Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Начальная школа: традиции и инновации»
Выпуск №21 Февраль 2009 | Статей в выпуске: 107


Все статьи автора(2) Надежда Витальевна Хатюшина,

руководитель музея, учитель истории первой квалификационной категории
МАОУ гимназии № 11 «Гармония» Октябрьского района
г. Новосибирска

Роль музея в гражданско-патриотическом воспитании учащихся гимназии № 11

Современный период развития нашего общества характеризуется утратой многих нравственных ценностей и ориентиров. Особое значение в сложившейся ситуации имеет сохранение исторических российских традиций. Секретом же патриотического воспитания, на наш взгляд, является то, что нужно не просто говорить о патриотизме, а создавать ситуации сопереживания, любви детей сначала к своей малой Родине (мама, папа, дом, друзья), а затем к Родине большой.

Важным моментом патриотического воспитания и фактором, обеспечивающим взаимосвязь и преемственность поколений, является деятельность по изучению и сохранению культурных традиций своего учебного заведения, района, города, страны. С этой целью в гимназии создан музей, полное название которого звучит следующим образом: музей истории становления и развития школы № 193, гимназии № 11.

Музей был открыт на основании приказа директора гимназии Бегунова С.И. от 1 сентября 2004 года. Торжественная презентация состоялась 5 мая 2005 года.

Профиль музея: исторический.

Основное направление деятельности: знакомить учащихся с историей родного учебного заведения.

Цели работы музея:

– способствовать формированию общей культуры личности учащихся гимназии;

– способствовать воспитанию гражданственности и уважительного отношения к своей Родине, родному краю, городу, своей гимназии;

– способствовать формированию бережного отношения к памятникам истории, культуры, гимназии.

Задачи работы музея:

– участие в совершенствовании учебно-воспитательной работы гимназии;

– участие в формировании обеспечения, сохранности и рациональном использовании музейного фонда гимназии;

– охрана и пропаганда памятников истории, культуры, экспонатов из истории гимназии;

– проведение культурно-просветительской работы среди учащихся гимназии.

В современный период развития общества важно научить ребят ориентироваться в мире духовных ценностей, отражающих разные культуры и мировоззрения, научить решать проблемы, связанные с реализацией определенных социальных ролей (например, избирателя, гражданина, организатора, члена семьи).

СТРУКТУРА МУЗЕЯ ГИМНАЗИИ № 11

Руководитель музея постоянно взаимодействует с Советом Содействия, в который входят следующие структурные единицы: директор гимназии, Попечительский совет, Совет старшеклассников, выпускники гимназии, ТОС, ЦДО «Иволга», заместители директора, учителя, родители гимназии, Совет ветеранов Октябрьского района, депутаты городского совета, депутаты областного совета. Благодаря, например, взаимодействию с директором гимназии Бегуновым С.И., Попечительским советом, депутатами городского и областного советов, музей оснащен современной техникой: компьютером, принтером, сканером, а сотрудники музея используют в своей работе диктофон и цифровой фотоаппарат.

Выпускники гимназии, родители учащихся, учителя-ветераны, ТОС и ЦДО «Иволга» постоянно способствуют пополнению музейного фонда. А организованные и проведенные силами педагогического коллектива в декабре 2004 года Благотворительные концерты дали возможность возвести в музее центральный пилон «Образовательное пространство гимназии», который, одновременно, включает в себя несколько тематических экспозиций: «Октябрьский район», «Улицы Октябрьского района», «Высшие учебные заведения Октябрьского района», «Этапы развития гимназии» и др.

Напомню, что основное направление деятельности музея: это знакомство учащихся гимназии с историей родного учебного заведения. Поэтому с целью поисково-исследовательской и культурно-просветительской работы среди учащихся гимназии было создано объединение «Следопыт», осуществляющее работу музея сегодня. Объединение «Следопыт» является исполнительным органом ученического самоуправления гимназии и призвано способствовать воспитанию гражданственности, уважительного отношения учащихся гимназии к своей родине, родному краю, городу, району, учебному заведении.

СТРУКТУРА ОБЪЕДИНЕНИЯ «СЛЕДОПЫТ»

Его сотрудниками являются учащиеся 9-11 классов, которые активно занимаются поисковой и исследовательской деятельностью на базе музея.

Кандидатами же в сотрудники объединения «Следопыт» являются учащиеся 5-8 классов, посещающие школы лекторов и экскурсоводов, где они:

– изучают правила проведения лектория и экскурсии;

– знакомятся с историей и символикой своей Родины, края, города, Октябрьского района, гимназии;

– проводят обзорные, тематические, заочные и очные экскурсии в музее и по памятным местам нашего города, района, беседы и лекции на всех параллелях классов;

– осуществляют обмен опытом по проведению экскурсий и лекций с сотрудниками других школьных музеев, музеев Октябрьского района и города Новосибирска.

Помимо работы школ лекторов и экскурсоводов основным направлением деятельности объединения «Следопыт» является работа поисковой, оформительской и информационной групп, а именно:

– изучение литературно-исторических и других источников;

– активный поиск материалов о людях, связанных с историей гимназии, ее памятными страницами;

– создание и систематическое пополнение фондов музея;

– оформление экспозиций музея, альбомов, создание компьютерной базы данных;

– информирование учащихся, педагогов, родителей, общественности о деятельности объединения на страницах гимназической газеты «Форточка», в рубрике «А у нас в музее»; в печатных изданиях города: журнале «Лицеист», газете «Советская Сибирь»;

– издание приложения к газете «Форточка» «Мой любимый город», позволяющее познакомиться учащимся нашей гимназии и их родителям с памятными событиями и замечательными людьми нашего города и района;

– участие сотрудников всех групп в проведении традиционного Дня Семьи в гимназии;

– участие команды «Следопыт», занимавшей неоднократно призовые места, в районных и городских интеллектуальных конкурсах и играх и многих других школьных и внешкольных мероприятиях.

Работа музея организуется на основе самоуправления и осуществляет ее Совет музея, состоящий из руководителя музея и руководителей групп по различным направлениям деятельности, избираемый на общем собрании актива музея.

В основу деятельности Совета музея входит:

1. Планирование и организация работы музея и объединения «Следопыт» по основным направлениям деятельности

2. Планирование экспозиций музея, определение тематики и расписания экскурсий, лекториев и уроков в музее.

3. Осуществление связи с классными коллективами и разработка для них поисковых заданий.

4. Организация встреч учащихся с ветеранами войны, труда, интересными людьми.

5. Организация и деятельность школы лекторов и экскурсоводов, которая действует уже третий год и дает возможность учащимся среднего и старшего звеньев как можно подробнее изучить историю своего родного края, города, района, гимназии и познакомить с ней учащихся нашей гимназии.

6. Посещение музеев города с целью знакомства и развития кругозора.

7. Самое значимое дело, которое организует и проводит Совет музея, это Посвящение в сотрудники объединения «Следопыт», торжественное мероприятие, которое дает возможность ребятам в игровой форме проверить и показать знания по истории гимназии, района, города; доказать свое желание работать в объединении на благо музея и гимназии.

Несмотря на свою молодость, музей имеет свои символы: герб, клятву, гимн. Эмблема выполнена в одной цветовой гамме и стиле с гербом гимназии. Факел – означает порыв, стремление к поиску. Книга – научно-поисковая деятельность, которую ведут сотрудники музея. Цветной обод – разнообразная деятельность групп объединения «Следопыт». Каждый сотрудник музея имеет удостоверение, которое вручается ему после прохождения испытаний и произнесения слов клятвы во время «Посвящения в сотрудники музея». Гимн музея впервые был исполнен на презентации музея 5 мая 2005 года. Его авторами стали: Зверева Юлия, выпускница 2007 года нашей гимназии, написавшая слова, и руководитель гимназической студии «Мастер-класс», композитор Светлана Михайловна Ранда, написавшая к нему музыку. Юлия также являлась и солисткой студии и первой исполнительницей гимна музея, теперь она студентка НГУ факультета журналистики.

Разработка учащимися символики музея и соотнесение ее с символикой своей родной гимназии, несомненно, воспитывают у них чувство патриотизма, дают возможность самореализоваться, почувствовать важность того, что они создают. А они и на самом деле создают историю, историю музея, историю родной гимназии.

К сожалению, в нашем обществе еще есть люди, которые говорят, что патриотизм воспитывать не надо – это очередное заблуждение. Любить свою Родину надо уметь, а следовательно, этому надо учиться. Учиться на уроках истории, окружающего мира, которые стали традиционно проводиться на базе музея.

Эти занятия углубляют интерес у детей, расширяют их знания по истории своего края и города, района, а это повышает их внутреннюю мотивацию к изучению предмета, расширяет их кругозор и способствует формированию основных ценностно-смысловых компетенций, побуждая их: к созданию творческих работ, выпуску газет, составлению кроссвордов, развивает любовь к музею, гимназии, знакомству с историей родного края, города, района через посещение музеев, исследованиям, организации заочных и очных экскурсий по историческим местам нашего города для учащихся гимназии, пополнению фондов и экспозиций музея, разработке и использованию презентаций в своей пропагандистской деятельности.

Результатами такой деятельности музея и сотрудников объединения «Следопыт» можно считать следующее:

– Основной фонд музея пополнился на 237 экспонатов.

– Созданы слайд-программы и презентации по истории г. Новосибирска, о его почетных жителях, архитектурных и исторических памятниках, заочные экскурсии-путешествия, а также актив музея, который пополняет ряды школ экскурсоводов и лекторов.

– Актив музея пополняется, в основном, за счет слушателей школ экскурсоводов и лекторов.

– Проводятся обзорные и тематические экскурсии по музею гимназии и музеям нашего города.

– Увеличение сотрудников объединения «Следопыт» с 11 до 74 человек.

– Повышенный интерес к деятельности музея учащихся, учителей, родителей, жителей микрорайона, учащихся школ города.

– Развивающийся у учащихся гимназии интерес к музейному делу и музеям города.

– Пополняются традиции музея.

– В результате научно-исследовательской и поисковой деятельности сотрудников музея и педагогического коллектива созданы, оформлены и действуют тематические экспозиции музея.

В заключение необходимо отметить, что музей еще очень молодой, четыре года – не возраст, а чтобы воспитать любовь и уважение к нему, к истории своего учебного заведения, нужны годы. Также необходимо время на систематизацию работы фондов, правильное оформление документации и т.д. Нужно еще многому учиться. Но в то же время музей гимназии является одной из форм дополнительного образования в условиях образовательного учреждения. Он развивает активность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов – источников по истории гимназии, района, города, края, – имеющих воспитательную и научно-познавательную деятельность. А музей, действующий в гимназии, действительно способствует формированию у учащихся ценностно-смысловых компетенций, личностному самосовершенствованию, расширяет их кругозор и воспитывает познавательный интерес и творческие способности.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 11)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела