школу, отдавал ребенка в определенный детский сад, тоже сложно. Скорее уж нужно было бы вести разговор не о выборе программы, а о выборе технологии. Но и это нелегко: возможности ребенка меняются, родительские установки меняются.

Учителя считают, что система образования, как любая система, должна стремиться к целостности, но не к единообразию.

У РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАСНИКОВ готовность детей к школе стоит на первом месте, родители часто рассчитывают на то, что дети будут подготовлены к школе силами воспитателей, хотят все и разу, подвергая ребенка форсированному обучению и лишая его возможности наиграться вволю в самый благоприятный для игровой деятельности период.

Существует родительский запрос на такую услугу, как обучение чтению и письму. Родители друг другу сообщают: «В школе №? детей, умеющих читать, определяют в один класс и учат по программе повышенной сложности, а детей, читать не умеющих, учат по другой программе. И у первых потом больше шансов поступить в гимназический класс». О каком классе для своего ребенка будет мечтать честолюбивый родитель? Конечно, о классе с более блестящими перспективами. Подготовка к школе зачастую рассматривается родителями как более раннее изучение программы первого класса и сводится к формированию узкопредметных знаний и умений.

Серьезной проблемой является игнорирование закономерностей психического развития ребенка – сензитивности разных возрастных периодов к становлению тех или иных психических функций и новообразований, роли ведущей деятельности в их формировании.

Некоторые воспитатели по запросам родителей учат детей читать и писать в подготовительной группе, хотя не всегда знают, как это делать, их не учили этому в учебных заведениях. К сожалению, родители не позиционируют себя как участники преемственности, занимают пассивную, потребительскую позицию (мы вам детей доверили, вы и учите, воспитывайте). Положительный опыт в ДОУ имеется, но проблему включения родителей в этот процесс необходимо продолжать решать.

Страх детей перед школой присутствует, и год от года это явление становится все более распространенным, потому что корнями своими растет из родительских страхов, из неправильных установок семьи. Родители сегодня крайне болезненно относятся к успехам своего ребенка. Они невольно абсолютизируют неудачу малыша, переносят ее на все его поведение в целом, на него самого как на личность. В результате у ребенка нередко развивается страх перед заданиями, перед своим школьным будущим. А ведь ребенку так нужна психологическая поддержка именно со стороны родителей. Оказывается, и родители должны быть готовы к поступлению своего малыша в школу. Родительское отношение к ребенку – это один из гарантов преемственности, как ни странно это звучит.

Таким образом, из высказываний педагогов и родителей становится ясно, что проблема взаимодействия детского сада и школы актуальна, особо значима, и решать её надо. У каждой ступени образования свои приоритетные задачи, если детский сад обеспечивает эмоциональное благополучие каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения, школа совершенствует достижения дошкольного развития (на протяжении всего начального образования); развивает сформированные в дошкольном детстве качества. Но чтобы это произошло, необходимо решить проблему сохранения единого образовательного пространства. С одной стороны, это продиктовано необходимостью учета целей и содержания дошкольного образования на соответствующих возрастных этапах развития ребенка. А с другой – потребностью в качественной его подготовке к школе на основе единых требований к работе дошкольного образовательного учреждения и школы. В частности, важно не только как детский сад подготовил детей к школе, но и в какой мере сегодня школа готова принять ребенка с учетом его опыта, уровня развития и индивидуальных особенностей.

С целью объединить всех заинтересованных участников мы в детском саду делаем многое, в настоящий момент наша творческая группа разработала проект по организации качественной подготовки дошкольников к обучению в школе, но всё же мы считаем, что решать проблему преемственности надо не только на местном уровне, но прежде всего на государственном, т.к. необходимо скоординировать содержание программ детского сада и школы на единстве целей воспитания и обучения детей, что в целом существенно облегчит психологическую адаптацию детей на начальном этапе обучения.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 70)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела