Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Начальная школа: традиции и инновации»
Выпуск №21 Февраль 2009 | Статей в выпуске: 107


Елена Геннадьевна Баталова,
педагог дополнительного образования
первой квалификационной категории
дошкольной студии «Весёлый улей»
МОУДОД Дома детского творчества «Центральный»
г. Новосибирска

Дошкольник в учреждении дополнительного образования детей

Какой родитель не желает для своего ребёнка прекрасного будущего, не мечтает видеть его всесторонне развитым, самостоятельным в поступках и мышлении? В настоящее время довольно остро стоит вопрос о том, как вырастить и воспитать человека XXI века. Для этого повсеместно расширяется сеть дошкольных образовательных учреждений, а также дошкольных студий и студий раннего развития, функционирующих на базе учреждений дополнительного образования.

Именно в период дошкольного детства начинается процесс социализации, устанавливается индивидуальный способ связи ребенка с ведущими сферами его бытия: миром людей, природы, предметным миром. На этой базе происходит интенсивное приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям, закладывается фундамент здорового образа жизни. В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем.

Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Важно поддержать ребенка в стремлении к активной познавательной деятельности, важно не дать этому жизненному стремлению бесплодно угаснуть. Чем полнее и разнообразнее деятельность, чем более она значима для ребенка, чем более соответствует его природе, тем успешнее идет его социальное и индивидуальное развитие, полнее реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления.

Вот почему для дошкольников наиболее близки и естественны такие виды деятельности, как игра, общение со взрослыми и сверстниками, экспериментирование, изобразительная и музыкальная деятельность, основы хореографии. Именно в перечисленных видах деятельности, при условии интенсивного освоения ребенком позиции субъекта, происходит гармоничное интеллектуально-познавательное, деятельностно-практическое и эмоционально-личностное развитие, совершается наиболее естественное вызревание таких перспективных новообразований, как произвольность поведения, способность к логическому мышлению, самоконтролю, творческому воображению. В конечном счёте, именно это составляет важнейшую личностно-психологическую основу для начала систематического обучения в школе.

Главное – не максимальное ускорение психического развития ребенка, не искусственное сжатие сроков и темпов перевода его на «рельсы» школьного обучения, а создание каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия его возрастного потенциала, индивидуальных возможностей и способностей. Только раскрывая индивидуальный потенциал ребёнка, можно успешно вести работу по его социализации.

Статистика показывает, что лишь 50% детей обладают фактической готовностью к школе. Имеющаяся тенденция не отдавать детей в детский сад и обучать их самостоятельно нередко приводит к негативному результату. Поскольку родители не имеют возможности заниматься с детьми постоянно, их педагогические действия сводятся к принудительному обучению чтению и письму без учета особенностей возраста. Это может нанести ребёнку психическую травму, вызвать естественную реакцию протеста и, как следствие, потерю интереса к обучению в целом. Это трудно исправимая ошибка. Дети, растущие в домашних условиях, лишённые педагогически организованного общения со сверстниками, часто также испытывают трудности взаимодействия со сверстниками, что может внести дисгармонию в их развитие, негативно повлиять на успешность обучения в школе.

В Доме детского творчества «Центральный» с 1989 года работает дошкольная студия «Весёлый улей». Коллектив педагогов студии разработал и реализует комплексную образовательную программу, основной целью которой является социальная адаптация и гармоничное развитие ребёнка.

Образовательная программа дошкольной студии «Весёлый улей» на деле реализует право выбора для детей и родителей, создает условия для эмоционально-комфортного самочувствия ребёнка в процессе его обучения, задает максимальную интенсивность двигательных, физических и психических нагрузок. Подбор дидактических материалов, игр, пособий, детской литературы учитывает особенности разноуровневого развития детей и помогает осуществлять необходимую коррекцию для позитивного продвижения каждого ребенка.

Образовательная программа составлена на основе практико-ориентированных достижений классической и современной педагогики, построена с учетом индивидуальных возрастных и психологических особенностей детей. Принцип гармоничного сочетания индивидуального и возрастного в поведении и мышлении ребёнка также взят нами за основу при осуществлении данной программы.

Программа рассчитана на работу с дошкольниками от 4 до 7 лет. Ее освоение проходит поэтапно:

– первый этап включает в себя работу с детьми от 4 до 5 лет (1 год обучения);

– второй этап включает в себя работу с детьми от 5 до 6 лет (2 год обучения);

третий этап включает в себя работу с детьми от 6 до 7 лет (3 год обучения).

На всех трех этапах организации процесса обучения проводятся занятия по следующим предметам: развивающие игры, основы хореографии, музыка, изобразительное искусство, ручной труд, английский язык, окружающий мир, шахматы, математические ступеньки, АБВГДейка, занимательная математика, обучение грамоте, логика.

Для достижения поставленных дидактических и воспитательных целей осуществляется решение следующего комплекса задач:

– развивать продуктивное мышление;

– развивать эстетические чувства детей, творческие способности, приобщать детей к искусству, традициям и обычаям народной культуры;

– способствовать укреплению здоровья и совершенствованию развития физических данных ребенка;

– воспитывать в детях культуру трудовой деятельности, бережное отношение к материалам и инструментам, трудолюбие, аккуратность;

– формировать навыки культурного поведения в повседневной жизни, воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному городу, уважение к его традициям;

– способствовать освоению звуковой культуры речи, формированию начальных навыков чтения;

– формировать у детей первичные сведения об иностранном языке, об основах коммуникативной компетенции, позволяющей им осуществлять устное, иноязычное общение на первичном уровне.

Рационально построенный режим дня является основополагающим условием, обеспечивающим эмоциональный комфорт, здоровье и гармоничное развитие ребенка. Режим дня гарантирует успешное освоение содержания всех образовательных программ. В соответствии с избранным регламентом учебные занятия в студии проводятся в утренние и вечерние часы (с 09.30 до 13.00 и с 17.00 до 19.00).

Продуманное расписание занятий предполагает пропорциональную сбалансированность разных видов учебной деятельности, чередование предметов. Это обеспечивает адекватную возрастным возможностям детей эмоциональную, интеллектуальную и физическую нагрузку, способствует гармоничному, социальному и индивидуальному развитию ребенка. При составлении расписания занятий по наиболее трудным предметам, требующим повышенной интеллектуальной познавательной активности, интенсивного умственного напряжения (обучение грамоте, математика, английский язык) предусматривается их целесообразное сочетание с танцевальными, музыкальными занятиями, ручным трудом, изодеятельностью. Перерывы между занятиями используются для:

– перехода детей в другой кабинет (по расписанию);

– подготовки к занятиям танцами (переодевание, смена обуви);

– отдыха, релаксации, игры.

Кабинетная система позволяет повысить работоспособность детей, улучшить их эмоциональное настроение, а специальное оборудование, наглядные пособия, разнообразный дидактический материал, игрушки в кабинетах обеспечивают качество и результативность учебного процесса. В системе деятельности студии участвуют специалисты: педагог-психолог; педагог-логопед; педагог-организатор; концертмейстер; методист.

Многолетний опыт подтвердил, что указанный набор учебных предметов создает благоприятные предпосылки раскрытия задатков и способностей детей, стимулирует их творческие достижения в различных сферах (музыкальной, художественной, лингвистической и физической), активизирует познавательный интерес, адекватно использует потенциал. В конечном итоге – реализует воплощаемую нами на практике модель гармонизации развития ребёнка в дошкольном детстве.
Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 11)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела