Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Начальная школа: традиции и инновации»
Выпуск №21 Февраль 2009 | Статей в выпуске: 107


Анна Николаевна Сметанина,
учитель начальных классов первой квалификационной категории
МБОУ СОШ № 180 Заельцовского района
г. Новосибирска

Формирование и развитие мотивации обучения с помощью ИКТ

Основой успешной учебной деятельности любого школьника является высокий уровень мотивации к данному виду деятельности. С первых дней в школе формирование и развитие положительной мотивации является задачей любого учителя.

В 2006/07 учебном году в первый класс школы № 180 пришли 16 учащихся. По результатам входной диагностики было выявлено, что 33 % первоклассников не достигли школьной зрелости, а 42 % учащихся имеют внеучебную мотивацию.

Такой уровень развития учащихся объяснялся, прежде всего, их социокультурным окружением, особенностями семейного воспитания. Вполне естественно, что в данной ситуации одной из основных задач учителя стало формирование и развитие положительной учебной мотивации.

Значительно облегчил реализацию этой задачи тот факт, что в октябре этого же года в классе появился компьютер. Современные ИКТ реализуют важнейший дидактический принцип – принцип наглядности. Объекты, представленные посредством ИКТ, более информативные, красочные, позволяют рассмотреть процессы разносторонне. С помощью компьютера стало возможным демонстрировать многие процессы. Так, в третьем классе, изучая тему «Организм человека», учащиеся могли наблюдать, как человек глотает, как работают мышцы; могли не только рассмотреть, но и «потрогать» органы и кости человека и многое другое. Всё это бесспорно будит интерес к изучаемому предмету. Так, ЭУП «Я и моё тело», о котором шла речь выше, привлекает детей и во внеурочное время. Интерес – это один из элементов мотивации. Познавательный интерес – сильный внутренний мотив.

Кроме познавательного интереса, используемая на уроке и во внеурочное время работа с использованием ИКТ позволяет формировать и мотивы самообразования. Многие ЭУП дают возможность ученику расширить круг своих знаний по теме. Таким образом, становятся возможны альтернативные домашние задания. Успешное выполнение этих заданий и обязательное представление результатов перед классом позволяет поднять самооценку ученика, стимулировать его к дальнейшей работе в том же направлении.

Мною было замечено, что задания, предлагаемые на компьютере, выполняются более качественно и с большим интересом, чем аналогичные задания в учебнике. Работа на компьютере для детей более привлекательна, чем традиционные формы работы на уроке. Это объясняется социальными интересами школьника. Сегодня компьютеризация многих сфер жизни не воспринимается как нечто выдающееся, а всё больше приобретает повседневный характер. Ребёнок растёт в этой атмосфере и воспринимает компьютер как нечто естественное, отвечающее потребностям современного общества. Таким образом, применение на уроке ИКТ для него привлекательно само по себе, в первую очередь, за счёт своей современности.

Существенно влияет на мотивацию школьника и иная организация проверки знаний. ИКТ позволяет сделать это процесс более индивидуализированным. Ребёнок, выполняя задание на компьютере, может видеть результат своей работы тут же. Ученику при этой работе не так страшно ошибиться. Во-первых, есть возможность исправиться, во-вторых, о допущенной ошибке знают только учитель и он сам, что делает выполнение заданий психологически более комфортным. Обучение уже не вызывает того стресса, как если бы ученик, стоя перед всем классом, отвечая, допустил бы ошибку. Комфортность в обучении также имеет немаловажное значение в формировании правильной, положительной мотивации.

Использование ИКТ в процессе обучения возможно как в индивидуальном, так и в групповом режиме работы. Это также позволяет учащимся, особенно слабым, максимально избегать ситуации неудачи. При работе с такими учениками мною часто применяется работа в паре, где есть консультант, который при необходимости направит или поможет выполнить задание. Даже работая не самостоятельно, ученик видит результат своей работы и получает удовлетворение от выполненного задания.

Диагностика, проведённая в третьем классе, показала, что учебная мотивация сформирована у всех учащихся. Наблюдается средний уровень мотивации. У 30 % обучающихся появилась мотивация самообразования, у 40 % – познавательная мотивация.

В заключении хочется отметить, что использование ИКТ существенно влияет на развитие познавательной мотивации, однако нельзя применять их слепо. Построение учебного процесса с использование ИКТ и его разработка должны быть продуманы и обоснованы.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 46)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела