Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Начальная школа: традиции и инновации»
Выпуск №21 Февраль 2009 | Статей в выпуске: 107


Все статьи автора(5) Ирина Геннадьевна Астанина,

учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
МБОУ «Гимназия № 10» Железнодорожного района
г. Новосибирска

Особенности экологического воспитания в начальной школе

Осуществлять экологическое воспитание в начальной школе возможно практически на всех предметах. Ознакомится с основными задачами, компонентами содержания экологического образования. Рассмотреть формы, методы, приемы и средства обучения можно в предоставленной мною презентации. Приложение 1

Я считаю, что одной из важнейших форм в экологическом образовании являются: экскурсии, прогулки на природе, исследовательская, экспериментальная работа, наблюдения природы, проведение праздников.

В начальной школе, учитывая возраст детей, проводится очень много праздников по различным темам, т.к. праздник можно разнообразить различными формами, которые интересны детям. Формы могут быть следующими – метод проектов, экологическая игра (головоломки, шарады, ребусы, игры, загадки, сказки) и экологическая задача.

Данные формы позволяют ребенку:

– развивать умения видеть, чувствовать, обсуждать явления природы, задавать вопросы и выдвигать версии-ответы;

– видеть необычное в привычном;

– развивать образное художественное мышление;

– чувственно познавать мир;

– содержательно общаться и взаимодействовать с окружающим миром.

В нашей школе стало традицией наряду со светскими праздниками проводить народные. Одним из любых праздников моих учеников является праздник «Осенины». Праздник был подготовлен мной для учеников 2 класса «А» и их родителей (ноябрь, 2008 год).

К этому празднику готовились все дети и их родители. Задолго до намеченной даты дети подбирали инсценировки, стихи об осени, готовили проекты поделок из природного материала, рисовали. Родители готовили шедевры кулинарного искусства, которые после праздника во время чаепития съедаются. Родители на выставку приносили свои поделки, овощи, фрукты, выращенные своими руками. Из всего этого в классе оформлялись выставки: рисунков, поделок, кулинарных блюд. А далее весь праздник для детей и их родителей был сюрпризом.

Сценарий праздника «Осенний листопад»

Цель:

– создание условий для индивидуального личностного проявления ребенка в группе.

Задачи:

– развитие познавательной активности, творческих способностей каждого ребенка;

– воспитание любви и бережного отношения к родной природе;

– закрепление и углубление экологических знаний учащихся.

Оформление:

– выставка рисунков, газет;

 

– выставка поделок;

 

   
   

 

 

– выставка кулинарных изделий;

 

На передней центральной стене стволы березы, дуба, клена с облетевшими листьями, на березе закреплены дятел, воробей и свиристель, на дубе – снегирь, синичка и соловей, на клене – ласточка, ворона. За стволом березы наполовину спрятан силуэт зайца, за дубом – медведя, за кленом – белки.

Правее огромная корзина – реквизит для сказки.


Оборудование:

– интерактивная доска;

– проектор.

Дети в начале праздника делятся на 3 группы и рассаживаются за специально отведенные столики.

Ведущий.

Посмотрите-ка, ребята, как красиво сегодня в нашем зале! Сколько кругом разноцветных листьев! Что же за праздник к нам в гости пришел? Конечно, праздник осени!

Ребенок.

Листочки все осенним днем

Красивые такие,

Давайте песенку споем

Про листья золотые!

Исполняем песню: «Листья желтые».

Ведущий.

Осень – очень красивое время года! Все деревья и в саду, и во дворе, и в лесу стоят празднично одетые!

1-й ребенок.

Утром мы во двор идем,

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят…

2-й ребенок.

Полюбуйтесь – маскарад!

Лес меняет свой наряд,

Снял зеленый, мерит новый –

Желтый, красный и лиловый!

3-й ребенок.

Осень золото роняет,

Осень птичек угоняет.

До свиданья, лес и луг,

Мы летим на теплый юг!

4-й ребенок.

Журавли на юг летят,

Здравствуй, здравствуй, осень!

Приходи на праздник к нам,

Очень-очень просим!

5-й ребенок.

Здесь мы праздник радостный

Весело встречаем,

Приходи, мы ждем тебя,

Осень золотая!

Звучит музыка, в зал входит ОСЕНЬ.

Осень.

Падают, падают листья,

И в вашем классе листопад

Красные, желтые листья

По ветру вьются, летят…

Здравствуйте, взрослые и дети!

Я пришла на праздник к вам

Петь и веселиться,

Я хочу со всеми здесь

Крепко подружиться!

Мы на празднике все вместе

Славно время проведем!

Чтобы было веселее,

Много конкурсов проведем!

Задания выполняют организованные в начале праздника команды.

1 задание

Осень. А вы знаете, что у осени есть «помощники». Сейчас из предложенных букв вы должны составить имя «помощника» осени – это имя будет являться названием вашей команды, а из предложенного материала, лежащего на столах – эмблему.

Детям предлагается набор букв, набор наклеек, скрепки.

Они дружно всей командой выполняют данное задание.

СЕНТЯБРЬ                  ОКТЯБРЬ           НОЯБРЬ

Осень. Вот какие помощники у меня есть. Давайте их назовем. (Читают название месяцев-команд).

Молодцы, хорошо справились с заданием. И за это в ваши корзинки я положу свои дары. В каждую корзинку осень кладет фрукт из своей корзинки. Фрукты в корзинке у осени лежат самые разнообразные – яблоки и груши, киви и лимоны, мандарины и бананы.

2 задание

Осень. А сейчас я хочу узнать, сможете ли вы угадать осенние слова, которые для вас приготовили первоклашки.

На экране по очереди включаются 4 слова, вернее объяснения слов. Дается время на решение этой задачи, четвертое слово загадывается родителям Приложение 2.

За правильные ответы в корзинки команд кладутся фрукты.

3 задание

Осень. Я смотрю и в вашем классе с деревьев листва почти облетела. Но ведь сегодня праздник и деревья тоже хотят быть нарядными.

В конвертах лежит много листьев.

Вы должны:

– выбрать листья от ваших деревьев и закрепить их;

– определить с каких деревьев слетели оставшиеся листочки.

Сентябрь – клен

Октябрь – дуб

Ноябрь – береза

На передней стене класса закреплены нарисованные стволы березы, дуба, клена. Каждой команде дается конверт с набором листьев разных деревьев. Дети, сидя на местах, должны отобрать листья для нужного дерева. Далее часть детей закрепляет листья, часть решает, с каких деревьев упали оставшиеся листья.

За правильные ответы в корзинки команд кладутся фрукты.

4 задание

Осень. А еще на ваших деревьях сидят птицы. Их три, а должно быть две, т.к. одна из них лишняя. Надо убрать лишнюю птицу. И объяснить, почему она лишняя.

На березе сидят дятел, воробей и ласточка.

На дубе сидят снегирь, свиристель и соловей.

На клене – журавль, ворона, скворец.

Дети убирают лишнюю на их взгляд птицу и доказывают, почему она лишняя.

Осень. А сейчас попробуем догадаться, как одним словом можно назвать птиц, сидящих на каждом дереве. А взрослые нам помогут, т.к. дети этого не изучали.

Перелетные, пролетные и зимующие.

За правильные ответы в корзинки команд кладутся фрукты.

5 задание

Осень. Посмотрите, кто это спрятался за вашими деревьями. Догадались?

– 3 человека от команды внимательно посмотрят и определят, что это за животное;

– из предложенного набора предложений выбрать те, которые говорят о подготовке этих зверей к зиме.

За деревьями спрятаны силуэты зайца, медведя и белки.

Отгадав, дети из предложенных предложений выбирают те, которые характеризуют животного, спрятанного за их деревом.

ЗАПАСАЕТ ПОДКОЖНЫЙ ЖИР

МЕНЯЕТ ЦВЕТ МЕХА

ДЕЛАЕТ ЗАПАСЫ ПИЩИ

УСТРАИВАЕТ ЖИЛИЩЕ

За правильные ответы в корзинки команд кладутся фрукты.

Осень. Но не только звери и птицы делают запасы на зиму. И люди тоже.

Многие городские жители целое лето живут на дачах и выращивают урожай. А когда приходит время его собирать, происходят разные необыкновенные случаи, то ли из-за неопытности, то ли из-за рассеянности.

Вот какой случай произошел с дедом, который посадил РЕПКУ. Дети инсценируют сказку.

Заставка на интерактивной доске.

 

СКАЗКА ПРО РЕПКУ

Автор сказки – Надежда Болтачева, г. Екатеринбург.

Опубликовано в разделе «Праздники» детского портала «Солнышко».

Ведущий:

Дедка репку посадил...

Дедка репке говорил:

Дед:

Ты расти, расти большая.

Стань богатым урожаем,

Чтоб тобой я мог гордиться.

Принесу тебе водицы,

Удобрений ведер пять,

Ох, устал, пора поспать.

(Ложится недалеко от репки и засыпает.)

Ведущий:

Спит дедулька без забот.

Репка между тем растет,

Да воюет с сорняками:

Их ногами, и руками…

Вот уж осень на дворе.

Зябким утром в сентябре

Дед проснулся, испугался.

(Дед просыпается и прыгает от холода, стуча зубами.)

Дед:

Ах, я старый разоспался.

Репку уж пора тянуть.

Подросла, гляжу чуть-чуть.

Ай, да репка уродилась!

Мне такая и не снилась.

(Хватает репку и тянет.)

Ведущий:

Хвать, но репка возмутилась.

Морковка:

Экий дедка ты неловкий!

Я – не репка, я – морковка.

Не умыл ты видно глаз.

Репки я стройней в сто раз.

И оранжевей к тому же.

Коль салат корейский нужен,

Без меня ты пропадешь…

Сок морковный не попьешь,

В супе мне замены нет…

И еще один секрет.

Я богата витамином,

Всем полезным каротином.

Я – отличный урожай!

Дед:

Что ж, в корзинку полезай.

Что такое, что за чудо,

Может, выспался я худо?

Репку сеял я весной.

Ладно, батенька, постой,

Репку вытяну другую.

Картошка:

Ой, ой, ой,

Я протестую!

Я – не репка. Я – Картошка!

Это знает даже кошка.

Всем плодам я голова,

Ясно ведь как дважды два:

Если в супе нет картошки,

Ни к чему брать в руки ложку.

Я для чипсов слышишь, дед,

Самый главный компонент.

В жарком масле, вот смотри,

Стать могу картошкой фри,

Я – твой главный урожай!

Дед:

Что ж, в корзинку полезай.

Я ж опять пойду по репку.

Как сидит в землице крепко!

Ай да репка, вот те на!

Капуста:

Право, я возмущена!

Дед, ты сникерсов объелся,

Сериалов насмотрелся,

Может с печки ты упал?

Раз капусту не узнал.

Я на репку непохожа

У нее одна одежа,

У меня ж их целых сто!

Все без пуговок…

А то…

Я – хрустящая капуста!

Без меня в салате пусто,

А со мной любой обед,

Голубец иль винегрет,

Станет в 10 раз полезней!

И потом меня, любезный,

Можно квасить и солить

И до лета аж хранить.

Можно есть меня всю зиму!

Дед:

Милости прошу… в корзину.

Это что за чудеса?

Вот уж битых два часа

Я провел на огороде.

Где же репка! Эта вроде…

Свекла:

Снова дед не угадал.

Знать очки ты потерял,

Или бес тебя попутал?

Свеклу с репой перепутал.

Я в сто раз ее красней,

И полезней и вкусней!

Свеклы нет и нет борща,

В винегрете и во щах…

Я одна – источник цвета!

А свекольная котлета –

Это просто объеденье!

Сто процентов – похуденье.

Я – отличный урожай!

Дед:

Что ж, в корзинку полезай.

И тебе найдется место.

Только все же интересно,

Где же репка? Может эта?

Лук:

Я почти того же цвета,

Но не репка, старичок,

Я – твой репчатый лучок!

Пусть немного и коварен,

Но в народе популярен.

Самый вкусный шашлычок

Тот, в котором есть лучок.

Все меня хозяйки знают,

В суп и в кашу добавляют,

В пирожки, в грибы, в отвар…

Я для вирусов – кошмар!

Даже грипп меня боится…

Хоть сейчас готов сразиться.

Я – отличный урожай!

Дед:

Что ж, в корзинку полезай.

Вечер уж к концу подходит.

Месяц на небо выходит.

Да и мне домой пора.

Завтра с самого утра

Стану репку вновь искать,

А теперь охота спать.

Ух, тяжелая корзина,

Пригодилась бы машина…

Знатный вырос урожай!

Бабка, занавес давай,

Сказочке пришел конец.

Тот, кто слушал, молодец.

Ждем от Вас аплодисментов,

Ну и прочих комплиментов…

Ведь артисты-то старались,

Пусть слегка и растерялись.

Осень. А как же определить, каких овощей нужно посадить больше, каких меньше, какие из них полезнее, какие вкуснее? Я думаю, в этом нам помогут овощи и фрукты из сказки «Спор овощей».

ИНСЦЕНИРОВКА «СПОР ОВОЩЕЙ»

1-й ведущий: Баклажаны синие, красный помидор

Затевают длинный и серьезный спор.

Овощи: Кто из нас, овощей, и вкуснее, и нужней?

Кто при всех болезнях будет всем полезней?

2-й ведущий: Выскочил горошек – ну и хвастунишка!

Горошек (весело):

Я такой хороший зелененький мальчишка!

Если только захочу, всех горошком угощу.

1-й ведущий: От обиды покраснев, свекла проворчала:

Свекла (важно):

Дай сказать хоть слово мне,

Выслушай сначала:

Свеклу надо для борща

И для винегрета.

Кушай сам и угощай –

Лучше свеклы нету!

Капуста (перебивая):

Ты уж, свекла, помолчи!

Из капусты варят щи!

А какие вкусные

Пирожки капустные!

Зайчики-плутишки

Любят кочерыжки.

Угощу ребяток

Кочерыжкой сладкой.

Огурец (задорно):

Очень будете довольны,

Съев огурчик малосольный!

А уж свежий огуречик

Всем понравится, конечно!

На зубах хрустит, хрустит...

Я могу вас угостить!

Редиска: (скромно):

Я – румяная редиска.

Поклонюсь вам низко-низко.

А хвалить себя зачем?

Я и так известна всем!

Морковь (кокетливо):

Про меня рассказ не длинный.

Кто не знает витамины?

Пей всегда морковный сок и грызи морковку –

Будешь ты тогда, дружок, крепким, сильным, ловким!

2-й ведущий: Тут надулся помидор и промолвил строго:

Помидор: Не болтай, морковка, вздор.

Помолчи немного!

Самый вкусный и приятный

Уж, конечно, сок томатный!

Дети: Витаминов много в нем.

Мы его охотно пьем!

1-й ведущий: У окна поставьте ящик,

Поливайте только чаще,

И тогда, как верный друг,

К вам придет зеленый...

Дети: Лук.

Лук: Я – приправа в каждом блюде

И всегда полезен людям.

Угадали? Я ваш друг.

Я – простой зеленый лук.

Картошка: Я, картошка, так скромна,

Слова не сказала.

Но картошка всем нужна:

И большим, и малым.

Баклажан: Баклажанная икра так вкусна, полезна...

2-й ведущий: Спор давно кончать пора, спорить бесполезно!

Слышен стук в дверь. Овощи в испуге приседают на пол.

Лук: Кто-то, кажется, стучится.

Входит Айболит.

Картошка: Это доктор Айболит!

Айболит: Ну, конечно, это я.

Что вы спорите, друзья?

Баклажан: Кто из нас, из овощей,

Всех вкусней и всех нужней?

Кто при всех болезнях

Будет всем полезней?

Айболит: Чтоб здоровым, сильным быть,

Нужно овощи любить

Все без исключенья!

В этом нет сомненья.

В каждом польза есть и вкус,

И решить я не берусь,

Кто из вас вкуснее,

Кто из вас нужнее.

Осень. Ну что, определились с выбором? Я думаю, что каждый решил для себя.

6 задание

Осень. Из предложенных овощей и различного подручного материала нужно сделать поделку.

За сделанные поделки в корзинки команд кладутся фрукты.

Молодцы, дети, и родители ваши молодцы. Хорошие поделки, рисунки сделали. Но, к сожалению, мне пора идти.

Осень.

Очень весело мне было!

Всех ребят я полюбила.

Но прощаться нам пора.

Что поделать? Ждут дела!

Вам даю я свой наказ:

Птиц зимой не обижать,

В кормушки корма насыпать,

Про зверей не забывать,

Их в лесу не обижать.

Растения не беспокоить,

Пусть ждут весны они в покое.

Осень раздает наказ каждому ребенку.

Я надеюсь на вас. Думаю, что вы проведете без меня конкурс и сделаете кормушки. До свидания! До следующего года.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 13)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела