Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Начальная школа: традиции и инновации»
Выпуск №21 Февраль 2009 | Статей в выпуске: 107


Татьяна Николаевна Пинигина,
социальный педагог
МУ ГЦПСС «Солнечный круг»

За порогом школы

Современная школа. Какая она сегодня и какой должна стать завтра? Об этом много говорят и пишут специалисты всех уровней. А что об этом думают сами ребята?

Правда, Свету Н. уже ребенком не назовешь: девушка попрощалась со школой три года назад, обучалась в педагогическом колледже по специальности социальный педагог, сегодня делает первые шаги на пути к профессиональному мастерству.

О том, что определило ее выбор и какую роль сыграли в этом семья и школа, Света сказала откровенно:

– В сущности никакого выбора не было. Конечно, передо мной, как и перед всеми выпускниками, стоял вопрос, куда пойти учиться, но, как правило, все определяет случайность. Мои друзья пробовали поступать в разные вузы, порой на совершенно далекие друг от друга специальности, а потом стояли перед выбором, где же все-таки им учиться, и после первой сессии некоторые из них решали вопрос: учиться ли в этом вузе вообще. Мне повезло: профессия заинтересовала, учиться было легко, но высшее образование я все-таки буду получать не педагогическое, а юридическое.

Что касается роли школы, я думаю, что мало кому школа помогает в выборе профессии, даже если это образовательное учреждение статусное. В математические, экономические и классы информационных технологий идут, во-первых, те ребята, у чьих родителей есть возможность оплатить дополнительные учебные курсы, во-вторых, еще и потому, что в эти классы отбирают детей путем тестирования, и уровень обучения в них естественно выше, чем в обычных классах; профориентация практически здесь ни при чем. Мероприятия, посвященные различным профессиям, в своем большинстве проводятся для галочки.

– Света, но, возможно сейчас, когда вводятся элективные курсы (углубленные курсы с учетом интересов школьника) школа станет играть ведущую роль в профориентации?

– Возможно, но все равно выбор определяет не только интерес выпускника к какой-то профессии, а, прежде всего, материальные возможности семьи, ведь обучение в основном платное и бюджетных мест мало.

Родители? У большинства из них установка на специальности, которые позволят нам достойно жить. Мало кто из родителей, развивая интересы ребенка, помогает ему спрограммировать профессиональное будущее с учетом его увлечений.

– Света, когда-то звучала такая задушевная песня о школе: «От центра в стороне, от центра в стороне стояла наша школа…» Школа, в которой ты училась, не была центральной, не имела статуса лицея, гимназии, обычная средняя школа. Какие воспоминания о себе она оставила?

– Знаете, я не скажу, что трепетно любила свою школу. Да, проучилась одиннадцать лет, какого-то негатива по отношению к себе ни со стороны сверстников, ни со стороны учителей не испытывала, но и чего-то такого, что запало бы в душу на всю оставшуюся жизнь, не было. И еще, всегда хотелось, чтобы все учителя приходили в школу по призванию, а не по необходимости, продиктованной какими-то обстоятельствами. Ремесленничество в образовании и медицине ни к чему хорошему не ведет. К сожалению, и в нашей школе встречались такие учителя, которые всегда стояли «по ту сторону стола», а ученики все-таки всегда ждут от учителя понимания и теплого человеческого общения.

В отношениях с одноклассниками, на мой взгляд, всегда играет роль твое «я». Если есть стержень, то все это сразу чувствуют, даже если и не принимают твоей позиции. Сегодня в мире подростков трудно оставаться самим собой, но это необходимо, иначе жизнь просто может тебя сломать.

– Ребята из вашего выпуска уже участвовали в эксперименте ЕГЭ?

– Точно не могу сказать, я лично проходила тестирование только в этом году, при поступлении в институт. Особого комфорта от такой формы сдачи экзамена не почувствовала. Куда приятнее непосредственно общаться с преподавателем. У меня много знакомых из числа выпускников этого года. Единственным плюсом ЕГЭ они считают возможность не сдавать еще раз экзамен по этому предмету в институт. Но стресс во время ЕГЭ практически испытывают все из-за усложненности тестов и обстановки, которая создается во время экзамена. Что-то здесь не продумано. Поэтому непонятно, чего больше: плюсов или минусов для выпускника в ЕГЭ.

– И последний вопрос. Какой бы вы хотели видеть школу завтрашнего дня?

– Высокопрофессиональной и человечной одновременно. Электронные технологии, новый, более высокий уровень преподавания – это замечательно, но человек, по-моему, прежде всего. И пусть в школе будет больше учителей, которые пришли в педагогику не потому, что можно было учиться на бюджете, а потому что учитель – это их профессия.

Что ж, такой и мы все хотим видеть нашу школу. Спасибо Свете за участие в разговоре и успешной трудовой деятельности.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 12)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела