Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Начальная школа: традиции и инновации»
Выпуск №21 Февраль 2009 | Статей в выпуске: 107


Елена Геннадьевна Костенко,
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
Коченёвской средней общеобразовательной
школы №2 рабочего поселка Коченёво
Новосибирской области

Обучение грамоте и развитие речи в 1 классе

Урок по теме: «Звуки [г], [г’]. Буквы Г, г»

Мы представляем вашему вниманию методическую разработку урока обучения грамоте и развитию речи в 1 классе (базовый уровень) по теме «Звуки [г’], [г]. Буквы Г, г», автором которой является учитель начальных классов I квалификационной категории Коченёвской средней общеобразовательной школы № 2 раб. пос. Коченёво Новосибирской области Елена Геннадьевна Костенко. Данная разработка в декабре прошлого года была представлена на районном конкурсе «Формула успеха» и завоевала I место.

Этот урок – 45-й в курсе «Обучение грамоте и развитие речи», 31-й в теме «Алфавит» при обучении ребят по «Букварю» (автор – Т.М. Андрианова), который является частью учебно-методического комплекса «Планета знаний».

Тип урока – комбинированный.

Форма организации – урок-сказка(нестандартный урок)

Предварительная подготовка к уроку предполагала следующие этапы:

– выбор темы;

– определение перечня вопросов;

– проведение индивидуальной работы с отдельными учащимися;

– выбор методов, приёмов и средств обучения.

При построении урока следует учитывать следующие аспекты:

– смена деятельности должна происходить каждые 5-7 минут;

– необходимы 2 динамические паузы;

– наблюдается межпредметная связь с уроками русского языка, литературного чтения, окружающего мира.

– все этапы урока работают на создание конечного результата.

В соответствии с типом урока предусмотрена следующая структура его проведения:

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы и цели урока.

3. Подготовительная работа.

4. Актуализация полученных знаний.

5. Изучение нового материала.

6. Закрепление.

7. Подведение итогов. Рефлексия.

На уроке применяются следующие методы обучения:

1. По источнику передачи и характеру восприятия:

– словесный (рассказ учителя, беседа, сообщения детей);

– наглядный (иллюстрации, толковый словарь, игрушки);

– практический (работа с газетным материалом, работа с раздаточным материалом, работа с сигнальными карточками или с книгой).

2. По характеру познавательной деятельности:

– объяснительно-иллюстративный;

– эвристический (частично-поисковый);

– репродуктивный.

Кроме того, используются приёмы обучения, формирующие и активизирующие отдельные операции мышления, внимания, памяти, воображения (игровые приёмы: «Эхо», «Твёрдый-мягкий», «Фантазёры», «Доскажи словечко»; отгадывание загадок); способствующие созданию поисковых ситуаций в процессе мыслительной деятельности учащихся («мозговой штурм», создание ситуации познавательного поиска, прогнозирование темы текста); приёмы, активизирующие эмоции учащихся («психологические минутки» в начале и в конце урока, приём личностной значимости – на этапе рефлексии, использование сказочного сюжета); приёмы контроля (невербальный – наблюдение учителя, фронтальный опрос).

Учитывая психологические и возрастные особенности детей младшего школьного возраста, были включены следующие технологии:

– здоровьесберегающие;

– развивающее обучение;

– проблемное обучение;

– использование игровых методов;

– обучение в сотрудничестве (работа в паре).

В течение урока на основных этапах проводится подведение итогов в форме опроса («Что мы узнали с нашим героем?», «Что интересного приготовил герой?», «Какое задание выполняли со сказочным героем?»).

Особое внимание уделяется этапу рефлексии: «Вспомните все моменты нашего урока и расскажите, что понравилось больше всего?»

Продуктивность занятия оцениваем совместно с детьми – выбираем сердечки разного цвета.

Цели урока:формирование умения выделять изучаемые звуки в речи и отработка навыка чтения с новыми и изученными буквами в тексте.

Задачи:

– формировать фонематический слух, совершенствовать навык чтения;

– развивать речь, внимание, память, воображение; расширять кругозор детей и обогащать словарный запас;

– прививать интерес к чтению; развивать умение работать в сотрудничестве.

Оборудование: раздаточным материалом может послужить «Слоговичок», индивидуальные сигнальные карточки, индивидуальные зеркала для логопедических упражнений; иллюстрации (изображение герба России, рисунок с верблюдом, рисунки с изображением буквы «г»), объёмные игрушки для постановки кукольного спектакля; толковый словарь; газетные вырезки; цветные сердечки; букварь.

Ход урока

Организационный момент

1. Приветствие детей.

2. Подготовка рабочего места.

3. Психологический настрой. Аутотренинг «Психологическая минутка».

Учитель: – Погладьте свои ручки, ножки, погладьте себя по голове. Поднимите ручки вверх и опустите вниз – сбросьте с себя всё плохое настроение. Повернитесь к соседу, возьмитесь за руки и зарядите друг друга доброй энергией. Настройтесь на урок.

Сообщение темы, цели, задач урока

Учитель: – Вы любите сказки? Тогда мы пойдём в гости к сказке. Сегодня продолжим знакомство с «обитателями» удивительного города «Алфавитинска». Откроем тайну новой буквы – буквы для обозначения согласных звуков. Научимся читать с ними слова. Но прежде, чем мы начнём знакомство, угадайте, в какую сказку мы пойдём, и какой герой нам будет помогать.

Игровой приём «Узнай по описанию»:

«Я по амбару метён, по сусеку скребён, в печке печён, на окошке стужён. Я от бабушки ушёл, я от дедушки ушёл…..» (см. Приложение 1.).

– Но сначала мы с вами должны подготовить наших помощников, чтобы произносить звуки правильно.

– Кто наши помощники? (губки, зубки, язычок).

Подготовительная работа: (развитие речевого аппарата)

1. Упражнения для развития артикуляционного аппарата:

– «ИГОЛОЧКА»: напрягаем кончик языка и вытягиваем его вперёд. Повторяем 3-4 раза.

– «УЛЫБКА»: широко растягиваем губы в улыбке. Повторяем 3-4 раза.

– «ВКУСНАЯ КОНФЕТКА»: языком толкаем щёки по очереди. Рот закрыт.

– «ЗУБНАЯ ЩЁТКА»: языком совершаем круговые движения по зубам. Рот закрыт.

– «ЛОШАДКА»: цокаем язычком (десять раз).

2. Речевая разминка. Хоровое чтение слогов с изменением интонации голоса.

Игровой приём «Эхо».

На доске надо написать слоги:

РА- ЛО –МУ – НИ

БО –ПА –ВЫ –ФЭ

НЫ –ПИ –МА –РУ

1 вариант игры

Первую строчку читаем «как медвежата», вторую строчку читаем «как мышата», третью строчку читаем шёпотом.

Первый столбик читаем «как эхо», второй столбик – «как ручеёк» (быстро), третий столбик читаем «как тигрята» и т.д.

2 вариант игры

Поём слоги на мотив песни «В лесу родилась ёлочка» и т.п.

Учитель: – Ну вот, мы в полной готовности. Сказка начинается. Давайте начнём сказку рассказывать…

(Коллективная работа: рассказывание сказки, сопровождающееся постановкой кукольного спектакля.)

Учитель: – Покатился Колобок и встретил он Зайчика. Зайка и говорит: «Колобок, я тебя съем», а Колобок отвечает: «Сначала выполни моё задание...»

Актуализация полученных знаний

1. Повторение знаний о звуках, изученных на прошлом уроке.

Развитие фонетического слуха. Работа с сигнальными карточками.

Игровой приём: «Твёрдый-мягкий».

Учитель: – Я буду произносить слова, а вы поднимайте синюю карточку, если услышите твёрдый звук [ф] и зелёную, если услышите мягкий звук [ф’].

Фартук, филин, жираф, физик, конфета, фазан, фабрика, Африка, финик.

2) Развитие речевого аппарата. Чтение слогов, слов.

Коллективная работа: чтение «цепочкой».

Работа с раздаточным материалом – «Слоговичком».

Учитель: – Поблагодарил Зайка Колобка за то, что интересного много узнал и предложил ему выполнить его любимую зарядку.

Физминутка. Динамическая пауза

– Покатился Колобок дальше. Кто ему встретился? (Волк).

Хотел Волк тоже Колобка съесть, но Колобок и ему задание дал…..

Работа над новой темой урока

1. Выделение в речи новых звуков

А. Выделение звука [г’] через работу со словом «ГЕРБ» (см. Приложение 2.).

Демонстрация изображения Российского герба. Постановка проблемного вопроса.

Учитель:

– Как называется изображение на иллюстрации, которую вы видите?

– Кто может рассказать, что означает это слово? (ответы детей)

– Значение любого слова можно узнать в толковом словаре.

Толкование слова «герб» с указанием ссылки на толковый словарь (рассказ учителя с демонстрацией словаря).

Использование художественной литературы. Чтение стихотворения о гербе (индивидуальные сообщения хорошо читающих учеников).

СТИХОТВОРЕНИЕ «ГЕРБ РОССИИ»

На герб посмотрим: здесь орёл,

Да не простой – двуглавый,

Символизирует страну –

Могучий, величавый.

В Европе с Азией страна

Раскинулась широко –

Меж океанов и морей,

От запада к востоку.

Вот и взирает птица-царь

В две стороны внимательно:

В порядке ль всё, не шёл бы враг,

Следит он обязательно.

В руках держава, скипетр есть,

Над главами – короны.

И всадник на коне верхом,

И змей конём сражённый.

Составление звуковой схемы. (Коллективная работа.)

Учитель: Как узнал Волчок столько много интересного и отпустил Колобка… Покатился он дальше. Кого встретил? (Медведя)

Хотел Медведь Колобка съесть, да Колобок и говорит:

«Ты сначала, Мишенька, моё задание выполни…»

Б. Выделение звука [г] через с работу со словом «ГОРБ».

1) работа с иллюстрацией «Верблюд» (см. Приложение 3. ).

Создание ситуации познавательного поиска.

Учитель: – Скажите, как изображение этого животного может быть связано с темой урока? (У верблюда есть ГОРБ)

2) составление звуковой схемы (коллективная работа).

В. Характеристика звуков [г’] и [г].

Г. Первичное закрепление новых звуков. Развитие фонетического слуха.

Использование приёма «мозговой штурм»:

Учитель: – Придумайте слова со звуком [г’] и [г] (свободные высказывания детей).

Учитель: Покатился Колобок дальше, и вот повстречал он Лису. И Лиса хотела съесть Колобка, но Колобок наш умным был и Лисе предложил познакомиться с новой буквой…

2. Работа с новой буквой

Зрительное восприятие буквы.

Устное ассоциативное сравнение начертания буквы. Игровой момент «Фантазёры»:

– Пофантазируйте, на что похожа буква?

Рисуночное ассоциативное сравнение начертания буквы. Индивидуальные выступления детей, сопровождающиеся демонстрацией рисунков (см. Приложение 4.).

Нахождение буквы в тексте. Игровой момент «Доскажи словечко».

Учитель: – Отгадайте загадку: «Что папа любит читать?» (газету)

Работа в парах: (дети работают с полосками, вырезанными из газет, и вычёркивают буквы).

Учитель: – Вы сейчас будете читать газету, но необычным способом. Вы будете искать букву «Г» и зачёркивать её. Чтобы быстрее справиться, поработайте в паре с соседом.

Физминутка.  Упражнение на релаксацию мышц

Учитель: – Изобразите нашу букву с помощью рук, ног…

Учитель: – Очень Лисе понравилось такое «знакомство с буквой» и отпустила она Колобка. А Колобок пригласил всех зверей в лесную школу. Давайте научим зверят читать…

Закрепление. Работа с букварём. Развитие навыка чтения

1. Чтение слогов, слов, содержащих новую букву. Словарная работа (толкование слов).

2. Работа с текстом:

– Рассматривание иллюстраций к тексту. Прогнозирование темы текста.

Учитель: – О чём будет текст?

– Чтение текста сильными учениками.

– Беседа по содержанию. Фронтальный опрос.

Подведение итогов. Рефлексия.

Учитель: – Ну вот, наша сказка подходит к концу.

1. Психологическая разгрузка и снятие напряжения.

Учитель: – Закройте глазки и вспомните всё, что у нас сегодня было на уроке.

2. Беседа.

Учитель:

– Какой была тема урока?

– Что нового для себя узнали?

– Что было интереснее всего? Выскажите своё впечатление.

3. Оценка деятельности.

Учитель: У меня в коробочке лежат сердечки трёх цветов.

Если вам не понятен урок, то выберете синее сердечко; если понятна тема урока, но не очень, то – зелёное сердечко; если всё понятно – красное.

Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3.

Приложение 4.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 35)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела