Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Начальная школа: традиции и инновации»
Выпуск №21 Февраль 2009 | Статей в выпуске: 107


Все статьи автора(2) Валентина Владимировна Акулова,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
МБОУ СОШ № 120 Заельцовского района
г. Новосибирска

Экологическое воспитание младших школьников через курс правового образования «Я и мой мир»

В 1994 году в Санкт-Петербургском университете педагогического мастерства на кафедре теории и методики гуманитарного образования под руководством Н.И. Элиасберг была разработана система правового образования младших школьников, ориентированная на актуальные потребности российского общества, на обновление школьного образования и его гуманизацию.

На современном этапе развития российской школы в процессе правового образования учащихся должны решаться такие задачи, как экологическое воспитание, становление гуманистически ориентированной личности, обладающей гражданскими чувствами, адаптированной к условиям быстро меняющейся жизни.

Курс «Я и мой мир» для 1-4 классов – это важная составная часть целостной системы правового образования.

Одним из направлений данного курса является экологическое воспитание. Необходимость рассматривать экологические проблемы, пути их решения, нормативно-правовую базу вызвана усложнением экономических, экологических и политических процессов в нашем обществе, расширением коммуникативных связей между людьми, ростом ответственности человека за свою судьбу.

Правовое образование младших школьников предполагает формирование правовой культуры. Однако правовая культура не ограничивается лишь знаниями, оценками и установками. Она включает в себя непосредственные действия человека, его поведение в различных жизненных ситуациях; она предполагает умение и готовность личности решать проблемы окружающей среды, жить среди людей, общаться с ними, ориентируясь на нормы права и не выходя за рамки закона.

Первые шаги в решении этих задач должны быть сделаны в начальной школе. Центром этой работы в моем классе является курс «Я и мой мир».

Исследованиями установлено: для того чтобы сообщаемые учащимся знания вызывали у школьников позитивные чувства и способствовали становлению у них социально-полезной жизненной позиции, они должны опираться на прочный фундамент нравственных ценностных ориентиров личности.

Именно поэтому на первой ступени приоритетное место должно быть отведено решению задач раскрытия ценностей гуманистической этики и формированию у учащихся нравственных ценностных ориентиров, мотивов нравственного поведения, опыта самооценки и оценки поведения других людей с позиций добра и зла, способствовать накоплению опыта добрых дел и поступков, гуманного отношения ко всему живому.

Стержнем курса «Я и мой мир» являются этико-философские проблемы – раскрытие для младших школьников гуманистических ценностей жизни на доступном для них уровне.

Каждая тема курса посвящена раскрытию одной из этических ценностей. При этом в 1-4 классах темы повторяются, т.е. раскрытие каждой темы имеет протяженность четыре года, но каждый следующий год – с расширением круга рассматриваемых вопросов, усилением воздействия на эмоциональную сферу детей, что обеспечивает более глубокое осознание учащимися общечеловеческого значения и личностного смысла этих ценностей. Таким образом, создаются условия для постепенного становления жизненных ориентаций младших школьников, проявляются в эмоционально переживаемом отношении к жизненным явлениям, окружающему миру и в осознанном нравственном выборе линии своего поведения.

Структура содержания курса создает условия для установления внутрикурсовых связей между элементами этических и правовых знаний. Компоненты правовой информации связываются по смыслу с гуманистическими этическими ценностями. Например, на уроках, посвященных раскрытию ценности жизни и здоровья человека, учащиеся узнают о праве каждого человека на жизнь, охрану здоровья, об особой заботе государства о защите окружающей среды; об обязанности каждого уважать права другого человека.

Аналогичная содержательная связь между этико-философскими вопросами, экологическими проблемами и правовой информацией устанавливается и в других темах курса.

Тема 1. «Жизнь на земле» – 4 часа в год.

Природа, которая нас окружает. Связь человека с природой. Чудо жизни на Земле. Красота живой природы. Почему надо беречь природу. Разрушители и защитники природы. Закон на защите природы: запреты и ответственность за их нарушение. Как надо вести себя в лесу, в поле, в парке, на берегу реки, озера, моря. Что могут сделать дети для охраны природы. Наши друзья – домашние животные. Недопустимость жестокого обращения с животными.

Тема 8. «Общественный порядок и его охрана. Строгие требования закона» – 4 часа в год.

Роль правил в жизни человека и общества. Правила, установленные государством. Что такое закон. Кто принимает законы. Конституция России – Основной закон нашей страны. Что такое общественный порядок. Правила поведения в общественных местах. Что запрещено. Ответственность за нарушения.

Тема 9. «Любимый город» – 2 часа в год.

Что значит быть горожанином. Красота города – результат труда и творчества многих поколений людей. Охрана Законом памятников истории, культуры, заповедников, заказников. Охрана зеленого убранства города. Обязанность горожан соблюдать чистоту и порядок на улицах города, в транспорте, в общественных местах. Животные в городе: правила содержания и выгула собак. Кто они – разрушители и «пачкуны»?

Тема 10. «Родина – Россия» – 2 часа в год.

Наше государство – Россия. Символы государства. Высокое чувство любви к Родине. Сила Родины – в труде ее граждан. Как государство защищает права своих граждан.

Тема 11. «Мир на планете Земля» – 2 часа в год.

Счастье мирной жизни. Ужасы войны. Войны – угроза жизни на земле.

Завершая рассмотрение вопроса о месте курса «Я и мой мир» в системе экологического образования младших школьников, следует подчеркнуть, что, хотя правовое образование в этом курсе не носит самостоятельного характера, а лишь подкрепляет нравственное воспитание, все же на этой ступени создается база для осуществления в основной школе более глубокой и разносторонней работы по экологическому воспитанию учащихся.

Приложение. Презентация «Привитие основ правовых знаний младшим школьникам через курс «Я и мой мир»


Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 7)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела