Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Начальная школа: традиции и инновации»
Выпуск №21 Февраль 2009 | Статей в выпуске: 107


Людмила Фёдоровна Семёнова,
старший воспитатель
МБДОУ № 388 комбинированного вида «Малышка»
Калининского района г. Новосибирска

Преемственность в работе ДОУ № 388 и школы

О преемственности между детским садом и школой говорится много.

«Мама! Я хочу в школу!» – говорит ребёнок. И он действительно хочет в школу. Он уверен, что к нему будут относиться как к большому, что он будет получать в школе только пятёрки! Но проходит эйфория первых дней и, к сожалению, зачастую родители слышат другое: «Не хочу идти в школу, не получается!»

Что же случилось?

Современная практика преемственных связей меду школой и ДОУ ещё не достигла уровня, когда бы ребёнок незаметно для себя, педагогов и родителей пересаживался бы из-за столика детского сада за школьную парту.

Преемственность детского сада и школы – это неразрывный двусторонний процесс, в котором на дошкольной ступени сохраняется самоценность детства и формируется базис личностной культуры ребёнка. Это послужит основой успеваемости школьного обучения. В это же время школа, как преемник дошкольной ступени образования, опирается на достижения ребёнка и организует свою педагогическую деятельность, развивая накопленный им потенциал. Важную роль в практическом налаживании преемственных связей ДОУ и начального школьного образования играет координация взаимодействия между педагогическим коллективом ДОУ и той школой, куда отправятся выпускники детского сада.

Преемственность должна строиться:

– на учёте возрастных и психологических особенностей детей 5-8 лет;

– на единых целях воспитания и обучения детей;

– на единстве требований взрослых (педагогов, психологов, родителей), согласующихся с выбранной образовательной программой;

– на обеспечении школ и детских садов наглядными пособиями, методическими разработками для педагогов, детей и родителей.

Основаниями преемственности, которые обеспечивают психологическую готовность детей к школе, являются:

– развитие любознательности у дошкольника как основы познавательной активности будущего ученика, обеспечивающей его интерес к учёбе, произвольность поведения и развития других важных качеств личности ребёнка;

– развитие способностей ребёнка как способов самостоятельного решения творческих и других задач, как средств, позволяющих быть успешным в разных видах деятельности, в том числе в учебной;

– формирование творческого воображения как направления интеллектуального и личностного развития ребёнка;

– развитие коммуникативности – умения общаться со взрослыми и сверстниками.

Для обеспечения преемственности необходимо учитывать сложные переживания ребёнка, возникающие у него в промежутках между дошкольным и школьным детством. Ему предстоит пережить и печаль, и расставания, и радостное нетерпение, и боязнь неизвестного, и многое другое. Поэтому учителям и воспитателям следует проявить особое внимание к детям, т.к. их эмоциональное благополучие будет зависеть от помощи взрослых.

Очень важно, чтобы детский сад и школа объединили свои усилия, возможности и приёмы по вопросу преемственности.

Наше дошкольное учреждение работает в этом направлении. Детский сад много лет сотрудничает со школами № 78 и № 173. Начинаем работу с того, что вместе с учителями составляем координационный план совместной работы школы и ДОУ. Обговариваем цели и задачи совместной работы, знакомимся с учителями, которые в этом учебном году будут набирать первоклашек. Воспитатели изучают программу 1 класса, а учителя знакомятся с «Программой воспитания и обучения в детском саду».

Уже давно стало традицией 1 сентября посещать школу детьми подготовительных групп нашего ДОУ. На этом празднике наши дети поздравляют первоклассников и учителей школы. Каждый год дети подготовительных групп детского сада вместе с воспитателями Афониной Л.П. и Никитиной Т.С. посещают уроки в школах № 78 и № 173.

Учитель школы № 78 Кутузова И.Ф. приглашала наших детей на урок по теме: «Чтение слов с буквами Д, д», а учителя школы № 173 – Бермес Т.Г. и Понамарёва Н.В. на уроки математики и окружающего мира.

Цель таких взаимопосещений – скоординировать содержание программ детского сада и школы и создать единые технологии, придумать единые формы урочной и внеурочной работы с детьми 5-8 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Кроме того, наши дети ходили в школу на экскурсию в библиотеку и в музей боевой славы.

Регулярно проводится родительский всеобуч: психолог, врач, старший воспитатель, воспитатели подготовительных групп дают рекомендации по подготовке детей к школе. Темы разнообразные: «Пять компонентов готовности к школе», «Школа здоровья», «Развиваем самостоятельность», «Почему учиться трудно»,  «Как помочь себе и своему ребёнку».

В ДОУ регулярно организуются родительские собрания, педагогические советы совместно с учителями школ № 173 – Бермес Т.Г., Дюрягиной И.Л., Зайцевой В.Н., Паршаковой М.Г. – и школы № 78 – Евдокимовой Н.В., Кутузовой И.Ф.

Цели таких встреч:

– помочь родителям сформировать готовность к школьному обучению;

– снять трудности адаптации в новой для ребенка социальной среде;

– сформировать мотивационную готовность ребёнка к школе;

– рассказать родителям о своей школе.

С целью изучения отношения детей к школе, их эмоционального мироощущения и переживания мы используем целевые беседы, тесты, анкеты. Проводим совместные концерты и праздники. Но, к сожалению, эти мероприятия бывают редко.

Дети нашего ДОУ регулярно посещают «Школу будущих первоклассников» (курсы подготовки) при школах № 78 и № 173. В дальнейшем мы отслеживаем успеваемость своих выпускников.

Итак, наша цель и задача – обеспечить ребёнку наиболее безболезненное вхождение в новый, неизвестный для него мир под названием «Школа». И мы, взрослые, лишь проводники в этот мир. Мы должны создать условия для того, чтобы ребёнок освоил элементарные правила взаимоотношений между людьми – эту сложнейшую науку общения.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 31)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела