Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Начальная школа: традиции и инновации»
Выпуск №21 Февраль 2009 | Статей в выпуске: 107


Ведущая рубрики
Елена Евгеньевна Ступина,
кандидат педагогических наук, доцент,
начальник Отдела Инновационных Технологий Образования
ГОУ ВПО Новосибирского государственного педагогического университета

Научный подход в аспекте реализации конкурентных преимуществ образовательного учреждения

В современном конкурентном мире перед школой стоит задача воспитать человека, который сможет самостоятельно, критически и творчески мыслить, вырабатывать убеждения и защищать их, формировать внутреннюю потребность к самостоятельному добыванию знаний и применению этих знаний для творческого преобразования действительности. Все это составляет значительную часть в подготовке учащихся к жизни в новых условиях хозяйствования.

Жесткая конкуренция за учеников – реалии современной школы, и в борьбе за конкурентные преимущества каждое образовательное учреждение должно использовать весь накопленный годами педагогический опыт: авторские учебные программы и методики, передовой инновационный опыт и пр.

В результате проведенных нами исследований (с 1999 года по 2008 год) были выявлены основные недостатки в организации учебного процесса большинства школ, мешающие реализовать имеющиеся у них конкурентные преимущества:

– Отсутствие модели формирования компетенций школьников, связанных с заявленными профильными направлениями деятельности (художественно-эстетическое, экономическое, общеобразовательное и пр.).

– Отсутствие соревновательности как мотивационного учебного фактора учащихся.

– Отсутствие межпредметных связей в процессе обучения.

– Дефицит инициативных, творческих педагогов.

– Низкая мотивация в преподавании предметов вариативного цикла и факультативов.

– Отсутствие учебно-методических комплексов.

– Отсутствие по многим дисциплинам непрерывных образовательных программ, связывающих воедино начальную, среднюю, старшую школы.

Причина, вызывающая перечисленные недостатки – отсутствие научного подхода в реализации образовательных программ.

В любом образовательном учреждении для решения проблемы по реализации своих конкурентных преимуществ необходимо разработать научную концепцию по внедрению своего профильного направления деятельности в образовательный процесс школы, а формирование такой системы начинается в младшей школе. «Сильная начальная школа» всегда привлекает потенциальных потребителей к выбору данного учебного заведения, т.е. начальная школа – фундамент благополучия образовательного учреждения.

Здесь важно учесть, чтобы выбранное профильное направление деятельности школы пронизывало все ступени (от начальной до старшей) данного образовательного учреждения.

Например, в некоторых образовательных учреждениях творческие и инициативные педагоги, работающие в начальной школе, реализуют углубленные программы по математике, русскому языку и пр. Но переходя в среднее звено, дети, в большинстве случаев, начинают учиться по общеобразовательным программам. В результате чего, за легкостью в обучении на начальном этапе средней школы теряется мотивация к обучению, навык получения новых знаний, пропадает интерес к учебе.

Именно научный подход в реализации образовательных программ должен устранить такой недостаток. Это, конечно, непростая задача, требующая от педагогов и администрации школ творческого подхода, толерантности, повышения профессионального уровня. Но только это даст школе те конкурентные преимущества, которые необходимы сегодня любому образовательному учреждению.
Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 35)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. К вопросу об экономическом просвещении младших школьников
2. Научный подход в аспекте реализации конкурентных преимуществ образовательного учреждения