Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Начальная школа: традиции и инновации»
Выпуск №21 Февраль 2009 | Статей в выпуске: 107


Все статьи автора(4) Марина Геннадьевна Макарова,
воспитатель высшей квалификационной категории
МБДОУ ЦРР детского сада № 14 «Аленка»
Калининского района г. Новосибирска

Влияние музейной педагогики на подготовку детей к школе

В процессе обучения должны быть задействованы
ум, сердце и руки ребенка.
Иоганн Генрих Песталоцци

Дар слова – важнейший дар, дающий возможность радости познания и общения. К.С. Аксаков писал: «Слово – есть первый признак осознанной разумной пищи. Слово – есть воссоздание внутри себя мира».

В арсенале А.С. Пушкина была 21 тысяча слов, но многие наши современники обходятся несколькими тысячами, а то и куда меньшим количеством слов, что является показателем уровня мышления, культуры общения. Накопление слов идет всю жизнь, но особенно интенсивны первые годы жизни.

К сожалению, в силу различных причин дети находятся на разных уровнях речевого развития. Это затрудняет общение детей, способствует возникновению таких психологических особенностей как замкнутость, робость, нерешительность, поражает специфические черты как общего, так и речевого поведения (ограниченная контактность, замедленная включаемость в ситуацию общения, неумение поддержать беседу, вслушиваться в звучащую речь), приводит к снижению психической активности.

При построении коррекционно-педагогического процесса необходимо учитывать все линии развития ребенка, прежде всего общение и сотрудничество со взрослыми, а также закономерности психического развития нормально развивающихся детей. Следовательно, коррекционное воздействие должно быть направлено не только на речевые нарушения, но и на коммуникативно-познавательную деятельность.

Наши дети пойдут учиться в массовую школу, будут жить в социуме, открывать для себя окружающий мир, делать первые шаги на пути познания. Они не должны бояться перемен, уметь сохранять спокойствие в бурном течении нового, изменять мир к лучшему, сохранять то, что создано культурой, ценить результаты достижений человеческой цивилизации.

Период дошкольного детства является сензитивным в формировании личности ребенка (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Л.А. Венгер, Н.А. Ветлугина и др.). В это время важно дать детям не багаж знаний, а умение добывать знания, наблюдать, сравнивать, анализировать, выявлять взаимосвязи, устанавливать причинно-следственные связи.

Известно, что развитие способностей начинается с пробуждения и укрепления устойчивых специальных интересов, которые в дальнейшем переходят в склонность проявляющихся в предпочтительном выборе определенных важных знаний, а затем насущную потребность в соответствующей деятельности. Пробудить потребность – это значит «завести» механизм формирования способностей. Большая потребность в новых впечатлениях, в стремлении активно пробивать, преобразовывать, изобретать – эти и другие характеристики детей дошкольного возраста создают большие возможности для развития личности ребенка.

«В основу воспитания должна быть положена личная деятельность ученика и всё искусство воспитателя должно сводиться только к тому, чтобы направлять и регулировать эту деятельность» (Л.С. Выготский)

Творческий потенциал ребенка определяют такие стороны личности, как интеллектуальная, нравственно-волевая, эмоциональная, действенно-практическая, которые, на наш взгляд, развиваются в процессе создания в группе и МДОУ мини-музея.

«Никакое число наглядных уроков не может заменить соприкосновения с природой и знакомство с подлинными вещами и материалами, с фактическим изготовлением предметов» (Джон Дьюи).

Вместе с детьми и родителями мы решали, какими коллекциями будет пополняться наш мини-музей. Разумеется, процессом коллекционирования необходимо управлять. Истинное и полезное коллекционирование начинается со систематизации и изучения собираемого, оно расширяет кругозор, углубляет знания, приучает к усидчивости и аккуратности, дает навыки исследовательской деятельности.

«Воспитание не только должно развивать разум человека и дать ему известный объем сведений, но должно зажечь в нем жажду серьёзного труда, без которого жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой» (К.Д.Ушинский).

С коллекционирования часто начинается приобщение ребенка к миру маленьких тайн, их открытий. Стойкость такого пытливого отношения ребенка к коллекционированию зависит от того, культивируют взрослые это отношение или гасят его своим пренебрежением. Но если родители, воспитатели поддерживают интересы ребенка, если направляют его познавательную деятельность, то формируют ценнейшие черты личности – любознательность, пытливость, наблюдательность. Эти качества личности придают активности ребенка четкую познавательную направленность.

А.А. Люблинская подчеркивает, что в процессе формирования у дошкольников познавательного отношения к окружающему вскрываются некоторые стороны самих познавательных интересов, в которых явственно выражено единство интеллектуального и эмоционального отношения человека к предметам действительности.

В группе собраны и постоянно собираются коллекции: «коллекция воинской славы», «коллекция значков», «коллекция природного материала», «коллекция диких и домашних животных» и др. Дети с удовольствием пополняют коллекции своими экспонатами, рассказывают об их истории, возникает желание узнать еще больше о своем экспонате.

Внимательное отношение взрослых к увлечениям детей, поддержка и их развитие – непременное условие становления познавательной активности ребенка. Помощь родителей неоценима: поискать информацию в книгах, словарях, энциклопедиях, помочь в выборе экспоната и т.д. Это создает доброжелательную атмосферу творческого поиска, развивает партнерские отношения как с ребенком, так и с педагогическим коллективом группы.

Экспонаты коллекций мини-музея групп и МДОУ используются на всех занятиях (например, познавательного цикла, изодеятельности), в совместной и самостоятельной деятельности ребенка. Любой экспонат ребенок может потрогать, осмотреть, сравнить, опробовать в действии.

Используя репродуктивные, проблемно-игровые, поисковые, исследовательские методы, мы развиваем способности ребенка. Закрепляя знания, выполняем с детьми творческие работы, развивая тем самым воображение ребенка, его фантазии, навыки продуктивной деятельности (рисование, лепка, сочинение историй) и самостоятельного начала.

В качестве примера подробно опишем, как использовали проектный метод в создании группового мини-музея.

Детский проект

Создание мини-музея

«История письменности и рисунка»

В процессе создания мини-музея отмечался ярко выраженный интерес дошкольников к познавательной деятельности, что имеет огромное прогрессивное значение в развитии творческой личности.

Это дает право надеяться, что ребенок, полюбив и освоив музейное пространство, станет и в старшем возрасте наиболее благодарным и восприимчивым посетителем музейных выставок и культурных событий.

Влияние музейной педагогики на подготовку детей к школе

Таким образом, благодаря целенаправленной, систематической и планомерной работе интенсивно развивается интеллектуальная, эмоциональная, нравственно-волевая, действенно-практическая стороны личности, развиваются такие качества, как наблюдательность, легкость к комбинированию, хранящейся в памяти информации, готовность к волевому напряжению и многие другие психологические характеристики. Дети не только приобретают знания, но и учатся самостоятельно добывать их. Так мы готовим детей к школе и ко всей будущей жизни.

Юные исследователи и экспериментаторы

Рисуем на камнях, угольками по дереву

Рисуем камушками и угольками на меховой шкурке

Рисуем гусиными перьями и перовыми ручками

Мини-музей новогодней игрушки

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 7)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела