Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Начальная школа: традиции и инновации»
Выпуск №21 Февраль 2009 | Статей в выпуске: 107

Ведущая рубрики
Все статьи автора(2) Марина Сергеевна Секисова,
редактор журнала «Воспитание и дополнительное образование в Новосибирской области» и газеты «Педагогическое эхо»

Уважаемые читатели!

Рада приветствовать вас на страницах нашей газеты в новом, 2009 году!

Мы продолжаем знакомить вас с особенностями творческого процесса, происходящего в учреждениях общего и дополнительного образования, с различными видами творческой деятельности учителей и учащихся, с интересными методическими разработками, авторскими проектами, программами, сценариями проведения уроков и внешкольных занятий, оригинальными способами обучения и воспитания подрастающего поколения.

Надеемся на то, что материалы, представленные вашему вниманию, вызовут интерес и смогут оказать методическую помощь в процессе дальнейшей педагогической деятельности.

Начальная школа. Первый урок. Первый учитель. Здесь вчерашний дошкольник делает первые шаги в новую взрослую жизнь. Данный период имеет большое значение в жизни каждого ребёнка, оказывая огромное влияние на всю его дальнейшую судьбу, ведь именно на этом первоначальном этапе не только формируются навыки чтения, письма, счёта, но и закладываются основы развития коммуникативной культуры и личности в целом. С приходом в школу меняется эмоциональная сфера маленького человека. В это время, по мнению специалистов, происходит изменение социальной роли, смена основного вида деятельности, системы межличностных отношений. У ребёнка появляются новые проблемы, новые обязанности, новые интересы, новые впечатления. От того, как он научится справляться со школьными трудностями, преодолевать неудачи в общении со сверстниками и учителями, радоваться успехам, зависит его дальнейшая жизнь, его отношение к образованию, его картина мира, самооценка и уровень притязаний.

Как известно, на процесс социализации оказывают влияние множество факторов. А главными помощниками новоиспеченному школьнику на этом жизненном этапе являются, конечно, родители и первый учитель. Именно перед ними стоит основная задача – помочь малышу открыть дверь в неведомый доселе мир, создавая необходимые условия, способствующие успешной социализации и развитию полноценной личности…

Разобраться в особенностях периода обучения в младшей школе нам помогла учитель начальных классов I квалификационной категории Коченёвской средней общеобразовательной школы № 2 раб. пос. Коченёво Новосибирской области Елена Геннадьевна Костенко. В процессе беседы она поделилась секретами своего педагогического мастерства и предоставила методическую разработку одного из уроков курса «Обучение грамоте и развитие речи» в 1 классе.

Кроме того, вы можете познакомиться с уникальным, составленным учителями кафедры начальных классов МБОУ СОШ № 16 Октябрьского района г. Новосибирска сборником практических упражнений, направленных на формирование навыка правописания безударной гласной в корне слова, а также с методической разработкой урока русского языка в 4 классе по теме «Склонение имён прилагательных женского рода с твёрдым согласным на конце основы» учителя начальных классов МБОУ «Вторая Новосибирская Гимназия» Екатерины Андреевны Трифоновой и сценарием спектакля «Дюймовочка» (по мотивам одноименной сказки Г.Х. Андерсена) для учеников младших классов, автором которого является педагог дополнительного образования начальной школы-детского сада «Зимородок» г. Новосибирска, преподаватель, режиссёр театрального коллектива Наталья Валерьевна Кривенкова.

Мир детства, где всегда весна…

– В последнее время в системе образования часто обсуждается вопрос о приёме в школу малышей, начиная с шести лет. Но готов ли ребёнок к учёбе? По этому поводу существуют разные мнения: одни родители очень довольны такой системой, а другие с первых дней сталкиваются с проблемой неуспеваемости. В каком возрасте ребёнок достигает школьной зрелости и можно считать, что он полностью готов к обучению?

Елена Геннадьевна: – Обучение в школе, начиная с 6 лет, практиковалось в отечественном образовании в 90-х годах прошлого столетия. Опыт показал, что дети в таком возрасте не совсем готовы к этому. Сейчас мы принимаем малышей, достигших полных 7 лет. По желанию родителей можем принимать детей, начиная с 6,5 лет, но не младше. Но даже и в этом возрасте ребята ещё не достигли полной школьной зрелости. Как свидетельствуют педагогические наблюдения, у них наблюдаются рассеянное внимание, неумение долго концентрироваться на каком-либо виде деятельности, повышенная утомляемость, слабо развита мелкая моторика. Они часто плачут, жалуются на головные боли, а на уроках играют либо с игрушками, либо с какими-то другими посторонними предметами (ручками, карандашами и т.п.). Поэтому я считаю, что ребёнок может быть полностью готов к обучению, начиная с 7-летнего возраста.

– В некоторых школах проводится диагностика готовности ребёнка к обучению. Насколько это необходимо?

Е.Г: – Я считаю, такая диагностика необходима. Данные, полученные во время психолого-педагогического диагностирования, помогают учителю организовать индивидуальную работу с каждым первоклассником в период адаптации. К тому же, в результате проводимого исследования можно выяснить темперамент, какие-либо особенности характера, а также способности и наклонности ребёнка. В дальнейшем эти данные помогут организовать коррекционную индивидуальную работу по развитию и формированию психических процессов, а также способностей и задатков.

– С какими наиболее распространёнными трудностями приходится сталкиваться начинающему школьнику?

Е.Г.: – Основные проблемы каждого первоклассника связаны с адаптацией. С приходом ребёнка в школу начинается совершенно новый этап в его развитии, характеризующийся возникновением новой социальной позиции: он становится учеником, т.е. участником учебного процесса, который требует проявления большого напряжения, огромной силы воли, способного к развитию интеллекта. В школе к малышу сразу предъявляются новые требования: внимательно слушать, не отвлекаться на уроках, уметь подчиняться установленным правилам и порядкам.

Новые обязанности накладывают и родители: соблюдение измененного режима дня, проявление самостоятельности в поведении, выполнение поручений по самообслуживанию. Отметим, что даже со стороны сверстников выдвигаются определенные требования. В результате маленький человек начинает волноваться и думать о том, сможет ли он учиться так, как все, будут ли с ним дружить ребята, полюбит ли его учитель и др.

– Назовите наиболее важные условия, способствующие быстрой адаптации ребёнка к новому жизненному этапу, новой социальной роли?

Е.Г: – Важными условиями, способствующие быстрой адаптации, я считаю следующие:

– создание учителем благоприятного для малыша психологического климата;

– учёт темперамента ребёнка;

– моральное стимулирование достижений ученика.

Важно, чтобы ребёнок, приходя в класс, чувствовал себя «как дома», то есть был защищён. Важно дать понять малышу, что он нужен окружающим, его любят, поддержат и помогут преодолеть даже самые, на первый взгляд, непреодолимые трудности.

– Какие методы преподавания Вы используете для улучшения восприятия первоклассниками учебного материала?

Е.Г.: – Как известно, ученики I класса лучше воспринимают учебный материал при высокой положительной мотивации, которая формируется при обращении в процессе урока к сказочным героям, а также при использовании красочной наглядности. На уроке обучения грамоте и развитию речи я прибегаю к такой форме организации занятия, как урок-сказка. Урок построен в форме драматизации кукольного спектакля по мотивам, к примеру, русской народной сказки «Колобок». Присутствие сказочных героев способствует усилению развития познавательного интереса, более быстрому и успешному усвоению новых знаний, понятий. На каждом этапе появляется герой из сказки со своим заданием. В этом и заключается особенность данного урока, в отличие от стандартного.

Беседу вела Марина Секисова



Обучение грамоте и развитие речи в 1 классе
Автор: Елена Геннадьевна Костенко
Статья понравилась: 35

Мы представляем вашему вниманию методическую разработку урока обучения грамоте и развитию речи в 1 классе (базовый уровень) по теме «Звуки [г’], [г]. Буквы Г, г», автором которой является учитель начальных классов I квалификационной категории Коченёвской средней общеобразовательной школы № 2 раб. пос. Коченёво Новосибирской области Елена Геннадьевна Костенко, педагогический стаж которой достиг 15 лет.

(9440 просмотров)
Правописание безударной гласной в корне слова
Автор: Кафедра начальных классов
Статья понравилась: 192

Анализ контрольных работ показывает, что до 20-40% учащихся начальных классов допускают ошибки в правописании безударных гласных корня, проверяемых и непроверяемых ударением. Известно немало приёмов работы над этой темой, но, как свидетельствует практика, некоторые учителя используют их от случая к случаю, недостаточно проводят тренировочных упражнений или эти упражнения однотипны. И в конечном счёте навык грамотного письма не вырабатывается.

(133199 просмотров)
Урок русского языка в 4 классе по теме «Склонение имён прилагательных женского рода с твёрдым согласным на конце основы»
Автор: Екатерина Андреевна Трифонова
Статья понравилась: 106

Цели урока: 1. Познакомить с особенностями склонения имён прилагательных женского рода с твёрдым согласным на конце основы. 2. Развивать навыки правильного написания окончаний прилагательных женского рода с твёрдым согласным на конце основы; умение использовать прилагательные в речи. 3. Воспитывать бережное отношение к русскому языку.

(27285 просмотров)
«Театр – игра всерьёз»
Автор: Наталья Валерьевна Кривенкова
Статья понравилась: 11

После окончания уроков ребятам начальной школы-детского сада «Зимородок» г. Новосибирска можно не торопиться домой, потому что они находятся в школе полного дня.

(1776 просмотров)