Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Начальная школа: традиции и инновации»
Выпуск №21 Февраль 2009 | Статей в выпуске: 107


Светлана Алексеевна Гуляева,
учитель начальных классов первой квалификационной категории,
руководитель методического объединения учителей начальных классов
МБОУ СОШ № 180 Заельцовского района
г. Новосибирска

Мы живем в мире цифр

Использование информационных технологий прочно вошло в нашу жизнь. Уже три года как в нашей школе в каждом кабинете начальных классов есть компьютер, используется интерактивная доска. Эффективность ИКТ состоит в том, что дети в большинстве своем визуалы, а первичное восприятие лежит в основе усвоения учебного материала.

Электронные учебные материалы активно используются на всех этапах урока и во внеурочной деятельности. На уроках широко применяются различные виды электронных ресурсов:

– презентации позволяют проиллюстрировать учебный материал, вызвать интерес к нему;

– различные виды тестовых и проверочных электронных материалов обеспечивают своевременный контроль и учет знаний, позволяют элиминировать недочеты и вовремя корректировать их.

Но наиболее важным представляется обеспечение самостоятельной деятельности ученика, что повышает самооценку и формирует интерес к предмету. А это в свою очередь стимулирует познавательную мотивацию. Обучение происходит без принуждения и авторитарности. Для реализации этой задачи, наиболее важной и существенной в современном образовании, электронные образовательные материалы, продаваемые в розничной сети, практически непригодны. Единственным видом электронных учебных пособий, структурированных и адаптированных к школьным программам, являются пособия, разработанные под руководством А.В. Молоковой и переданные в школы в соответствии с городской программой информатизации. Именно эти пособия позволяют формировать общеучебные компетенции, поддерживать интерес к учебе, способствуют развитию учащихся.

Не менее важно использование ИКТ и во внеурочной деятельности. Мы работаем с развивающими программами, такими как «Вундеркинд», электронные энциклопедии, логические игры, которые развивают мышление, память, учат сравнивать, обобщать. Ученик утверждает себя, помогает другому, или они вместе решают какую-то задачу.

В группе продленного дня использование обучающих компьютерных программ позволяет не только ликвидировать пробелы в знаниях, но и дать предварительное представление о материале будущего урока. В этом случае ребенок приходит на урок подготовленным, что позволяет ему чувствовать себя комфортно и способствует повышению самооценки и формированию учебной мотивации.

Немаловажно и проведение работы с родителями, разъяснение им причин затруднений ребенка. Занятия спортом, запись в кружки также способствуют развитию ребенка, совершенствованию его моторики, расширению кругозора. Это также приводит к развитию положительных личностных качеств.

Так, например, ученик К. пришел в первый класс совершенно неподготовленным. Мыслительные процессы, моторика были неразвиты, внимание было непроизвольным, сосредоточить его мальчик мог только на очень непродолжительное время. Все уроки К. играл, вопросов учителя не слышал и не понимал, не мог работать в группе. Адаптация ребенка проходила трудно. Мальчик сильно уставал, усталость проявлялась либо вспышками агрессии, либо замкнутостью. К. долго не мог научиться читать и писать, часто был заторможен, а иногда заторможенность сменялась вспышками бурной, бессмысленной деятельности. Первый класс К. закончил, практически не усвоив большую часть учебного материала. Из-за особенностей социокультурного окружения ребенка, его семейного воспитания, помощи от родителей ждать не приходилось.

Во втором классе, после длительной и упорной работы с родителями, удалось добиться их согласия на посещение мальчиком группы продленного дня. Эти занятия помогли лучше узнать ученика, изучить его личностные качества, способности. Оказалось, что он может продуктивно работать, но нуждается в более длительной подготовке к выполнению задания и постоянной помощи учителя. Успешно выполнив задание в ГПД, мальчик стал увереннее чувствовать себя в классе. Избежать перегрузок, ликвидировать пробелы в знаниях помогло использование ЭУП. Оказалось, что К. может выполнять задания не хуже других детей при условии детального объяснения ему материала. Выбор собственного темпа работы также способствовал тому, что мальчик почувствовал себя успешным. В течение всего второго класса К. прекрасно работал в ГПД с использованием электронных учебных пособий. При работе в классе он по-прежнему испытывал некоторую неуверенность в себе, боялся отвечать. Тем не менее, К. медленно догонял класс, его самооценка стала повышаться.

В третьем классе мальчик почувствовал себя уверенно не только на дополнительных занятиях, но и на уроках. Постоянное использование ЭУП, возможность самостоятельного исправления ошибки, мгновенная реакция на ответ позволили мальчику попасть в ситуацию успеха, а также ясно показали ему, что в его силах преодолеть трудности. Самооценка у К. повысилась, но нужно было ещё очень много работать.

К счастью, в это время принесла свои плоды и длительная работа с семьей. Родители несколько изменили сове поведение, стали больше внимания уделять ребенку. Мальчик начал заниматься акробатическим рок-н-роллом. Занятия были столь успешными, что К. стал занимать призовые места на конкурсах. Появившаяся вера в свои силы, способствовала и успешности обучения.

В этом году в школе была создана локальная сеть, в кабинетах появился доступ в Интернет. Это дало возможность использовать в работе активные методы обучения. Так, интегрированные проверочные работы дают возможность не только относительно объективно оценить уровень подготовки каждого ученика и выявить группу риска, но и оценить эффективность собственно процесса обучения и принять необходимые меры для коррекции.

Мы живем в цифровой век, и использование информационных технологий вызывает у детей большой интерес. Следовательно, обучение идет легче и результаты выше. Но для этого необходимо соблюдать ряд условий:

– тщательно отбирать предлагаемый материал;

– грамотно его подавать;

– обрабатывать получаемые результаты;

– учитывать их в дальнейшей работе.

Появление в школе интерактивной доски дало возможность интереснее, содержательнее, продуктивнее проводить уроки. Можно выделить некоторые формы работы с доской:

– визуализация учебного материала;

– первичное закрепление материала;

– внеурочная деятельность;

– проектная деятельность;

– представление продуктов своей деятельности, альтернативного домашнего задания.

Таким образом, использование информационных технологий в образовательном процессе нашей школы набирает обороты и требует грамотного и продуманного подхода.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 12)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела