Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Начальная школа: традиции и инновации»
Выпуск №21 Февраль 2009 | Статей в выпуске: 107


Ирина Васильевна Бегунова,
врач-педиатр МБОУ гимназии № 11
Октябрьского района г. Новосибирска

Медицинское сопровождение образовательного процесса в начальной школе

Медицинское сопровождение в нашей гимназии обеспечивают как ДШО поликлиники № 15, так и собственная медицинская служба. В состав входят врач-педиатр и фельдшер «Кабинета регуляции здоровья» и 2 медицинские сестры оздоровительного комплекса «Дельфин». Основная цель медицинской службы – сохранение и укрепление здоровья гимназистов. Ведь не секрет, что практически здоровых детей очень мало.

Так, в 1-й класс в последние годы поступает 6-7% здоровых детей, а хронически больных – 15-20%, остальные 70-75% с функциональными отклонениями. А к старшим классам здоровых школьников почти нет.

Состояние здоровья учащихся, поступивших в 1-й класс


Показатели здоровья 1992 год 1999 год 2008 год
I группа здоровья (здоровые дети) 41,5 % 7 % 6 %
II группа здоровья (дети с незначительными функциональными отклонениями) 48 % 80 % 74 %
III группа здоровья (дети с хроническими заболеваниями) 10,5 % 13 % 20 %
Нарушения осанки 12 % 35 % 45 %
Нарушения зрения 10 % 12 % 11 %
Заболевания ЛОР-органов 19,5 % 35 % 39 %
Заболевания нервной системы 18 % 27 % 13 %

Поэтому необходимо проводить профилактику нарушений здоровья учащихся в школе. Это, прежде всего, комплекс мероприятий по оптимизации образовательного процесса с использованием ЗЗТ, снижение влияния неблагоприятных внутришкольных факторов и создание условий для рациональной двигательной активности.

Неблагоприятные внутришкольные факторы приводят к нарушениям осанки и зрения, к заболеваниям нервной системы и т.д. Для того чтобы снизить влияние этих факторов на организм ребенка, в нашей гимназии ведется постоянная совместная работа медицинского персонала, педагогов и администрации. Медицинские работники контролируют соответствие школьной мебели росту детей и правильность рассаживания их за столами, организуют и разъясняют учителям необходимость проведения профилактических и оздоровительных мероприятий, обучают педагогов приемам гимнастики для глаз и физкультминуток.

Медицинские работники находятся в тесном контакте с классными руководителями начальной школы. В течение учебного года врач посещает уроки с целью контроля соблюдения санитарно-гигиенических нормативов:

– освещение, влажная уборка и проветривание кабинета;

– своевременность проведения физкультминуток и гимнастики для глаз во время урока;

– своевременность пересадок учащихся по рядам;

– соблюдение охранительного режима для учащихся с нарушениями зрения;

– контроль за осанкой во время урока.

При необходимости, с целью контроля нагрузки врач измеряет артериальное давление учащимся до и после урока.

В начале учебного года врач информирует классного руководителя о состоянии здоровья учеников. А после проведенной диспансеризации дает дополнительную информацию о динамике состояния здоровья. Взаимодействие учителя и врача как индивидуальное – после посещенных уроков, так и групповое – на педагогических советах и планерках.

Врач периодически проводит мониторинги состояния здоровья по основным показателям здоровья на одном и том же составе учащихся. Основные показатели здоровья – это те, на которые влияют школьные факторы (нарушения осанки, нарушения зрения, заболевания нервной системы). Кроме этого, мы берем такой показатель здоровья, как заболевания лор-органов. Они являются благоприятным фоном для острых респираторных вирусных инфекций. Сравниваем эти показатели через 5 и 10 лет обучения (таблица 1 и 2).

После проведенных мониторингов состояния здоровья детей врач делает выводы о причинах ухудшения или улучшения показателей здоровья и дает соответствующие рекомендации классному руководителю. Кроме этого, результативность является руководством к дальнейшей деятельности педагогического коллектива.

Мониторинг состояния здоровья учащихся 1-6 классов

(2002-2003 уч. год – 2008-2009 уч. год)

Заболе- вания 1-а 6-а 28 чел 1-б 6-б 29 чел 1-в 6-в 26 чел 1-г 6-г 29 чел Всего 1-х кл. Всего (112 чел) 6-х кл.
Наруш. осанки 15/54 17/61 14/49 10/35 10/39 13/56 14/49 15/52 53/48 55/50
Забол. лор-органов 10/36 2/8 6/21 3/11 11/43 8/31 6/21 0 33/30 15/14
Забол. нервнойсистемы 6/22 3/11 9/31 0 7/27 1/4 7/25 2/7 29/26 6/6
Наруш. зрения 4/15 13/47 9/31 14/49 5/20 8/31 9/31 12/42 27/25 47/42
1-гр. здоровья 0 3/11 0 1/4 0 1/4 0 0 0 5/4
2-гр здоровья 21/75 20/72 24/82 25/86 21/80 17/66 25/87 23/80 91/82 85/76
3-гр. здоровья 7/25 5/18 5/18 3/10 5/20 9/34 4/13 6/20 21/18 23/20

*В числителе – абсолютное число уч-ся, в знаменателе – в %

Мониторинг состояния здоровья учащихся 1-10 классов

(1999-2000 уч. год – 2008-2009 уч. год)

Заболев. 1-а 26 чел. 10-а 1-б 27 чел. 10-б 1-в 26 чел. 10-в 1-г 26 чел. 10-г Всего 1-х 105 чел. Всего 10-х 105 чел.
Наруш. осанки 16/62 18/70 21/78 17/63 16/62 14/54 22/85 23/89 75/72 72/69
Заболев нервной системы. 5/20 4/16 7/26 3/12 9/35 1/4 7/27 6/23 28/27 14/14
Заб. Лор органов 9/35 4//16 12/45 5/19 13/50 4/16 8/31 3/12 42/40 16/16
Наруш. зрения 5/20 6/23 8/30 10/37 7/27 8/31 6/23 10/39 26/25 34/33
1-гр. здоровья 0/0 1/4 1/4 0 0 0 1/4 0 2/2 1/1
2-гр. здоровья 21/80 18/70 20/74 20/74 17/66 24/93 21/80 23/89 79/76 85/81
3-гр. здоровья 5/20 7/27 6/23 7/26 9/35 2/8 4/16 3/11 24/22 19/18

С 2008 года наша гимназия находится в эксперименте «Стандарты нового поколения». Пока только 1-е классы являются участниками эксперимента, но в дальнейшем и вся гимназия перейдет на них. Врач также изучает и обрабатывает информацию, касающуюся здоровья школьников. Для коррекции и профилактики физических отклонений, таких как нарушения осанки, организованы занятия в бассейне. Занятия проводит опытный инструктор по плаванию и 2 медицинские сестры. Дети с удовольствием посещают уроки плавания.

Учитывая то, что патология лор-органов занимает 2-е место в структуре хронической заболеваемости, возникла необходимость в создании кабинета регуляции здоровья. Школьники с помощью фиточая и физиолечения, приборами для домашнего пользования могут лечить легкие формы простудных заболеваний, так как хроническая патология дыхательной системы является благоприятным фоном для их возникновения. Кроме этого, для повышения иммунитета и устойчивости к острым респираторным вирусным инфекциям для всех школьников организован профилактический фиточай. Т.е. учащиеся в течение учебного года принимают 2-3 курса 2-х недельного фиточая.

Для коррекции нарушений зрения на средства от выигранного гранта были приобретены офтальмотренажеры. Дети с миопией могут пройти профилактическую тренировку мышц глаза. Курс составляет 10 дней. В течение года таких курсов может быть 2-3. О результатах пока говорить рано, т.к. приобретены они 2 года назад.

Организованная двигательная активность младших школьников составляет не менее 2-х часов в день, что включает в себя физминутки, уроки физической культуры, занятия в бассейне, уроки хореографии, динамические перемены, которые проводит совет старшеклассников. Кроме этого, 68 % младших школьников дополнительно посещают спортивные секции, кружки и студии.

Профилактическая деятельность врача включает в себя и родительские лектории, и беседы на медицинские темы по школьному радио, и статьи в местной школьной газете.

В результате совместной деятельности врача и педагогического коллектива:

В результате совместной деятельности врача и педагогического коллектива:
1. Снизилась острая заболеваемость на 16% по сравнению с предыдущим годом;
2. Уменьшилось количество пропусков по причине простудных заболеваний, так как дети могут долечиваться в условиях гимназии;
3. Нет увеличения % детей с нарушениями осанки через 5 и 10 лет обучения в результате проведенных мониторингов;
4. Наблюдается снижение % учащихся с заболеваниями нервной системы и лор-органов;
5. Низкий % школьников с заболеваниями желудочно-кишечного тракта, т.к. практически вся начальная школа охвачена горячим питанием.

Учитывая то, что при проведении мониторинга есть тенденция к увеличению % детей с нарушениями зрения, нам необходимо в перспективе создать более оптимальные условия, обеспечивающие сохранение зрения. Только совместные усилия медицинских работников и всех участников образовательного процесса могут дать положительные результаты в сохранении и улучшении физического здоровья подрастающего поколения.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 18)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела