Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Начальная школа: традиции и инновации»
Выпуск №21 Февраль 2009 | Статей в выпуске: 107


Советуем прочесть

     1. Глобальное изменение климата: научный взгляд на проблему (пособие для экологических журналистов). 1998.
     2. Добровольная экологическая деятельность: неиспользуемые возможности. Т.В. Гусева, А.Е. Хачатуров, С.В. Макаров, Е.А. Заика, М.В. Хотулева. 1999.
     3. Как далеко до завтрашнего дня... Свободные размышления. 1917-1993. Моисеев Н.Н. 1997.
     4. Как защитить ваши экологические права: руководство для граждан и неправительственных организаций. Яковлева О.А., Мищенко В.Л., Устюкова В.В. 1996.
     5. Экожилье – ключ к будущему. Лапин Ю.Н. 1998.
     6. Экокультура: в поисках выхода из экологического кризиса (хрестоматия по курсу охраны окружающей среды). Марфенин Н.Н. 1998.
     7. Экологическая информация и принципы работы с ней. Гусева Т.В., Дайман С.Ю., Хотулева М.В., Виниченко В.Н. (редакция), Веницианов Е.В., Молчанова Я.П., Заика Е.А. 1998.
     8. Экологические традиции, поверья, религиозные воззрения славянских и других народов. Борейко В.Е. 1998.
     9. Экологическое движение: сборник рисунков. Шукуров Э. Дж. 1998.
     10. Моря и океаны. 1997. илл. (Мир дикой природы).
     11. Томилин А.Н. Как люди обживают океаны Земли: Научно-художественная книга. 1985.
     12. Энциклопедия для детей. Том 19. Экология/ Главный редактор В.А. Володин. – М.: Аванта+, 2001.
     13. Методы гидрологических исследований: проведение измерений описание рек. Методическое пособие. Составитель А.С. Боголюбов, Орлова В.В. «Гидрометрия»,1998.
     14. Мир Природы. – Смоленск: Русич, 1998.
     15. Озера, пруды и болота. – М.: Росмэн, 1998.
     16. Окно в мир: Экосистемы: Детское пособие по экологии. – М.: Лазурь, 1996.
     17. Своллоу С., Стефенс М. Мир ручьев, прудов и рек.– И.: АСТ-ПРЕСС, 1997.

Обзор новинок

     Учебная литература

     1. Полевой практикум по экологии
     Семенов А., Астафьев В., Чердымова 3.
     Практикум предназначен для изучения основ экологии учащимися старших классов общеобразовательных школ, учащимися специализированных (медико-биологических) лицеев в ходе полевой практики, организованной на базе кабинета экологии и в природе, может использоваться студентами педвузов. Содержит практические работы по изучению структуры и функционирования надорганизменных систем (популяций, естественных и искусственных экосистем). Студенты, имеющие опыт полевых работ по ботанике, зоологии и сельскому хозяйству, работают самостоятельно, школьники – под руководством учителя. Помогает приобрести навыки работы на природе, углубить и закрепить теоретические знания. Может использоваться совместно с любым учебником экологии.

     2. Экология в общеобразовательной школе
     Интегрированный вариант. Учебно-методическое пособие для учителей
     Что делать, если экологии нет в базовом учебном плане?
     В учебно-методическом пособии предложены содержание и структура экологической составляющей в основных предметах, включенных в процесс экологического образования при интегрированном варианте преподавания экологии (природоведение, биология, география, химия, физика). В основу структурирования содержания экологии положен концентрический принцип. Приводится поурочное планирование изложения вопросов экологии.
     Предназначено для учителей общеобразовательной школы.

     3. Популярный экологический словарь
     Миркин Б.М. и Наумова Л.Г.
     Изд. 2-е, перераб. и доп.
     Сегодня редко встретишь человека, который не интересовался бы экологическими проблемами. Однако современная литература по экологии порой перегружена специальной терминологией, мало понятной широкому кругу читателей. Тогда-то и приходит на помощь «Популярный экологический словарь», который составлен таким образом, что им может пользоваться каждый, кто заинтересован в пополнении своих знаний. Но особенно будет полезен словарь школьникам и студентам, изучающим экологию.
     Второе издание словаря (более 600 терминов и понятий) дополнено новыми статьями, отражающими сдвиги в экологической науке и практике охраны окружающей природной среды, а также свежими статистическими данными.

     4. «Мой мир – мой дом». Рабочая тетрадь-учебник
     Галеева Н.Л.
     Учебное пособие предназначено для индивидуального использования и содержит задания, упражнения, схемы, рисунки, тесты. В пособии отведено место для самостоятельных рассуждений и обобщений ученика, его письменных и художественных работ. Страница за страницей заполняя тетрадь, ученик «пишет» и «раскрашивает» свой личный учебник, которым сможет потом при необходимости пользоваться и на уроках других школьных предметов.

     5. «Мой мир – мой дом». Книга для учителя
     Галеева Н.Л.
     Содержит учебный план преподавания курса. По каждой теме предлагается подробная разработка занятия с использованием «Рабочей тетради» ученика, подборка тестов, ролевых игр, разнообразного дидактического материала, списки рекомендуемой литературы для самостоятельной проработки педагогом и выдержки из необходимых текстов.

     6. Практикум
     Теплов Д.Л.
     Практикум предназначен для углубленного изучения основ экологии учащимися 5-6-х классов. Основная задача практикума – сделать общение школьников с природой интересным и полезным. Практикум является приложением к учебнику Никишова А.И., Теплова Д.Л. «Экология».

     7. Основы общей экологии
     Мамедов Н.М., Суравегина И.Т., Глазачев С.Н.
     Учебник для старших классов общеобразовательной школы.
     Учебник дает целостное представление о современном состоянии экологии как науки и о том, как решаются проблемы взаимоотношения человека и среды его обитания, общества и природы. Учебник хорошо иллюстрирован, его содержание соответствует разработанному государственному стандарту по экологическому образованию и методически апробировано в процессе преподавания в ряде школ г. Москвы, специализированных на предметах естественнонаучного цикла.

     Учебно-методическая литература

     1. Учебное пособие «Глобальная экология» 10-11 классы
     Суринов А.А.
     Учебное пособие составлено для детей старшего школьного возраста по заказу школы г. Москвы в качестве эксперимента по теме «Новейшие технологии в области экологического образования». Пособие составлено на основе официального заключения Римского клуба по прогнозам развития человечества на пороге XXI века и реальных данных по глобальному состоянию окружающей среды. В легкой и доступной для детей форме описаны основные понятия рационального природопользования и предполагаемые пути выхода из экологического кризиса.
     Рекомендуется для учителей географии, экологии, политологии, кружководов и вожатых загородных лагерей.

     2. Сборник практических занятий «Экологический ликбез» 10-11 классы
     Суринов А.А.
     Этот сборник предназначен для практических занятий старшеклассников по курсу «Глобальная экология». Сборник составлен из адаптированных под Российские учебно-воспитательные учреждения занятий курса М.О. Коннор «Свет жизни» и личных разработок составителя. Уникальность данного сборника состоит в том, что представленные занятия можно проводить как в учебных заведениях и образовательных внешкольных учреждениях (школах, лицеях, колледжах, кружках, клубах), так и во время проведения внеклассных мероприятий (сборах, слетах, экологических лагерях и экспедициях). Занятия пользуются большой популярностью у подростков. В сборнике 27 практических занятий, продолжительностью от 1 до 4 учебных часов.
     Рекомендуется для занятий по «Глобальной экологии» как в школе, так и во внешкольных учреждениях. Занятия можно использовать на уроках (география, история, ОБЖ, и т.д.).

     3. Учебное пособие «Жизнь леса» 8-9 классы
     Суринов А.А.
     Учебное пособие предназначено для изучения детьми лесных экосистем. Пособие написано в доступном для детей данного возраста стиле и содержит сведения о жизни лесов нашей природной зоны. Данное пособие актуально для учебного процесса в учебных заведениях нашей страны, так как наша страна богата лесами, а знания детей в области лесных экосистем ограничены.
     Рекомендуется для занятий по экологии в учебно-воспитательных учреждениях.

     4. Учебное пособие «Начала экологии» 6-7 класс
     Суринов А.А.
     Учебное пособие предназначено для изучения детьми среднего школьного возраста среды их непосредственного окружения. Пособие составлено с учетом возрастных особенностей детей, что повышает усвоение предлагаемого материала. В легкой и доступной для детей форме описаны основные экосистемы, раскрываются основы рационального природопользования. Прилагается поурочный план теоретических и практических занятий в количестве 72 часов.
     Рекомендуется для занятий по экологии в учебно-воспитательных учреждениях.

     5. Сборник практических занятий «Экологический ликбез» 6-7 класс
     Суринов А.А.
     Этот сборник предназначен для ведения практических занятий с детьми среднего школьного возраста по курсу «Начала экологии». Сборник составлен из адаптированных под Российские учебно-воспитательные учреждения занятий курса М.О. Коннор «Свет жизни» и личных разработок составителя. Уникальность данного сборника состоит в том, что представленные занятия можно проводить как в учебных заведениях и внешкольных образовательных учреждениях (школах, лицеях, колледжах, кружках, клубах), так и во время проведения внеклассных мероприятий (сборах, слетах, экологических лагерях и экспедициях).

     6. Сборник практических занятий «Экологический ликбез» 7-9 лет
     Суринов А.А.
     В сборник включены практические занятия с детьми младшего школьного возраста. Сборник составлен из адаптированных под Российские учебно-воспитательные учреждения занятий курса М.О. Коннор «Свет жизни» и личных разработок составителя. В сборник вошло 32 занятия.

     7. Курс по социальному развитию и совместному обучению «ТРАЙБС»
     Автор – Дж. Гиббс (США). Перевод – И. Колтунова (Екатеринбург)
     Курс предназначен для занятий с детьми в возрасте от 5 до 17 лет по социальной адаптации ребенка. В пособие включено 41 практическое занятие. Занимаясь с детьми по данной программе, вы научите детей уважать друг друга, бережно относиться к природной среде, вырабатывать свою гражданскую позицию.

     8. Методические разработки «Экологическое образование в условиях загородного лагеря»
     Торговкина О.П., Суринов А.А.
     В данном пособии рассмотрены вопросы проведения экологических смен в условиях загородного лагеря ЛОК «Лесная сказка». Десятилетний опыт работы в детских исследовательских экспедициях и экологических лагерях авторов данного пособия поможет учителям и начальникам лагерей организовать экологические смены.

     9. Методическая разработка «Акция чистой воды»
     Суринов А.А. Эминов В.В.
     В данное пособие включены оригинальные разработки экологических культурно-массовых мероприятий по изучению загрязнений водных объектов. Проведение «Акции чистой воды» рассчитано на три дня. Это мероприятие можно проводить в загородных и экологических лагерях, экспедициях и школах.

     10. Имитационная игра «Нефтяные короли»
     Суринов А.А.
     Данная имитационная игра разработана на основе реальных событий в г. Анапа Краснодарского края. Группа детей (подростков, студентов, взрослых) делится на семь команд. Каждая команда выполняет определенную роль. В конце игры проводится референдум. Игра вызывает огромный интерес у подростков 14-17 лет.

     11. Исследовательские работы в школе
     Суринов А.А.
     В сборник вошли методики проведения исследовательских работ зданий и пришкольных участков с последующей «защитой» в период проведения летних лагерей в школах и загородных лагерях.

     12. Сборник сценариев проведения экологических культурно-массовых мероприятий и шоу-программ
     Суринов А.А.
     Данный сборник предназначен для проведения оригинальных экологических культурно-массовых мероприятий в учебно-воспитательных учреждениях, экспедициях, лагерях. Данные мероприятия пользуются огромной популярностью у подрастающего поколения.

     13. Сборник методик обследования водоемов
     Суринов А.А.
     Данный сборник состоит из методик обследования поверхностных водоемов силами школьников. Уникальность сборника в том, что методики не требуют специальной подготовки учащихся и дорогостоящего оборудования. В сборник включены: информация для преподавателя, методики обследования и ведомости для отчетности. Данные методы можно использовать во время занятий по экологии, в летних экологических лагерях и экспедициях, а также при организации мониторинга рек несколькими учебными заведениями.

     15. Обследование лесов
     Суринов А.А.
     Данный сборник предназначен для организации исследовательских работ силами детей среднего и старшего школьного возраста. Приведены оригинальные методики простейших исследований в лесных биоценозах без специального оборудования. В сборник включены ведомости обследования.

     16. Обследование населенных пунктов
     Суринов А.А.
     Данный сборник предназначен для организации исследовательских работ силами детей среднего и старшего школьного возраста. Приведены оригинальные методики простейших исследований в городах и поселках.

     17. Имитационные игры:
     «Экологический конструктор» – игра для детей младшего и старшего школьного возраста. Авторы – А.П. Букин, А.А. Суринов;
     «Таинственный остров». Автор – А.А. Суринов;
     «Крушение воздушного шара». Автор – А.А. Суринов;
     «Твое жилище». Автор – А.А. Суринов.
     Планируется выпуск методического пособия «Игра – как метод экологического образования». Авторы: Букин А.П. Суринов А.А.

Информация с сайта Лаборатории игрового моделирования:
142290 Московская обл. г. Пущино, а/я 123,
тел. (902) 637-19-05;
E-mail: surinov99@rambler.ru

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 6)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела