Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Начальная школа: традиции и инновации»
Выпуск №21 Февраль 2009 | Статей в выпуске: 107


Мониторинг качества образовательно-воспитательного процессав учреждении дополнительного образования детей

Татьяна Леонидовна Синдеева,
заместитель директора по УВР
ЦВР «Лад» Первомайского района г. Новосибирска
Ольга Владимировна Мицук,
методист ЦВР «Лад»
Первомайского района г. Новосибирска,
доцент кафедры образовательных областей
«Искусство» и «Технология»
ГБОУ ДПО НСО НИПКиПРО

Мониторинг в образовательном учреждении можно определить как систему организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающую непрерывное отслеживание за ее состоянием и прогнозированием развития [1] .

Мониторинг в той или иной мере существовал в системе общего и дополнительного образования всегда. Это и контрольные работы, и экзамены, и проверки. Однако опыт показывает, что все эти формы традиционного мониторинга сегодня становятся недостаточно эффективными.

Современная система образования многообразна и сложна, она непрерывно изменяется, в ней преобладают процессы саморазвития личности. В данной связи она испытывает потребность в универсальных критериях для оценки своего состояния. Одним из таких критериев является качество образования. Это мера соответствия между эталонными, определенными государством образовательными уровнями – цензами, с тем, что есть на самом деле, что является итогом обучения и воспитания. Примером таких цензов являются стандарты образования, которые призваны задавать структурный и содержательный минимум, и различные средства констатации достижения обучающимися этого минимума (в образовательной школе – это единый государственный экзамен, в дополнительном образовании – аттестация обучающихся). [2]

Организация и проведение мониторинга в учреждении дополнительного образования детей – это процесс непрерывного научно-обоснованного, диагностико-прогностического отслеживания за состоянием, развитием педагогического процесса, который осуществляется в целях оптимального выбора образовательных целей, задач и средств их решения.

Изменившееся качество современной жизни сегодня требует от выпускника ОУ ДОД не столько умений выполнять указания педагога, сколько решать проблемы жизни самостоятельно. Любое действие признается качественным только тогда, когда за ним стоит личностный смысл, внутренняя составляющая, что и обеспечивает внешнее, признаваемое другими качество этого действия.

При организации и проведении мониторинга качества образовательно-воспитательного процесса в ОУ ДОД особая роль отводится диагностике, что позволяет получить объективные данные об уровне воспитанности, развития и обученности обучающегося.

В учреждении дополнительного образования детей комплексная диагностика качества образования включает в себя три основных аспекта: дидактический, методический и психологический.

Дидактический аспект результативности включает в себя работу по двум направлениям: диагностика обученности и диагностика обучаемости.

Обученность – это последствия обучения, достигнутые результаты, т.е. результаты диагностирования уровня реализации намеченной цели. Принципами диагностирования обученности являются объективность, систематичность и наглядность. Обучаемость предполагает измерение качества деятельности обучаемых в процессе обучения.

Методический аспект включает в себя анализ и оценку качества реализации образовательных программ, на основании которых осуществляется образовательно-воспитательный процесс в учреждении.

Психологический аспект включает: повышение уровня социально-психологической адаптации детей, повышение коммуникабельности, креативности.

В свете выделенных аспектов мониторинг образовательно-воспитательного процесса в ЦВР «Лад» проводится по трем направлениям: развитие, воспитание, обучение. В зависимости от задач производится и выбор диагностического инструментария: тестирование, анкетирование, педагогическое наблюдение, отчеты и др.

Важнейшим условием повышения эффективности образовательно-воспитательного процесса в системе дополнительного образования детей, совершенствования процесса обучения является систематический анализ объективных данных о состоянии результатов воспитания, развития и обучения. Анализ полученных образовательных результатов позволяет судить о достижении целей. Путь анализа лежит через выявление проблем как разрывов между требуемыми и реальными результатами, поиск их главнейших причин и построение стратегии, гарантирующей их устранение и продвижение вперед.

Анализ ключевых проблем в детских объединениях ЦВР «Лад» ведется от конца (т.е. результатов как следствий) к началу (т.е. к процессам и условиям как причинам).

Обученность как показатель качества образовательного процесса

Система диагностики обученности включает в себя:

1. Предварительное выявление уровня знаний, умений, навыков обучающихся.

2. Текущая проверка в процессе усвоения каждой изучаемой темы, при этом диагностируется уровень отдельных элементов программы.

3. Повторная проверка – параллельно с изучением нового материала идет повторение пройденного материала.

4. Периодическая проверка знаний, умений, навыков по целому разделу курса для наблюдения за усвоением взаимосвязей между структурными элементами образовательной программы, изучавшимися в разных частях курса.

5. Итоговая проверка и учет полученных обучающимися знаний, умений, навыков проводится в конце обучения по предложенной образовательной программе.

Материалы по мониторингу обученности дают объективную оценку усвоения обучающимися материала программы (программного материала) и отражаются в графиках и диаграммах, составленных педагогом или методистом. Отслеживанию подлежат следующие показатели:

– изменения наполняемости детского объединения за последние три года, показывающие динамику изменения спроса детей на обучение по каждому виду образовательной деятельности (косвенный показатель);

– количество обучающихся, участвующих во внеучрежденческих мероприятиях, выставках, конкурсах, фестивалях, результаты участия по итогам последних лет (прямой показатель);

– количество детей, связавших свою будущую профессию с изученным в учреждении видом деятельности (прямой показатель);

– период времени, проведенный детьми в учреждении дополнительного образования детей (косвенный показатель);

– творческие отчеты, конкурсы, выставки, поставленные спектакли и т.д., оценка педагогов по качеству выполненной работы (прямой показатель);

– мнение родителей о качестве образования, полученном их детьми в стенах учреждения дополнительного образования детей (прямой показатель).

Уровень обученности определяется с помощью проведения проверки знаний, умений, навыков – среза занятий, тестирования, проведения творческих отчетов, защиты творческих работ, участия в конкурсах, выставках и др.

Диагностика личностного развития обучающихся в ЦВР «Лад»

Диагностика воспитательных результатов – наиболее трудный аспект педагогической деятельности. В творческих объединениях сконцентрировано внимание на развитии Личности и Гражданина. Не столь важно, каким видом деятельности занят ребенок. Главное – создать условия, в которых его личный и творческий потенциал получит возможность развития. Важно помочь ребенку сформировать положительный образ своего «Я», мира, будущего, научить устанавливать и поддерживать коммуникативные связи в обществе.

Педагогическая диагностика позволяет создать психологический портрет обучающихся, изучить их личностные особенности и профессиональную направленность.

Диагностика личностного развития обучающихся в ЦВР «Лад» проводится два раза в год по следующим параметрам:

– характер изменения личностных качеств;

– направленность позиции ребенка в жизни и деятельности, характер жизненных ценностей.

Уровень развития детей определяется с помощью отчетов педагогов по результатам наблюдений, тестов, вопросников, анкет. Уровень воспитанности – по показателям развитости этической культуры, социально-психологических качеств с помощью анкет, тестов, вопросников, наблюдений педагога, оценок товарищей и самооценок, участия в массовых мероприятиях и общественной жизни коллектива. Для диагностики уровня социально-психологической адаптации детей используются проективные методики («Рисунок семьи», «Несуществующее животное», «Дом-дерево-человек» и др.). Коммуникабельность детей определяется на основе проведения занятий с элементами ролевого тренинга, использования специальных тестов. Креативность детей определяется применением методик, разработанных А.Я. Пономаревым, теста Торранса и др.

Выводы проведенных исследований в ЦВР «Лад»

1. Динамика изменения спроса детей на обучение каждому виду деятельности за несколько последних лет позволяет увидеть степень заинтересованности детей и родителей в освоении того или иного вида деятельности. Повышение интереса может быть только в случае наглядного проявления высокого качества обучения, хороших творческих результатов детей.

По имеющимся спискам детей можно составить график или диаграмму сохранности контингента обучающихся по видам образовательной деятельности (срокам реализации образовательной программы педагога).

2. Результаты участия обучающихся в различных конкурсах, выставках, фестивалях любого уровня, выраженные в количестве завоеванных призовых местах, также могут быть отражены в графике или диаграмме. Эти данные показывают изменения профессионализма обучающихся по данной образовательной программе, т.е. качество полученного дополнительного образования в плане приобретения знаний, умений, навыков.

3. Количество детей, связавших свою дальнейшую профессию с изученным в учреждении видом деятельности, яркий показатель способности педагога увлечь ребенка интересным делом, дать ему полноценные знания, способные четко сориентировать его в будущей профессии.

4. Годы, проведенные обучающимися в учреждении, говорят о поддержке педагогом их желания постигать мастерство, о качестве реализуемых образовательных программ, актуальности и правильности выбранного педагогического направления. Если дети посещают учреждение много лет, значит им здесь интересно и полезно.

5. Творческие отчеты, конкурсы, выставки, спектакли и другие виды отчетной деятельности по мере реализации образовательной программы четко показывают, какие знания, умения и навыки получены детьми за определенный период обучения, насколько они совпадают с поставленными в программе задачами. Уровень знаний и умений отражается в отчетах педагогов, мнениях родителей, товарищей по объединению, отзывах зрителей и пр.

6. Мнение родителей о качестве образования, полученном их детьми в учреждении, является одним из весомых показателей мониторинга. Родители поощряют и способствуют обучению детей в учреждении только в том случае, если явно видят позитивные результаты творческого труда.

7. Возможно использование любых других параметров, если они позволяют увидеть и оценить знания, умения и навыки, полученные детьми.

Литература

1. Майоров, А.Н. Мониторинг в образовании. СПб: Образование-Культура, 1998.
2. Шишов, С.Е., Кальней, В.А. Мониторинг качества образования в школе. – М., 1999.
3. Шушпанова, О.В. Мониторинг, школа, управление // Педагогика открытого общества, № 2-3, февраль 2001.
4. Кульневич, С.В., Иванченко, В.Н. Дополнительное образование детей. Методическая служба. – Ростов-на-Дону, 2005.

[1] Майоров А.Н. Мониторинг в образовании. СПб: Изд-во «Образование-Культура», 1998.

[2] Прокофьева Л.Б. к.п.н., ст.н.с. лаборатории дидактики ИТИП зав. каф. открытых образовательных технологий МИОО г. Москва Взгляд на качество образования с позиции методологического подхода

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 32)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела