Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Начальная школа: традиции и инновации»
Выпуск №21 Февраль 2009 | Статей в выпуске: 107


Анна Владимировна Кухтерина,
старший воспитатель
МБДОУ № 357 комбинированного вида «Золотая рыбка»
Калининского района г. Новосибирска

Работа по профилактике школьной дезадаптации в ДОУ № 357

И родители, и педагоги жалуются на то, что год от года увеличивается число школьников, не справляющихся с программой, а медики всерьёз обеспокоены ухудшением здоровья детей. Всё это – симптомы явления, называемого ДЕЗАДАПТАЦИЕЙ.

Проблема школьной дезадаптации в связи с нарастающей распространенностью этого явления среди учащихся общеобразовательных школ в последние годы привлекает внимание разных специалистов. По данным отечественных авторов, те или иные признаки школьной дезадаптации обнаруживаются примерно у одной четвертой части всех школьников.

По данным зарубежной литературы, частота изучаемого явления у детей, обучающихся в школе, варьируется от 12 до 80 %.

По мнению психиатров, в XXI веке проблема школьной дезадаптации будет ведущей в детском и подростковом населении. Современный период развития общества можно охарактеризовать как переломный, кризисный. Он сопровождается трансформацией основных институтов социализации, деформированием механизма передачи ценностей от одного поколения к другому, высоким уровнем преступности. Многократно усилилась роль семьи как первоначального института социализации. Но в условиях экономической нестабильности, острых социальных кризисов её возможности, материальные и психологические, значительно ослабли. В связи с этим социализирующая роль детского сада на современном этапе значительно возрастает, так как она призвана, в том числе, восполнять дефекты семейного воспитания.

Несомненно и то, что условия образовательной среды, создаваемые в детском саду, влияют на физическое, психологическое состояние дошкольников, уровень их учебной мотивации, успешность в обучении. Если ребёнку некомфортно, если он испытывает повышенную тревогу, чувство страха и неуверенности, вызванное чаще всего неуверенностью в собственных знаниях и способностях, проблемами межличностного взаимодействия, то это приводит к непроходящему стрессу.

Из всего вышесказанного следует, что одной из наиболее актуальных проблем в образовании на современном этапе является проблема школьной дезадаптации.

Понятие школьной дезадаптации определяется как «любые затруднения, нарушения, отклонения, возникающие у ребёнка под влиянием школьных воздействий или спровоцированные учебной деятельностью, учебными неуспехами». Исходя из общих представлений о сущности социально-психической адаптации личности, в которой важнейшим компонентом является согласование самооценок и притязаний с его (ученика) возможностями и с реальностью социальной среды, школьная дезадаптация формируется в результате несоответствия социопсихологического или психофизиологического статуса ребёнка ситуации школьного обучения. К числу основных первичных внешних проявлений школьной дезадаптации педагоги и психологи относят:

– затруднения в учёбе и в усвоении норм и требований социальных институтов (семьи, школы);

– негативное эмоционально-личностное отношение к обучению;

– разные формы девиантного поведения.

Зачастую школа считает, что все дети, приходящие учиться, должны быть одинаковыми и часто завышают требования к ребятам, поступающим в первый класс.

Вот почему для поступления в престижную школу родители вынуждают детей посещать различные курсы и школы раннего развития. А по данным исследований психологов, дети, которые прошли обучение в «дошкольной гимназии» в 83 % случаев не хотят учиться в школе. Хотя исследования, проведенные 20 лет назад, демонстрировали иную картину: первоклассники в 96 % случаев мечтали о школе, правда, к декабрю интерес к учебе пропадал у 63 % из них.

В нашем МДОУ из 30 выпущенных в школу детей, по данным опроса родителей, трудности в адаптации испытывают 19 детей (5 не удалось опросить), 2 были переведены на домашнее обучение.

Родители жаловались на:

1. Неприспособленность к предметной стороне учебной деятельности (все делает не так, все уже, а он еще …).

2. Неспособность произвольно управлять своим поведением (балуется, встает во время урока, неуправляем).

3. Неспособность принять темп школьной жизни (быстро устает, часто болеет и.т.п.).

4. Школьный невроз: противоречие между школьными и семейными «мы» (школа говорит одно, родители другое: вот у вас в д/с было, не то что сейчас, либо что в школе, что в д/с все не так). Заложник такой ситуации ребенок.

Проведя анализ ситуации по изучению причин низкой адаптации к школе, мы пришли к выводу о том, что низкая адаптация детей к школе происходит потому, что педагоги используют в основном традиционные методики по подготовке детей к школе, неадекватные интересам детей методы. Педагоги забывают о том, что знания для детей нужны не ради знаний, а как важная составляющая личности, включающая умственное, нравственное, эмоциональное, эстетическое и физическое воспитание и развитие.

Вполне естественно, что преодоление той или иной формы дезадаптации, прежде всего, должно быть направлено на устранение причин, ее вызывающих. Очень часто дезадаптация ребенка в школе, неспособность справиться с ролью ученика негативно влияют на его адаптацию в других средах общения. При этом возникает общая средовая дезадаптация ребенка, указывающая на его социальную отгороженность, отвержение.

Профилактика дезадаптации на этапе дошкольного детства имеет особое значение. Это поставило перед нами задачу создания специальной программы, способствующей успешной адаптации учащихся к условиям школьного обучения и стимулирующей их развитие. В настоящий момент нами внедряется проект по взаимодействию со школой.

Цель: создание эффективной модели взаимодействия детского сада и школы для легкого течения адаптации детей к школьному обучению.

Школа с первых дней ставит перед ребенком целый ряд задач, требующих мобилизации его интеллектуальных и физических сил. Для детей представляют трудности очень многие стороны учебного процесса. Им сложно высиживать урок в одной и той же позе, сложно не отвлекаться и следить за мыслью учителя, сложно делать все время не то, что хочется, а то, что от них требуют, сложно сдерживать и не выражать вслух свои мысли и эмоции, которые появляются в изобилии. Кроме того, ребята не сразу усваивают новые правила поведения со взрослыми, не сразу признают позицию учителя и устанавливают дистанцию в отношениях с ним и другими взрослыми в школе.

Для оптимизации адаптационного периода детей им необходимо помочь познакомиться друг с другом, с учителями, с новой учебной ситуацией, со школой и школьными правилами. Система совместных мероприятий с детьми, посещающими подготовительную группу детского сада, и детьми-первоклассниками направлена на, то чтобы ребенок мог ответить на все вопросы по поводу ожидающей его новой жизни, учит детей самостоятельно добывать информацию, помогает наладить контакт с теми, с кем «подготовишкам» уже скоро предстоит строить отношения в школьной жизни. Наш проект находится в стадии реализации, но уже сейчас можно сказать о положительной динамике.

В результате реализации проекта проведен ряд мероприятий с участием как детей, так и педагогов школы. Проект «Я иду в школу» реализуется для детей подготовительной группы. Разработана, напечатана и оформлена на стендах серия консультаций для родителей, создана методическая копилка для педагогов.

В ходе проведения совместных мероприятий участники проекта открывают для себя много нового, получают возможность для неформального взаимодействия, обмена опытом, обогащения программно-методического обеспечения педагогического процесса.

Основным же результатом нашего проекта мы будем считать легкое течение адаптации у большинства наших выпускников. И пусть в новой школьной жизни у них будут только приятные переживания и никаких отрицательных эмоций.

Работа по проекту «Скоро в школу»

Мы несем письмо для первоклассников в школу № 78

В школе нас уже знают…

– Первоклассники, помогите ответить на наши вопросы!

– Мы согласны.

На школьной линейке

Совместный спортивный праздник на школьной площадке

План совместных мероприятий со школой № 78

Мероприятия Место проведения Срок Ответственный
1. Заключение договора о сотрудничестве со школой № 78 Школа № 78 сентябрь Ст. воспитатель.
2. Совместный педсовет с учителями начальной школы                «Педагогический манеж». Презентация методических разработок «Готовим к школе. Из опыта работы». МДОУ № 357 ноябрь Творческая группа по реализации проекта
3. Взаимопосещение занятий педагогов школы и МДОУ Школа № 78 МДОУ № 357 Январь-февраль Творческая группа по реализации проекта
4. Участие в торжественной линейке 1 сентября Школа № 78 сентябрь Ст. воспитатель.
5. Экскурсии в школу Школа № 78 В течение года Ст. воспитатель.
6. В гости на «Праздник букваря» Школа № 78 ноябрь Творческая группа по реализации проекта
7. «День открытых дверей для дошколят», посещение уроков. Школа № 78 февраль Творческая группа по реализации проекта
8. Спортивные игры по пионерболу для первоклассников и дошколят. Школа № 78 март Творческая группа по реализации проекта
9. «Книга полезных и вредных советов от первоклассников для дошколят» МДОУ № 357 март Творческая группа по реализации проекта
Родительское собрание с участием педагогов школ.   Ноябрь, апрель  
Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 36)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела