Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Начальная школа: традиции и инновации»
Выпуск №21 Февраль 2009 | Статей в выпуске: 107


Все статьи автора(2) Татьяна Александровна Кубырева,
психолог МУ КЦСОН Железнодорожного района
г. Новосибирска

К вопросам о насилии в семье

Тысячи родителей привлекаются в России к уголовной ответственности по фактам насилия над детьми. Ежегодно около 50.000 детей убегают из дома. В год надзорные органы изымают из семей около 60.000 детей. Кто из нас пожелал бы своему ребенку такую недетскую участь?! Какие сны видят эти ребятишки? Что происходит сегодня? Как изменить эту умопомрачительную статистику?

Агрессоры в семье

Бесспорно, дети – самая незащищенная, уязвимая социальная группа. Парадоксально, но по вине взрослых, тех, кто должен реализовать одну из основных потребностей ребенка – потребность в безопасности и защите, дети становятся жертвами физического, сексуального и эмоционального насилия. При всей серьезности проблемы отношение к ней в нашей стране снисходительно-терпимое. Факты насилия в семье не принято придавать огласке: считается, что это внутрисемейное дело, а то и просто «метод традиционного воспитания». Под статьи Уголовного кодекса попадают действия с очевидным ущербом для здоровья – убийства, истязания, телесные повреждения.

Официальные факты насилия в нашей стране зарегистрированы в 5-7% семьях, но анонимные опросы выявляют более высокие показатели. Если физические насилия не всегда удается скрыть от глаз общественности и закона, то замалчивание проблем внутрисемейных сексуальных и эмоциональных злоупотреблений порождают неверное представление о масштабах этих явлений.

Дети страдают в семье, как правило, от нескольких сопутствующих друг другу насильственных действий, но в основе любой формы семейного насилия лежит насилие эмоциональное, которое по сути является особенно коварным. Эмоциональное или психологическое насилие над ребенком в не меньшей степени, чем физическое или сексуальное, создает ситуацию, непригодную для его жизни.

Такие феномены, как неадекватные родительские установки, желание «переломить», «усовершенствовать» ребенка, эмоциональная депривация и симбиоз, отвержение, психологическое манипулирование, унижения и угрозы заставляют маленького, но гражданина жертвовать своими насущными потребностями и чувствами в угоду ожиданиям, страхам или воспитательным принципам родителей. Если же ситуация давления становится хронической, и ребенок терпит такие формы насилия как эбьюз, инцест, избиения, то формируется особая личностная структура, характеризующаяся зависимым мыслительным стилем, привязанностью самооценок к оценкам других людей, приостанавливается психическое развитие.

Психологами, занимающимися изучением данного феномена, выявлены так называемые «благоприятные к насилию» периоды развития ребенка, когда анатомо-физиологические, гормональные, эмоционально-личностные и психосоциальные изменения делают его легко травмируемым. Таковыми считаются, прежде всего, дошкольный и подростковый периоды. Взрослым в этот период необходимо проявлять максимум понимания и отзывчивости.
Однако именно незрелость родительских чувств, неумение и нежелание контролировать собственные эмоции и невротические состояния не позволяют выработать терпимость и чуткость к тем изменениям, которые происходят с детьми. И тогда, как будто неожиданно для всех вдруг появляются агрессия, грубость, резкость, неподчинения, провоцирующие физические наказания.

Различные формы психологического насилия или воспитание по типу отвержение-отчуждение порождают у детей протесты, негативизм, упрямство, обесценивание близких взрослых и прочие разновидности «трудного поведения». Снимая с себя ответственность за возникновение таких форм поведения сына или дочери, родитель обвиняет его и применяет «санкцию». Как следствие таких мер у ребенка формируются мотивы поведения, основанные на обиде и потребности к мести или власти. А это, в свою очередь приводит к новым наказаниям, но уже более жестоким и «действенным». Получается замкнутый круг…

Решение проблемы домашнего насилия над детьми в России на общегосударственном уровне сводится к таким радикальным мерам, как лишение родителей юридических прав на ребенка и последующее его помещение в приют, интернат или детский дом. Такая стратегия вызывает множество дискуссий: привычной домашней обстановки лишается не насильник, а наказывается именно жертва! Кроме того, даже переживая жестокое обращение, многие дети искренне привязаны к родным «мучителям». После разлучения они еще сильнее чувствуют себя никому не нужными, отрезанными от привычного круга, представляющего хоть какую-то опору. Что касается родителей, то наказание лишь развязывает им руки и полностью снимает ответственность. К тому же подобные методы применяются лишь в крайних случаях, а насилие может иметь и скрытые формы: периодически наносимые «случайные» травмы, отсутствие медицинской помощи, лишение возможности учиться, недостаток любви и заботы, сексуальные совращения и т.д.

Таким образом, право на невмешательство в частную жизнь противостоит праву ребенка на защиту его интересов. Защита детей от насилия может начать осуществляться только самими родителями, когда они признают свои ошибки и возьмут на себя ответственность решать проблему путем коррекции своей родительской позиции.

А теперь советы психолога

1. Договоритесь между собой, какого поведения вы ожидаете от ребенка. Занимаясь воспитанием, родителям следует придерживаться единых взглядов и не противоречить друг другу. Время от времени пересматривайте ваши требования к ребенку. Они разумные? Честные? Достаточно ли вы уважаете его права? Если у вас возникли какие-то сомнения, почитайте литературу о воспитании.

2. Заранее договоритесь о наказании, если ребенок нарушает семейные правила. Будьте готовы к тому, чтобы сдержать слово. Выслушайте мнение самого ребенка о наказаниях. Когда к детям относятся уважительно и серьезно, они адекватно воспринимают наказания. Покажите, что вы огорчены «вынужденной санкцией» не меньше, чем он сам.

3. Будьте постоянны. Повторяйте правила и поощряйте их выполнение. С другой стороны, будьте готовы к возможному пересмотру ваших требований и наказаний, когда дети становятся старше или обстоятельства жизни семьи меняются. Абсолютно необходимо менять некоторые правила по мере роста и взросления.

4. Регулярно спрашивайте ребенка о том, что он думает, во что верит, в чем убежден. Принимайте тот факт и уважайте то обстоятельство, что вы согласны далеко не со всеми убеждениями своего ребенка. Никогда не приклеивайте ярлыки к его убеждениям: глупости, ребячество, чепуха. Если хотите возразить, скажите лучше: « Сейчас ты в это веришь, но со временем, когда станешь старше…»

5. Отсутствие внимания, поддержки, одобрения окружающих ведет к формированию у несложившейся еще личности таких черт, как незащищенность, отсутствие ощущения безопасности, неуверенность и тревожность. А это, в свою очередь, может толкнуть к поиску суррогатных способов обретения такой уверенности, способов снятия тревоги.

6. Когда вы не уверены в том, что следует делать, поговорите с другими родителями, со школьным психологом или опытными учителями. Они могут дать вам хороший совет.

7. Не вымещайте на ребенке свои обиды! Не относитесь к его проблеме свысока! Не унижайте! Умейте любить чужих детей. Никогда не делайте чужому то, что не хотели бы, чтобы сделали другие вашему!

8. Не запугивайте малыша, не угрожайте ему – полученное таким способом послушание подрывает его веру в себя и в вашу любовь.

9. Не прибегайте к насилию, оно всегда воспроизводится.

10. Не провоцируйте, не шантажируйте, не подкупайте ребенка – тем самым вы даете ему наглядный урок манипулирования людьми и чувствами.

11. Не оценивайте, не сравнивайте своего сына или дочь с другими – принимайте его таким, какой он есть. Не отвергайте ребенка, как бы тяжело он ни провинился!

12. Не замалчивайте проблемы и конфликты – высказывайтесь сами и непременно выслушивайте детей. Исправляя ошибки, критикуйте поступки и действия, а не того, кто совершил их.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 2)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела