Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Начальная школа: традиции и инновации»
Выпуск №21 Февраль 2009 | Статей в выпуске: 107


Все статьи автора(2) Татьяна Александровна Кубырева,
психолог МУ КЦСОН Железнодорожного района
г. Новосибирска

Почему мой ребенок плохо учится?

Плохая успеваемость – очень серьезная и распространенная проблема детей подросткового возраста. Подростки, которые плохо учатся в школе, не всегда похожи друг на друга. Кто-то постоянно сидит на последней парте, надеясь, что его не вызовут отвечать. Кто-то приучает учителей к мысли, что его вообще нельзя трогать – для этого он угрюмо и враждебно молчит, когда его вызывают к доске. Кто-то превращается в настоящего клоуна для всего класса и несет какую-то чушь, когда вдруг становится совсем тихо. Кто-то списывает у друзей или сдает на контрольных пустые листки. Кому-то от волнения на экзамене становится плохо, и он испытывает приступы тошноты или теряет сознание от страха. Кто-то опаздывает на уроки, прогуливает и вообще не приходит на занятия. Кого-то оставляют на второй год или вообще исключают из школы. Кто-то уходит сам.

Несмотря на непохожее поведение и совершенно разную реакцию, все эти подростки страдают от одной и той же проблемы – плохой успеваемости в школе. Некоторые учителя называют таких детей «лоботрясами». Но они – совершенно нормальные и способные дети, которые по какой-то причине плохо успевают в школе. Некоторые из них действительно неспособны учиться, но большинство таких подростков, согласно исследованиям, имеют средний коэффициент умственного развития (IQ), и трудности они испытывают по другим причинам: во-первых, им не хватает мотивации, т.е. просто желания учиться и, во-вторых, им не хватает умения учиться.

Мотивация – это своего рода двигатель, приводящий в движение деятельность. Почти любые действия начинаются и продолжаются благодаря мотивации. Когда у подростка она сильна, говорят, что он настойчив и добивается своих целей. Подростков, которым не хватает мотивации, часто называют «неудачниками». У них нет целей, которые бы заставляли их хорошо учиться, поэтому они не используют весь свой интеллектуальный потенциал.

Недостаточное умение учиться также оказывает решающее значение на неуспеваемость. Основной симптом этой проблемы проявляется тогда, когда выполнение домашнего задания становится источником постоянных конфликтов в семье.

Пятнадцатилетний Алексей замкнут, плохо учится. Он вырос в семье, где родители очень много от него ждали. Отец редко хвалил его, даже когда Леша приносил дневник с пятерками. Более того, родитель постоянно твердил мальчику, что он ни на что негодный, глупый ребенок.

Сегодня подросток не может припомнить ни одного раза, когда отец хвалил бы его за успехи. Алексей с готовностью признает, что бросил школу, но утверждает: отец не имеет к этому никакого отношения. Мальчик уверен: он просто не обладает тем, что необходимо для успеха в жизни. Он испытывает чувство вины, но не потому, что считает свое поведение плохим, а потому, что уверен, будто он сам ни на что не годится. Алексей также крайне чувствителен к критике. Любую попытку исправить, ободрить или предложить ему какую-либо помощь он воспринимает как унижение. Когда мальчика спрашивают о будущем, он выражает отсутствие интереса и какую-то отстраненность. К психологу семья обратилась потому, что считали, будто у юноши депрессия. Однако в процессе работы у Алексея не удалось обнаружить никаких серьезных предпосылок к этому. Он был разочарован и покорно смирился со своей ситуацией, не веря в то, что сможет измениться. Проблема же его заключалась в комплексе неполноценности, постепенно сформированным отцом.

Истоки проблемы

Плохая успеваемость обуславливается многими факторами. На подростков, которые плохо учатся в школе, влияет уникальное сочетание нескольких причин.

НЕДОСТАТОК ИНФОРМАЦИИ. Многие школьники просто не знают, как учиться. Собственно, никто никогда не учил их эффективным методам учебы. Например, они не умеют пользоваться библиотекой или Интернетом для получения информации, конспектировать, отделять главное от второстепенного. Критиковать таких подростков за плохую учебу – все равно, что жаловаться на неисправность автомобиля, когда нет бензина в баке.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ. Страх перед неудачами, зависимость, комплекс неполноценности – все это приводит к тому, что подросток будет либо плохо учиться, либо вообще учиться не захочет. Травмирующие семейные конфликты могут привести к тому, что ребенку будет очень трудно концентрировать свое внимание на изучаемом материале. Мешают успеваемости депрессия и беспокойство. Лекарственные препараты также могут вызвать заторможенность, мешающую успешной учебе.

ВЛИЯНИЕ РОДИТЕЛЕЙ. Когда родители ждут от детей слишком многого, у детей развивается страх поражения и снижается мотивация. Подростки «мстят» чрезмерно требовательным родителям плохой успеваемостью в школе. Поскольку как бы они ни учились, родители останутся недовольными, и дети перестают даже пытаться.

Возможно и обратное, что также вредно: если родители никак не поддерживают своих детей, не поощряют, недооценивают, не пытаются их стимулировать, то дети и поступают соответственно. Некоторые родители настолько увлечены собой и своими делами, что их вообще не интересует успеваемость детей. Иные чересчур терпимые родители даже и не ожидают послушания от своих детей, которые поэтому и понятия не имеют о дисциплине. А значит и мотивации у них не развивается никакой. Дети, окруженные чрезмерной заботой своих родителей, также плохо успевают в школе. Они не умеют ставить перед собой цели, мотивировать себя, не умеют работать в сколько-нибудь напряженной обстановке. Все хорошо в меру. Таким образом, следует констатировать, что родители оказывают огромное влияние на успеваемость своих детей в школе.

НИЗКАЯ САМООЦЕНКА. Еще одним важным фактором низкой мотивации является ощущение собственной никчемности, неполноценности. Школьники, считающие себя неполноценными, нередко чувствуют свою беспомощность. Создается впечатление, что они почти желают потерпеть неудачу, которая становится для них подтверждением собственной неполноценности. В результате развивается отношение «не могу», и исчезает мотивация хорошо учиться в школе. Такие подростки недооценивают свои способности и не имеют желания самосовершенствоваться.

НЕБЛАГОПРИЯТНОЕ ОКРУЖЕНИЕ. На желание подростка учиться сильное влияние оказывает не только домашняя обстановка, но и его школьное окружение. Учебная атмосфера в школьной системе, в данной школе или даже в отдельном классе напрямую определяют уровень мотивации. Интерес подростков к учебе резко возрастает, когда они видят, что учителя по-настоящему радуются их успехам. Некоторые подростки плохо успевают лишь потому, что учителя, формально относящиеся к своей работе, просто отвратили их от радости познания. Кроме того, нередко одноклассники, презрительно относясь к «заукану» или «ботанику», просто не дают хорошо учиться.

ВНЕШНИЙ КОНТРОЛЬ. Понятие вектора контроля составляют внутренний и внешний контроль – это представление человека о том, от чего зависит его будущее. Подростки с хорошо развитым чувством внутреннего контроля уверены, что сами ответственны за свои успехи. Если, например, они получают плохую отметку за контрольную, то винят в этом себя – за то, что недостаточно хорошо учились, что были невнимательны на занятиях, что слишком много времени проводили с друзьями. Подростки с чувством внешнего контроля, напротив, уверены, что факторы, определяющие их успех, находятся вне их досягаемости. Например, за провал на экзаменах они могут обвинять учителей, невезение или плохие билеты. Неуспевающие подростки обычно уверены во внешнем контроле своего будущего. Они не чувствуют ответственности за свои неудачи, и поэтому склонны быстро сдаваться при первых же трудностях. У них развивается то, что называется «приобретенной беспомощностью». Подросток заявляет себе: «Я не могу ничего сделать, так зачем пытаться?»

Таким образом, все причины плохой успеваемости в школе сводятся к тому, что у ребенка не развиты учебная мотивация и навыки эффективного обучения. Соответственно и методы, с помощью которых мы хотим помочь нашим детям, должны состоять в том, чтобы помочь подросткам усвоить эффективные учебные навыки и развить свою мотивацию, после чего они будут в состоянии выполнять сложные учебные задания лишь с небольшой посторонней помощью. И прежде чем обращаться к специалисту, мы можем создать условия для благоприятного развития навыков и мотивации.

Прежде всего нужно рассмотреть семейную обстановку в доме. Не забывать поощрять наших детей – подросток должен чувствовать, что родитель принимает его. Не допускать сарказма и издевок. Еще раз проверить условия для учебы – учащийся должен иметь собственное рабочее место, где бы он мог самостоятельно заниматься. Необходимо укрепить чувство собственного достоинства, обеспечивая успех подростка. Продумать вознаграждение для побуждения детей лучше учиться. С помощью наград действительно можно стимулировать подростков, кажущихся совершенно немотивированными – подарки, путешествия – хороший стимул для лучшей учебы.

Таким образом, нужно постараться все свои усилия сосредоточить на увеличении положительных моментов, а не на уменьшении отрицательных.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 39)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела