Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Начальная школа: традиции и инновации»
Выпуск №21 Февраль 2009 | Статей в выпуске: 107


Все статьи автора(5) Константин Юрьевич Савгачев,
педагог-организатор ДДТ им. В.Дубинина
г. Новосибирска

Стратегия воспитательной деятельности Центра досуга Дома детского творчества им. В.Дубинина

Современный этап развития общества характеризуется формированием нового уровня социальных ожиданий и запросов в системе общественного воспитания. Все более актуальными становятся такие личностные качества, как самостоятельность, инициативность, открытость, доброжелательность, творческая активность и др. Не вызывает сомнения тот факт, что формирование этих качеств личности происходит и в сфере свободного времени. В современном обществе отмечается возрастание социальной роли и значения свободного времени как пространства самоосуществления, самореализации и саморазвития человека. В таких условиях требования к качеству педагогической организации свободного времени подростков резко возрастает.

С приданием Законом РФ «Об образовании» бывшим Домам пионеров нового правового статуса (учреждение дополнительного образования детей) возросла их роль как открытых воспитательных систем. Они призваны выполнять государственный заказ по дополнительному образованию детей, особенно в каникулярный период, их социализации, педагогической поддержке и реабилитации, обеспечивать социальную защиту личности, ее социальное развитие.

Сегодня, основываясь на каждодневном опыте воспитательной деятельности в Доме творчества им. В. Дубинина, мы можем сказать, что воспитательное пространство в нашем учреждении есть не что иное, как проявление педагогической самодеятельности в педагогике дополнительного образования, область самореализации социальных новаторов в деле воспитания и досуга. На данном этапе развития Центр досуга как структурное подразделение становится неотъемлемой воспитательной организацией, в рамках которой разрабатываются и внедряются новые методики и технологии как социального воспитания, так и досуговой деятельности.

Специфика деятельности педагогов Центра досуга заключается в интенсивности процессов общения, многообразии и вариативности взаимодействия ребенка с другими людьми в разнообразных видах деятельности и общения.

Одной из основных задач, решаемых в процессе совместной деятельности педагогов и детей, является формирование социальной активности, выработка ценностных ориентиров с учетом личностных интересов и потребностей ребенка. Но прежде чем приступить к реализации подобных серьезных задач, следует понять для себя, кто такой современный ребенок, чего он хочет, к чему стремится и чего не приемлет для себя как для личности. Педагоги Центра досуга ДДТ им. В.Дубинина определяют и видят для себя современного ребенка таким.

Современный ребенок – это человек, желающий иметь возможность независимых моральных суждений, имеющий сформированную систему ценностей, в которой доминируют:

– общекультурные ценности (желание получать качественное образование, узнать мир, изучать историю, культуру и современный политический строй своей страны);

– моральные принципы (желание быть полезным другим людям, доминирующие качества: доброта, честность, человеколюбие, нетерпимость к недостаткам других);

– личный опыт (подражание идеалам, достижение своей цели).

Современный ребенок стремится быть состоявшимся человеком, знающим свое предназначение, ценящим признание окружающих. Он имеет опыт как положительных внутрисемейных отношений и традиций, так и отрицательных (семьи группы риска).

Однако у современного подростка недостаточно сформирована активная жизненная позиция, относительно низкий уровень политической и демократической культуры личности, преобладает потребительское отношение к жизни, он слабо ориентируется в культурных и социальных реалиях современности.

Исходя из такой характеристики мира современного подростка, может быть, на первый взгляд немного идеалистической, педагоги Центра досуга и строят свою стратегию воспитательной деятельности. В деятельности педагогов можно четко выделить признаки наличия гуманистической воспитательной системы (по Л.И. Новиковой):

1. Присутствует четко обозначенная стратегическая цель, а также сформулированы основные тактические составляющие указанной цели. Целеполагание на данном этапе развития воспитательной системы включает в себя рождение цели, осмысление и принятие.

2. Сформировано ядро воспитательной системы – единство общности взрослых и детей как коллективного субъекта досугового взаимодействия в Доме творчества им. В.Дубинина.

3. Активно развивается системообразующая деятельность как педагогически организованное досуговое взаимодействие взрослых и детей.

4. Основным воспитательным комплексом можно считать досуговую деятельность, обеспечивающую единство целей, субъектов, содержания, форм.

5. Создание и освоение среды коллективом Центра Досуга проявляется как в привнесении досуговой эстетики в жизнедеятельность ДДТ им. В.Дубинина, так и в сохранении традиций и максимальном использовании окружающей предметно-вещной среды.

6. Система управления является логичным компонентом развивающейся воспитательной системы и носит инновационный характер, поскольку представляет собой совершенно новый опыт создания и функционирования воспитательно-образовательного компонента в сфере детско-юношеского досуга ДДТ им. В.Дубинина.

В связи с этим мы считаем, что именно положительный эмоциональный опыт вкупе с воспитательно-образовательным компонентом программ Центра досуга будут являться стратегической мотивацией ребенка к активизации деятельности к самообразованию, самомотивации на успешность и личностный рост во всех областях жизнедеятельности современного подростка.
Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 232)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела