Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Начальная школа: традиции и инновации»
Выпуск №21 Февраль 2009 | Статей в выпуске: 107


Все статьи автора(2) Елена Владимировна Любова,
учитель-логопед высшей квалификационной категории
МБОУ гимназии № 11 «Гармония» Октябрьского района
г. Новосибирска

Система логопедической коррекции в условиях гимназии

Проблема нарушений письменной речи у школьников – одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели начального обучения превращаются в средство дальнейшего получения знаний учащимися.

По данным научных литературных источников, значительная часть случаев незрелости фонематического восприятия возникает в связи с сочетанием сенсорной и моторной недостаточности. Так, даже при незначительном несовершенстве работы мышц речевых органов у ребенка при усложнении речевой задачи нарушается их координация, что приводит к нечетким кинестезиям. Один и тот же звук произносится в различных ситуациях по-разному, а в центральный отдел слухового анализатора по поводу одного и того же звука поступает разноречивая информация. Следовательно, в речеслуховых зонах мозга нет четкого представления о каждом из звуков, что влечет за собой (даже при отсутствии слышимых нарушений звукопроизношения), трудности различения сходных по акустическим характеристикам и способу артикулирования звуков (свистящих – шипящих, звонких – глухих, твердых – мягких). На письме это проявляется в виде смешений и замен букв, обозначающих соответствующие звуки, и квалифицируется как фонематическая дисграфия – одно из самых частых нарушений письменной речи учащихся.

Учащихся гимназии, имеющих отклонения в формировании фонетико-фонематических и лексико-грамматических средств языка, можно условно разделить на три группы.

Первую группу составляют школьники, у которых отклонения в речевом развитии касаются только фонетических дефектов без других сопутствующих проявлений. Они составляют 40% от общего количества детей, имеющих отклонения в формировании языковых средств. Среди этих учащихся неуспевающих практически нет.

Вторую группу составляют школьники, у которых отмечается несформированность всей звуковой стороны речи – произношение, фонематические процессы (фонетико-фонематическое недоразвитие – ФФН). Школьники рассматриваемой группы, особенно учащиеся первых двух классов, имеют выраженные отклонения не только в звукопроизношении, но и в дифференциации звуков. Количество учащихся, имеющих недоразвитие звуковой стороны речи (ФФН) составляет примерно 20-30% от общего количества детей с несформированностью языковых средств. Среди таких учащихся количество реально неуспевающих по русскому языку колеблется от 50 до 100 %.

Третью группу составляют учащиеся, у которых, наряду с нарушениями произношения, имеется недоразвитие фонематических процессов и лексико-грамматических средств языка – общее недоразвитие речи (ОНР). Эти отклонения даже при известной сглаженности проявлений приводят к тому, что дети испытывают большие трудности в овладении чтением и письмом, ведущие к стойкой неуспеваемости по русскому языку, а также и по другим предметам.

Несмотря на то, что эта группа учащихся немногочисленна, она требует особого внимания учителя-логопеда, так как весьма неоднородна как по степени тяжести, так и по выраженности проявлений общего недоразвития речи. Без целенаправленной индивидуальной логопедической работы успешное усвоение программ такими детьми проблематично.

Цели и задачи логопедической работы в гимназии

Основной целью логопедической работы является преодоление школьной дезадаптации учащихся за счет формирования ключевых компетенций, ликвидации речевых нарушений и пробелов неречевых функций путем развития, воспитания и коррекции всех сфер (двигательной, дыхательной, сенсорной и пр.) детского организма.

Учитель-логопед начинает работу с диагностики и определения структуры дефекта, выявления групп логопедического риска. Полученные данные позволяют правильно сформировать логопедические группы и выработать стратегию преодоления недостатков.

Соответственно, перед учителем-логопедом ставятся следующие задачи.

1. Устранить нарушения устной речи.

Нормализация и развитие речевой моторики; развитие просодических элементов; устранение недостатков звукопроизношения; формирование и развитие фонематического восприятия; ликвидация пробелов и совершенствование лексико-грамматической стороны речи.

2. Предупредить нарушения письменной речи учащихся.

Создание функционального базиса и средовых условий через неречевые и речевые упражнения в соответствии с психофизиологическим статусом детей.

3. Преодолеть нарушения письменной речи учащихся.

Развитие неречевых и речевых навыков и функций, необходимых для овладения грамотой; формирование предпосылок интеллекта; формирование фонематических представлений и навыков анализа и синтеза.

Структура и содержание логопедической работы

Коррекционная работа направлена на преодоление недостатков неречевых функций: слухового и зрительного внимания, восприятия, всех видов памяти, пространственной ориентировки, голосообразования, навыков контроля и самоконтроля. Логопедические занятия укрепляют у детей с речевой патологией костно-мышечный аппарат, развивают правильное речевое дыхание, совершенствуют моторные функции (в частности воздействуют на мелкую мускулатуру рук, мышцы артикуляционного аппарата и пр.), формируют правильную осанку, вырабатывают координированность движений, направлены на снятие мышечного утомления глаз, укрепление глазной мышцы.

Особое внимание уделяется ликвидации пробелов речевого праксиса и гнозиса: фонематического восприятия, лексической стороны речи, звукопроизношения, словообразования, грамматического строя.

На занятиях уточняется активный словарь учащихся, активизируется пассивный, развиваются все стороны речи (лексическая, грамматическая, просодическая, интонационная и т.д.). Закрепляются полученные на уроках теоретические знания и сообщаются новые в области словообразования, культуры речи, культуры поведения, литературы, родного и иностранных языков, фольклорного искусства.

Занятия способствуют воспитанию и развитию чувства ритма, выразительности, художественно-творческих способностей, личностных качеств детей.

Очень эффективным по результатам логопедической коррекции является применение на занятиях разработок в области информационно-компьютерных технологий (ИКТ): например, комплекс развивающих программ «Учись быстро читать» (для начальных классов). Он развивает скорость чтения «про себя», скорость мыслительных операций, расширяет поле зрения, объем внимания, его переключаемость, распределение, устойчивость. Это приводит к активизации психологического развития ребенка и существенно влияет на его эффективное обучение в школе.

В младших классах большой упор делается на технику выразительного чтения вслух и часто вообще не уделяется внимания овладению навыкам чтения про себя. Работая с этой программой, учащиеся при чтении про себя фактически повторяют ту же артикуляцию и амплитуду речедвигательного аппарата, что и при чтении вслух, но только беззвучно. Необходимо отметить, что скорость проговаривания в 4 раза меньше скорости работы мысли. Тренажеры комплекса (текст в строчку, текст в столбик, текст с затиркой или закраской) позволяют отключать, в случае необходимости, слуховой и речедвигательный каналы, создавать новые связи между зрительным анализатором и корой головного мозга. Скорость подачи текстовой информации подбирается таким образом, чтобы она оказывалась в 2-3 раза больше скорости чтения, полученной при диагностике.

С помощью тренажера «Пословицы», который также используется для устранения артикуляции из процесса чтения, дополнительно вырабатываются навыки понятийного переключения, установления связей между явлениями, развивается скорость мыслительных процессов. К заданной левой половине пословицы предлагается на выбор пять случайно взятых правых, среди которых нужно определить верную. Компьютер оценивает время выполнения и количество ошибок.

Тренажер «Таблица Шульте» используется для диагностики и тренировки переключения внимания и расширения поля зрения. На экран выводится время выполнения упражнения и количество ошибок.

Тренажер «Разноцвета» развивает зрительное восприятие, уточняет основные цвета, формирует распознавание оттенков цвета, способствует тренировке внимания, совершенствует навыки логического подхода к решению поставленных задач.

После 8-10 регулярных занятий у здорового ребенка происходит качественный сдвиг в учебе. Он становится более успешным и активным на уроках.

Важнейшим условием эффективной логопедической работы является преодоление этиологических проблем. Обязательно консультирование детей у специалистов (лора, окулиста, невропатолога, эндокринолога, психотерапевта, педиатра), своевременное соматическое лечение, профилактика и оздоровление. Тесное сотрудничество с психологами, социальными и медицинскими работниками школы.

Непременным условием является постоянное взаимодействие логопеда с учителями, разъяснение и консультативная помощь в организации работы с детьми-логопатами, методическая работа (сообщения, открытые занятия, участие в семинарах, заседаниях кафедр, взаимопосещения уроков и пр.), выработка системы единых требований к учащимся.

Необходим доверительный контакт с родителями логопатов, пропаганда звуковой и речевой культуры. Очень важно своевременно довести до родителей информацию, побуждающую их к самостоятельной оценке уровня речевого развития ребенка. Для этого логопед выступает на общих и классных родительских собраниях. Как правило, эти выступления содержат:

– некоторые сведения о речи как о психической функции высшего порядка, о взаимосвязи процессов мышления и речи;

– сообщения об основных показателях речевой готовности ребенка к школе (норма звукопроизношения, звукоразличения, лексики, грамматики, связной речи);

– картину речевого развития детей в классе (общие цифры), а также прогноз возможных ошибок в чтении и на письме;

– перечисление основных факторов, которые могли стать причиной нарушений речи и речевых задержек. Особо выделяются те из них, которые могут устранить сами родители (недостаток общения с детьми; несоответствие уровня и содержания речевых контактов возрастным потребностям ребенка; психологические трудности, обусловленные особенностями взаимоотношений в цепи «родитель-родитель» или «родитель-ребенок» и т.д.);

– информацию о роли родителей, их поддержке и помощи в букварный период, поскольку полноценность и прочность основных понятий и навыков, сформированных на этом этапе, во многом определяют дальнейшее качество письма и чтения.

Подобная информация побуждает значительную часть родителей занять конструктивную позицию по отношению к ребенку. У них меняется ряд установок («У моего ребенка все хорошо; все произойдет само по себе, без моего участия» и т.п.), повышается чувство ответственности за качество обучения, они начинают искать новые формы взаимоотношений с детьми.

Каждый из родителей детей, зачисленных в логопедический пункт, получает возможность подробно ознакомиться с речевым профилем класса и ребенка, который содержит информацию об имеющихся нарушениях звукопроизношения, фонематического восприятия, словарного запаса, развития мелкой моторики, пространственной ориентировки.

Здесь же содержатся краткие сведения об особенностях латералиты, состоянии внимания и трудоспособности ребенка.

В марте-апреле проводится обследование детей дошкольного возраста и вновь поступающих учащихся.

С 10 по 15 сентября для анализа специфических ошибок обучавшихся ранее детей проводятся логопедические диктанты, списывания с печатного и рукописного текстов, анализируются тетради и контрольные работы.

На основе полученных данных формируются 8-10 групп по структуре и степени выраженности дефекта. Составляется расписание, график работы, циклограмма занятий, разрабатываются тематический и календарный планы работы с детьми по трем направлениям: фронтальная, групповая и индивидуальная работа.

Фронтальная работа является частью логопедического занятия, но в силу своей высокой эффективности уже много лет проводится для всех первоклассников. Ведется в двух направлениях: совершенствование фонематического восприятия и фонемных дифференцировок, а также по предупреждению оптико-пространственных нарушений.

Групповая – по преодолению выявленных нарушений письма и чтения – 2, 3 и 4 классы.

Индивидуальная – по исправлению дефектов звукопроизношения и работе с детьми, имеющими сложные нарушения (дизартрией, ЗПР, полиморфной дислалией).

В течение года проводится изучение и анализ промежуточных, срезовых, самостоятельных, контрольных работ в целях отслеживания динамики коррекционной работы. Статистическая обработка данных и составление отчета проводится по завершению учебного года.

Результаты логопедической коррекции

Процент детей с различными речевыми дефектами к общему числу принятых в школу довольно велик (в среднем более 30 %).

Результаты работы логопедического кабинета за четыре последних года (в среднем) отражены в таблице № 1.

Среднее количество учащихся начальной школы составляет 496 человек. Из них получают логопедическую помощь 42 % детей. В конце первого этапа занятий выпускается в среднем 40 % от зачисленных в группу детей (в основном, дети с фонетическим дефектом). Дети с более глубокими дефектами (ФФН, ОНР) составляют в среднем 60 % от зачисленных. Их обучение проводится в 3 этапа. По завершению коррекционной работы выпуск с полностью исправленной речью - качество - составляет более 90 %.

Результативность работы логопедического кабинета

Таблица № 1

средние

показатели

% к общему кол-ву

% к числу

зачисленных

в лог. группу

число уч-ся

496

выявлено

208

42%

занималось

160

32%

выпущено

64

40%

выбыло

3

2%

осталось

97

60%

качество

93%

Особо следует отметить важность и эффективность профилактической работы по предупреждению нарушений письменной речи у учащихся первых классов. Данные представлены в таблице № 2.

Эффективность фронтальной работы по предупреждению логопедических нарушений учащихся первых классов

Таблица № 2

2004-05 2005-06 2006-07 2007-08 в среднем % к общему кол-ву % к числу выявленных
общее кол-во уч-ся 1 классов 113 108 108 111 110
выявлено по группе риска 92 82 84 76 84 76%
зачислено в лог. группу 56 48 61 58 56 51% 66%

В результате продуманной системы предупреждения нарушений письма в самом начале обучения у 34% выявленных детей группы риска устраняются пробелы и нарушения фонематического восприятия на фронтальных занятиях, без зачисления их в логопедическую группу.

В силу запаздывания психологического созревания детей-логопатов преобладающим видом деятельности на протяжении почти всего первого класса остается игра. Поэтому довольно эффективны неречевые и речевые упражнения, логоритмические приемы, так как они замещают различные виды игры, а значит, в полной мере восполняют недостаток игрового сопровождения при обучении. Это наблюдение позволяет определить направление поиска результативных приемов и методов работы в современных условиях социальной депривации большинства детей, поступающих в школу.

Логопедическая работа в начальной школе имеет как ближайший, так и отсроченный результат. Правильно построенная и своевременно проведенная, она позволяет заложить прочный фундамент для формирования ключевых образовательных компетенций учащихся по всем учебным дисциплинам, социально и психологически адаптировать детей, сняв совсем либо значительно ослабив влияние дефекта на все виды деятельности детей-логопатов. Ведь очевидно, что речь, как письменная, так и устная, лежит в основе познания, общения, продуктивной деятельности.

Без логопедической помощи, при обычном обучении, почти половина проявлений дефектов самостоятельно, спонтанно не исчезает.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 26)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела