Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Педагогические вопросы социализации детей и молодежи»
Выпуск №22 Апрель 2009 | Статей в выпуске: 95


Ирина Михайловна Сысоева,
заместитель директора по воспитательной работе
МБОУ «Гимназия № 15 «Содружество»
Дзержинского района г. Новосибирска,
победитель конкурса лучших учителей
приоритетного национального проекта «Образование»

Школа социального партнёрства

Инновационные процессы, происходящие в настоящее время в образовании, способствуют формированию новой модели современной школы. Современная школа должна не только давать своим ученикам широкие и разносторонние знания, формировать навыки и умения их самостоятельного пополнения, но и создавать условия для успешной самореализации. Современная школа должна способствовать тому, чтобы ее выпускники были социально активными, ответственными людьми, обладающими определенным жизненным опытом, который поможет адаптироваться к требованиям современной жизни в условиях рыночных отношений.

Формирование социально активной личности в нашей гимназии происходит в условиях сложившейся воспитательной системы, в основе которой лежат идеи В.А. Караковского, ориентированные на вечные общечеловеческие ценности: Человек, Культура, Знания, Отечество, Земля, Труд, Семья. Главной ценностью является Человек.

Понятие «воспитательная система» занимает в современной педагогике особое место. Воспитательная система – это целостный социальный организм, функционирующий при условии взаимосвязи основных компонентов воспитания и обладающий такими интегративными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат (Л.И. Новикова). Таким образом, воспитательная система охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей (не только досуг), разнообразную деятельность и общение за пределами школы, непрестанно расширяющееся воспитательное пространство.

Воспитательная система гимназии – сложное психолого-социопедагогическое образование, неравновесное, саморегулируемое и управляемое. Эта система открыта: она не только успешно взаимодействует с ближним и дальним социумом, но, осваивая его, сама становится мощным средством социализации. На базе гимназии реализуются целевые программы «Здоровье», «Одаренные дети», «Программа воспитания», «Сыны Отечества» (содержащая подпрограммы «Мой Новосибирск родной», «Истоки», «Россия – Родина моя»), «Лидер».

С 2006 года гимназия № 15 является городской экспериментальной площадкой по теме: «Создание целостной педагогической системы социального и гражданского становления личности».

На наш взгляд, сегодня достойный гражданин России – это человек, знающий свои права и умеющий их защищать, нетерпимый к любым проявлениям насилия и произвола; человек, честно, по велению сердца выполняющий свои обязанности, чувствующий неразрывную связь со своим Отечеством, его прошлым, настоящим и будущим; берущий на себя ответственность за судьбу своей страны и своими конкретными делами способствующий ее развитию. Это человек, обладающий демократической правовой культурой.

Переход к новым социально-экономическим отношениям вызывает изменение роли человека в хозяйственной системе общества, пересмотр требований к нему как к профессиональному работнику. В частности, на первый план выходят такие качества профессионала, как предприимчивость, интеллектуальность, ответственность, социально-профессиональная мобильность, склонность к коммерческому риску, способность принимать самостоятельные решения и др.

Большое внимание в нашей школе уделяется профессиональному самоопределению личности школьников. Это и профессиональная ориентация учащихся, и элективные курсы «Твоя профессиональная карьера» (для учащихся 10-11 классов), «Выбор профессии» (для учащихся 8-9 классов), и постепенный переход к профильной школе. Ведущей целью профориентации сегодня является формирование у учащихся способности выбирать сферу профессиональной деятельности, оптимально соответствующую личностным особенностям и запросам рынка. Поэтому перспективным оказывается процесс планирования карьеры, позволяющий ввести профессиональное самоопределение человека в контексте его жизнедеятельности в целом, т.е. сделать профессиональный выбор одним из факторов личностной самореализации на основе жизненной стратегии человека.

Формы проведения занятий по профориентации самые разнообразные:лекции, семинары-практикумы, тренинги, деловые игры, экскурсии, презентации. Используются диагностические методы, позволяющие определить у учащихся профессиональные склонности, интересы, ценностные ориентации, помогающие в выборе профессиональной сферы деятельности.

Особое место в данном направлении деятельности занимает сотрудничество с ВУЗами города. Планируя эту работу, мы остановили внимание не только на возможности профориентационной работы, знакомства школьников с профессиями, по которым готовят специалистов эти вузы, но и на возможные варианты тесного сотрудничества педагогов школы и преподавателей вузов. В этой связи корректируются школьные программы. Через факультативы, семинары мы подводим наших учащихся к уровню требований данного вуза. Как следствие, наши учащиеся, поступив в вуз, продолжают успешно в нём учиться.

У нас сложились тесные партнёрские отношения с Новосибирским государственным техническим университетом. Нашим учащимся предоставлена возможность обучения в заочной школе (мы сотрудничаем в этой сфере более 10 лет) и школе для одарённых детей при НГТУ.

У нас сложились партнёрские отношения и с другими вузами города: Новосибирской академией экономики и управления, Новосибирской академией водного транспорта, Новосибирским университетом информационных технологий и телекоммуникаций, Новосибирским университетом железнодорожного транспорта, Новосибирским государственным университетом, Новосибирским государственным педагогическим университетом. Наши учащиеся принимают участие в межвузовских олимпиадах и студенческих международных научно-практических конференциях. Активно сотрудничаем со среднеспециальными учебными заведениями города, в первую очередь, с педагогическим колледжем № 3. Студенты колледжа и НГПУ проходят практику на базе нашей школы. Такие партнёрские отношения взаимовыгодны обеим сторонам.

Среди социальных институтов особое место занимают детские общественные организации, которые создаются с целью развития инициативы и общественной активности детей.

На базе школы в 2000 году создано детское общественное объединение «Содружество», которое с 2001 года является членом городской молодежной, детской общественной организации Новосибирска «Созвездие Лидер». Основными направлениями деятельности детского общественного объединения «Содружество» являются социальное проектирование, социальное взаимодействие, социальная инициатива, исследовательская деятельность.

Члены детского объединения «Содружество» принимают самое активное участие в школьных, районных и городских акциях и программах. В школе проходят акции «Инициатива», «Милосердие», «Подарок другу», «Оранжевое солнышко». В «Звездную книгу» ГМДООН «Созвездие Лидер» занесены более десяти членов ДОО «Содружество». За активное участие в социально значимых акциях и городских мероприятиях ребята награждаются путевками во ВДЦ «Океан» (смены «Молодые лидеры России», «Моя Федерация»).

С 2004 года члены детского общественного объединения «Содружество» занимаются исследовательской деятельностью по проблемам детского движения. Результатом такой работы является участие в научно-практических конференциях городского, регионального, всероссийского уровней:

  1. Гейгер Дарья – победитель Всероссийской научно-практической конференции учащихся «Национальное достояние России», награждена серебряным знаком ««Национальное достояние России» (2007 г., «Формирование активной жизненной позиции в детских и молодежных общественных организациях»);

  2. Решетникова Наталья – дипломант III степени Всероссийского молодежного форума по проблемам культурного наследия, экологии и безопасности жизнедеятельности «ЮНЭКО-2007» (2007 г., «Информационное поле детских и молодежных общественных организаций»);

  3. Лопатина Мария – дипломант III степени Всероссийской научно-практической конференции учащихся «Национальное достояние России» (2008 г., «Роль детских и молодежных общественных организаций в профессиональном самоопределении старшеклассников»);

  4. Лойченко Дарья – победитель XXVIII городской научно-практической конференции НОУ «Сибирь», вошла в Золотую лигу НПК (2009 г., «Социальное партнерство как принцип деятельности детского общественного объединения»);

  5. Мацкевич Надежда – дипломант I степени Всероссийской научно-практической конференции учащихся «Национальное достояние России» (2009 г., «Реализация прав ребенка в детских и молодежных общественных организациях»).

Данные работы вошли в городской сборник юных исследователей детского движения «Точка зрения».

В декабре 2007 года на базе школы была проведена городская школа «Лидер», в апреле 2007 года – семинар «Исследовательская деятельность членов детских общественных организаций» В семьях наших учащихся проживали ребята из Казахстана (организация «Жулдыз» («Звезда»)).

В мае 2007 года члены ДОО «Содружество» представляли городскую молодежную, детскую общественную организацию Новосибирска на Международном слете детских общественных организаций «Пионерия собирает друзей», посвященном празднованию 85-летия со дня образования Всесоюзной пионерской организации в Москве. В декабре 2007 года Мацкевич Надежда в составе делегации НСО (рук. Сысоева И.М.) представляла ГМДООН «Созвездие Лидер» на I Всероссийском смотре-конкурсе детских общественных организаций (объединений) в ВДЦ «Океан» (смена «Молодые лидеры «России»). Детское общественное объединение «Содружество» занесено в «Золотую книгу» города Новосибирска.

В гимназии разработана и реализуется Модель ученического самоуправления. Ученическое самоуправление мы определяем как демократическую форму организации жизнедеятельности ученического коллектива, обеспечивающую развитие самостоятельности учащихся в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей.

Смысл ученического самоуправления заключается не в управлении одних детей другими, а в обучении всех детей основам демократических отношений в обществе, в обучении их умению управлять собой и своей жизнью в коллективе. Реализуется самоуправление в развитии инициативы, в принятии решений, в самореализации учащихся. В повседневной деятельности самоуправление проявляется в планировании деятельности коллектива; организации этой деятельности; в анализе своей работы; подведении итогов сделанного и принятии решений.

Ученическое самоуправление есть фактор формирования социально активной личности. Ученическое самоуправление обеспечивает формирование активной жизненной позиции учащихся, приучает их к анализу и самоанализу, контролю и самоконтролю.

Высшим органом управления является Совет гимназии, в который на паритетных началах входят все основные категории участников образовательного процесса, в т.ч. и учащиеся.

Органом ученического самоуправления гимназии является Детский парламент, созданный в августе 1997 года. В состав парламента входят представители коллективов 5-11 классов, творческих объединений (интеллектуального клуба «Содружество», театра «Берендей», вокальных коллективов), научного общества учащихся (НОУ) и ДОО «Содружество». Детский парламент взаимодействует с Советом гимназии, Педагогическим, Попечительским советами, валеологическим и художественно-эстетическим центрами.

Ребята решают самые разнообразные вопросы, связанные не только с организацией досуговой деятельности учащихся (проведение праздников, конкурсных программ, дискотек) и с самообслуживанием (дежурство по школе, уборка территории школы и классных комнат), но и вопросы законодательного характера, разрабатывают Положения о жизнедеятельности детского коллектива (Положение о Детском парламенте, Положение о дежурстве по школе, Положение о конкурсе «Самый классный класс»). По инициативе ребят проводятся ставшие уже традиционными выездной слет старшеклассников, День здоровья, интеллектуальные игры. Предложения о проведении общешкольных и выездных мероприятий рассматриваются на заседаниях Совета гимназии. Многие из этих мероприятий проходят совместно с родителями. По предложению членов парламента на заседаниях Совета гимназии рассматривались вопросы организации горячего питания в школьной столовой, издания печатной газеты «Содружество», информатизации учебно-воспитательного процесса, озеленения помещений и территории ОУ.

Многие проводимые в школе мероприятия проходят в форме коллективного творческого дела: дни самоуправления, праздник для первоклассников «Путешествие по стране знаний», Посвящение в пятиклассники и старшеклассники, общешкольное гуляние «Масленица», КВН между учащимися и педагогами, интеллектуальный марафон «За страницами школьного учебника», предметные недели, научно-практическая конференция учащихся «Грани творчества», линейка Памяти.

Особое место уделяется социальному проектированию. Соцпроекты позволяют развить навыки коммуникации, расширить круг знаний учащихся об обществе, обогатить их опытом решения конкретных жизненных проблем, развить чувство гражданской ответственности. Укрепить веру в свои силы и возможности, привить интерес к общественно полезной деятельности, уточнить свои ценностные ориентиры.

В течение пяти лет на базе ОУ были разработаны и реализованы социальные проекты «Зеленая планета», «Город в цветах», «Твой выбор», «Дорогами отцов». Проект «Дорогами отцов» разработан совместно с активом музея русской народной культуры гимназии и направлен на приобщение школьников и жителей Дзержинского района к народным традициям.

В гимназии проводятся новогодние праздники и театрализованные представления для детей-инвалидов Дзержинского района, детского дома № 9. По инициативе членов Детского парламента проводятся встречи, круглые столы учащихся и активистов гимназии с депутатами городского и областного советов, представителями органов власти. Ежегодно на базе гимназии проводится городская школа «Лидер». В рамках областного лидерского форума, городского фестиваля «Лидерский формат» членами парламента были проведены мастер-классы «Агитбригада», «Социальная реклама», «Игры на переменах». Юные парламентарии неоднократно принимали участие в обсуждении вопроса об ученическом самоуправлении на Новосибирском радио. В течение двух лет (2006, 2007 гг.) Детский парламент является победителем городского конкурса активов детского самоуправления «Успех» в номинации «Школьное самоуправление».

В 2009 году стал лауреатом городского конкурса «Открытый эфир», награжден благодарственным письмом городской молодежной, детской общественной организации Новосибирска «Созвездие Лидер» и Дворца творчества детей и учащейся молодежи «Юниор» за сотрудничество и помощь в организации и проведении городского фестиваля активов ученического самоуправления «Лидерский форм».

В 2009 году председатель Детского парламента Лойченко Дарья стала победителем городского конкурса «Ученик года» в номинации «Я – Новосибирец». В настоящее время члены Детского парламента принимают участие во Всероссийском дистанционном конкурсе активов ученического самоуправления в номинациях: «Я – лидер», «Мы в управляющем совете», «Мы – социальные партнеры». Детский парламент гимназии № 15 «Содружество» занесен в «Золотую книгу» города Новосибирска.

Составной частью целостного процесса социальной адаптации, жизненного самоопределения и гражданского становления личности является патриотическое воспитание. Большую роль в приобщении учащихся к истокам русской культуры и реализации программы «Истоки» играет школьный музей русской народной культуры.

Члены актива музея принимали участие в I региональном слете юных этнографов. Опыт работы музея по теме: «Сохранение и восстановление самобытных национальных традиций средствами школьного музея» был представлен на городской научно-практической конференции. На городском сайте музеев образовательных учреждений открыта страница нашего школьного музея. В настоящее время школьный музей русской народной культуры формируется как центр патриотического воспитания на микроучастке. Большое внимание уделяется работе с многодетными и неблагополучными семьями.

Вопрос изучения истории страны, края, родного города решается через экскурсионную деятельность. Проводятся экскурсии по городу Новосибирску, городам Сибири. Учащиеся школы вместе с педагогами побывали на Алтае, в Хакассии, в Москве, Санкт-Петербурге, городах Золотого кольца России, Киеве; в Чехии, странах Западной Европы и Скандинавии.

Немаловажную роль в учебно-воспитательном процессе играет школьная библиотека, она достаточно популярна среди учащихся и педагогов с первых дней ее открытия. На базе библиотеки проходят встречи с интересными людьми – жителями города Новосибирска.

С целью развития творческих способностей учащихся, удовлетворения их потребности в общении и самореализации в школе создана целая сеть кружков, секций, клубов по интересам культурно-эстетического, интеллектуально-развивающего, спортивного направлений. Дополнительным образованием в школе и внешкольных центрах охвачено 95 % учеников. Особая роль в организации воспитательного процесса принадлежит школьному театру,так как почти все проводимые в школе мероприятия, проходят в форме театрализованного представления. Не первый год театральная студия «Золушка» принимает участие и становится лауреатом районного конкурса «Театральная весна» (рук. Бугровская И.И., Бугеро Г.И.).

Юнкоры принимают активное участие в районных и городских конкурсах («Золотое перышко», городской конкурс школьных СМИ и т.д.). Ребята печатаются не только в школьной газете «Содружество» и компьютерном журнале «Пульс», но и в городских, областных газетах «Рост», «Голос», «Вечерний Новосибирск», «Советская Сибирь».

С целью формирования навыков исследовательской деятельности в школе создано научное общество учащихся (НОУ).

Воспитательная система школы – система сложная, неравновесная, открытая и не может плодотворно развиваться изолированно. Налажено сотрудничество с внешкольными учреждениями: ДТДУМ «Юниор», ЦВР «Галактика», новосибирской филармонией, театрами города («Глобус», оперы и балета, «Красный факел»), районной библиотекой им. И.С. Тургенева. Установлены партнерские отношения, отношения сотрудничества с городской молодежной, детской общественной организацией Новосибирска «Созвездие Лидер», городским онкологическим центром «Надежда», Дзержинским отделением городской общественной организации «Эхо» (детей погибших в годы Великой Отечественной войны), общественными организациями юных узников концлагерей, воинов Афганистана.

Гимназия сотрудничает с факультетом повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования НГПУ (декан д.п.н., профессор Березина Т.И.), научно-практической лабораторией «Детское движение» (зав. лабораторией Еременко О.П., научный руководитель к.п.н. Лаврентьева З.И.), областным домом народных традиций «КРАСОТА».

Педагоги и администрация гимназии делятся опытом своей работы на семинарах районного, городского и Всероссийского уровней, в том числе:

– в 2005-2006 учебном году – районный семинар для заместителей директоров по воспитательной работе «Ученическое самоуправление как фактор формирования социально активной личности»;

– в 2005-2006 учебном году – семинар «Социализация личности ребенка в воспитательной системе школы» в рамках Всероссийского научно-практического семинара «Воспитательные системы сегодня: традиции и перспективы»;

– в 2006-2007 учебном году – семинар «Особенности деятельности детского общественного объединения «Содружество» в рамках Областного Лидерского форума;

– в 2006-2007 учебном году – семинар «Исследовательская деятельность членов детских общественных организаций» в рамках Всероссийского научно-практического семинара «Участие детей в жизни общества: региональная специфика»;

– в 2007-2008 учебном году – городской семинар «Социальное партнерство как фактор гражданского становления».

На наш взгляд, социальное партнёрство – система общественных отношений, направленных на согласование общих интересов различных социальных групп.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 580)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела