Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Начальная школа: традиции и инновации»
Выпуск №21 Февраль 2009 | Статей в выпуске: 107


Все статьи автора(2) Татьяна Юрьевна Манн,
библиотекарь Областной юношеской библиотеки

Школа – помощник и наставник семьи

Семья и школа – это те общественные институты, в которых маленькие дети познают ценности и ожидания своего общества, нормы поведения в нем. Поэтому социальное партнёрство – необходимое условие современной системы образования. Родительские собрания в школе – один из вернейших способов налаживания этого партнерства и создания условий для успешной профилактики многих проблем появляющихся у ребенка, как в школе, так и дома, а также для решения уже существующих.

Как показал анализ проведённого московскими социологами опроса родителей и учащихся об их отношении к государственно-общественному управлению, в большинстве образовательных учреждений ни родители, ни педагоги, ни дети реально не рассматривали друг друга в качестве равных партнёров в решении вопросов школьной жизни. Сегодня не нужно доказывать, что школа нуждается в активной деятельности родителей, в создании общественной родительской организации, которая может и должна стать её постоянным социальным партнёром. Но активный поиск форм вовлечения родителей в реальный, неформальный процесс управления образованием заставляет сделать вывод: организовать родительское сообщество непросто, потому что развитию партнёрских отношений между семьёй и школой мешает не только пассивность родителей, но и позиция некоторых педагогических коллективов.

В этой связи интересен опыт специалистов МУ ГЦПСС «Солнечный круг», которые уже второй год совместно с Главным управлением образования мэрии проводят в школах города Единые городские родительские собрания (ЕГРС). Главной целью собраний стало повышение педагогической компетенции через формирование родительской ответственности, понимания значимости семьи, её роли в воспитании детей, необходимости развития и укрепления семейных традиций.

Безусловно, благодаря этим целенаправленным встречам объединение усилий родителей и учителей в деле профилактики социального сиротства, вовлечение родительской общественности в школьную жизнь ребенка становится более плодотворным. Однако для построения более крепкой связи «семья – школа» необходимо, чтобы подобные встречи проходили не только на общегородском уровне, но и на уровне класса.

Мы предлагаем вашему вниманию несколько экспресс-интервью, взятых у жителей нашего города, цель которых – выяснить отношение новосибирцев к проблеме взаимодействия родителей и педагогов, и надеемся, что вас заинтересуют пути её решения, предложенные нашими собеседниками.

– Есть разногласия, возникающие по разные стороны учительского стола. В чём Вы видите конфликт взаимоотношений родителей, школы и учеников?

Ю.В., кандидат философских наук, 57 лет

– Существующие формы взаимодействия школы и семьи устарели. Они не соответствуют требованиям времени. Необходимо придать этим структурам новое современное содержание. Необходим более высокий уровень взаимодействия, не формальный, а фактический. Во многих школах уже пытаются изменить принципы взаимодействия, но, к большому сожалению, чаще всего это не выходит за рамки материальной, физической или спонсорской помощи. Зачастую отношения семьи и школы складываются не лучшим образом, порой они приобретают форму взаимных претензий и недоверия друг к другу. «Закон об образовании» даёт право родителям участвовать во всех делах школы. Школа не торопится. Родительские комитеты в школах не без основания опасаются, что излишнее вмешательство, критика, давление на педагогический коллектив, на администрацию отзовутся негативно на детях.

Н.К., учитель с 25-летним педагогическим стажем, 43 года

– На данный момент школа оказалась в кризисной ситуации в связи с трансформацией общества и государства в целом. Она не представляет собой для родителей и детей тот авторитетный институт, которым была раньше. И пока эта ситуация не изменится в обществе, учитель мало что может сделать. Отношение к школе, учителю зачастую не просто негативное, неуважительное, а даже агрессивное. И это общественное мнение создаётся не на пустом месте. С одной стороны, профессиональный уровень педагогов не всегда достаточно высок и иногда не отвечает требованиям современной школы, с другой – это происходит не без помощи различных телевизионных шоу, обличительных, порой беспочвенных, статей в прессе.

Вспомните замечательные фильмы об учителе: «Первый учитель», «Доживём до понедельника», «Большая перемена». Что же мы видим сейчас? А не рубим ли сук, на котором сидим?

Н.И., мама выпускника, 42 года

– От тесного контакта родителей с педагогами, активного сотрудничества выигрывают, прежде всего, наши дети. Но инициатива, на мой взгляд, должна идти от учителя. Мой сын в этом году окончил школу, и в нашей семье остались самые тёплые воспоминания о первой учительнице, о классном руководителе. Это были учителя-энтузиасты, каких немного.

Самое страшное, когда начинается «война» между родителями и учителями, и непонимание серьёзности сложившейся ситуации, которую можно разрешить только совместными усилиями, приводит к тому, что ребёнок остается один на один со своей проблемой или обращается за помощью к своим друзьям.

К.Е., мама первоклассника, 46 лет

– Произошло разделение общества на состоятельных и малоимущих, разные потребности и желания, разные возможности и интересы. Мой сын закончил первый класс. Он – третий в семье. Высокой обеспеченностью наша семья не отличается. В состав родительского комитета вошли молодые обеспеченные родители, имеющие по одному ребёнку. Планка сборов поднята ими, что, конечно, приветствуется учителем. Нашей семье такие расходы не по карману, открытого конфликта не возникло, но отношение к ребёнку изменилось, как будто он из семьи второго сорта. Больно и обидно: сынок у нас замечательный. Он тонко чувствует и всё понимает.

– По каким причинам чаще всего возникают конфликты между родителями и школой?

Ю.В.: – Я считаю, что часто непонимание порождают завышенные требования, предъявляемые ученику, который в силу своих слабых способностей или по другим уважительным причинам (продолжительная болезнь, травма) не в состоянии усвоить материал быстро. А родителям просто заявляют: «Не в состоянии ваш ребёнок усваивать материал – нанимайте репетитора». И если для этого в семье нет средств, то ребёнка просто засыпают двойками. Изворачивайся, родитель.

Н.К.: – Школа, конечно, пытается идти в ногу со временем, но, к сожалению, она сегодня плохо выполняет функцию носителя нравственной культуры и не является моральным эталоном, поэтому появилось много парадоксов, разрушающих ту основу образования, которая была заложена годами.

Н.И.: – Прежде всего, это конфликты, связанные с необоснованными экономическими требованиями (поборами). Родители мало информированы, нет прозрачной картины важности и необходимости этих сборов, нет совместной деятельности и отчётности перед родителями.

К.Е.:– Причиной конфликтов зачастую служит неадекватное представление родителей о своих детях, что вызывает их болезненную реакцию на возникшую проблему.

В связи с проведением Единого городского родительского собрания «Семья как основа благополучия человека, уверенности в его будущем» жителям нашего города были заданы ещё два вопроса: «Каково Ваше отношение к родительскому собранию?» и «Что вы ждёте от Единого городского родительского собрания?»

Точка зрения некоторых горожан нам показалась интересной.

И.П., учитель, 43 года

– К сожалению, на большинстве родительских собраний даётся только количественная, формальная информация (сколько пропустил, сколько двоек, с кем конфликтовал, в лучшем случае похвалят за участие и хорошую учёбу). Живого разговора с родителями, который показал бы искреннюю заинтересованность учителя в судьбе ребёнка, не бывает. И не потому, что учитель не хочет его вести, зачастую он просто не умеет этого делать. А вот родительский потенциал (родителей-психологов, врачей, работников культуры) мы привлекаем к участию в собрании очень редко. Срабатывает стереотип: «а вдруг что-то пойдёт не так». Да лучше уж не так, чем так, как мы привыкли. Вот поэтому живые, запоминающие, активные, полезные собрания – это большая редкость.

Что касается Единого общегородского родительского собрания, то считаю его своевременным и необходимым. Тема серьёзная, и хочется, чтобы это собрание не было ещё одним очередным «поговорили и разошлись», а стало руководством к действию.

Т.Н., работник культуры, методист, в прошлом учитель, 53 года

– Родительские собрания должны стать школой родительства, где учитель не критик и обвинитель, а ведущий педагог. К их организации необходимо привлекать не только родителей, но и специалистов, которые занимаются решением вопросов семьи и детства, а также специалистов из области культуры. Сегодня родители – в большинстве своём образованные, деловые люди, и на собрании они хотят слышать не прописные истины, а что-то новое, интересное в области педагогики, психологии, культуры.

В.П., госслужащий, 37 лет

– Родительские собрания проходят формально, неинтересно, они не приносят никакой пользы. Та информация, которую дают учителя либо формальная, либо давно устарела и не соответствует нашей действительности, оторванная от реальной жизни, содержащая красивые лозунги и прописные истины. Такая информация мертва и не даёт ожидаемых результатов. Она не востребована. Но нельзя обвинять во всех бедах только учителей. Они заложники ситуации. Кризис в стране, трансформация общества, ценностей, культуры, социальных структур поставила их в сложные условия. Родители же, в свою очередь, не торопятся помочь учителю. Мы слишком пассивны. Не желая усложнять себе жизнь, предпочитаем оставаться в стороне, а потом удивляемся, почему дети стали чужими, почему они так равнодушны по отношению к нам.

К.Т., экономист, 42 года

– Нам повезло с учителем. Она наш помощник и наставник во всём. Помогает разрешить назревшие проблемы и найти верное решение. Мы с большим удовольствием приходим в школу и участвуем во всех мероприятиях. Родительские собрания проходят всегда живо, интересно. Особенно запомнилось одно. Когда дети учились во 2 классе, Ольга Андреевна, так зовут нашу учительницу, записала на магнитофон рассказы наших детей про нас и подготовила удивительное, творческое собрание. Мы смеялись и плакали от умиления и такого сюрприза. И хотя дети не называли своих имен и фамилий, мы все узнали своих детей, и для нас это был хороший урок. Многие из нас посмотрели на себя глазами детей и поняли свои ошибки. Хотелось бы, чтобы почаще проводились такие полезные и незабываемые собрания-праздники и собрания-уроки.

А.П., мама, домохозяйка с педагогическим образованием, 30 лет

– Родительские собрания не приносят никакой пользы. Если ходишь постоянно, то напрашивается мысль: «4 раза в год – это уже много», потому что делать там абсолютно нечего. Когда мой ребёнок учился в 1 классе, им не ставили оценок, и родительские собрания были очень короткими. Нам делали несколько объявлений, сообщали, что необходимо сделать для школы и сколько денег сдать, и темы для разговора были исчерпаны. Когда мы спрашивали о своих детях, то нам обычно говорилось, что неэтично и некорректно говорить о детях в присутствии всех. Странное чувство отчуждённости появилось у меня тогда. А когда собрание заканчивалось, родители, которые хотели хоть что-то узнать о своём ребёнке, одновременно бросались к столу учителя. Все 30 человек обступали учительский стол и наперебой начинали спрашивать о своих детях. Это было второе родительское собрание, но уже около стола (а как там мой..., скажите мне про моего...). И всё равно идёт разговор в присутствии всех, но уже в нервозной обстановке. Мне кажется, что эти непродуманные встречи, проходящие наскоком, в суете, впопыхах, решительно ничего не дают родителям.

С.И., председатель общественной организации, 47 лет

– Родительские собрания из года в год одни и те же, как братья-близнецы. Они ничего не дают ни душе, ни уму. Идя в школу, ты ждёшь встречи с профессионалом, получившим глубокие психологические и педагогические знания, но в результате ничего не получаешь: ни советов, ни грамотных консультаций. В моей практике есть положительный пример, но он, к сожалению, единственный за все 11 лет. Когда мой ребёнок пошёл в первый класс, наша учительница (очень жаль, что она через 2 года ушла в декрет) стала для нас помощником и советчиком. Ходить на её собрания было одно удовольствие. Она помогала нам справиться с трудностями (суперподвижность, заторможенность, детей), давала практические советы, и мы вместе искали выход из сложной ситуации. Не переходя на личности, она учила нас правильно общаться с детьми и организовывала много совместных мероприятий. Но, самое главное, она любила наших детей и умела увидеть в них то хорошее, чего порой мы сами и не замечали. Я понимаю, что в то время родители с большим уважением и доверием относились к школе, у нас были одинаковые ценности, поэтому проще было объединить нас. Но, я думаю, и сейчас это возможно, нужно только найти правильный путь к сотрудничеству и пониманию. То, что в городе стали проводиться Единые городские родительские собрания, на которых обсуждаются серьёзные вопросы, очень хорошо. Я думаю, это поможет поднять авторитет школы и будет способствовать укреплению взаимодействия семьи и школы.

Итак, как же всё-таки сделать родительское собрание интересным и полезным, чтобы оно стало прочным фундаментом образовательного и воспитательного процесса?

Вспомним слова замечательного педагога В.А. Сухомлинского: «Как можно меньше вызовов в школу матерей и отцов для моральных нотаций детям, для устрашения сыновей отцовской «сильной рукой» и как можно больше такого духовного общения детей с родителями, которое приносит радость матерям и отцам. Все, что у ребенка в голове, в душе, в тетради, дневнике – все это мы должны рассматривать с точки зрения взаимоотношений детей и родителей, и совершенно недопустимо, чтобы ребенок приносил матери и отцу одни огорчения – это уродливое воспитание».

Думается, что подводить итоги и делать выводы из этой дискуссии пока преждевременно, тем более что в этой публикации мы предложили вам лишь часть интервью по данной проблеме. Приглашаем всех, кого волнуют проблемы семьи и школы, принять участие в их обсуждении. Вы можете оставить своё сообщение на нашем сайте www.sibchildren.inbox.ru

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 7)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела