Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Педагогические вопросы социализации детей и молодежи»
Выпуск №22 Апрель 2009 | Статей в выпуске: 95


Елена Владимировна Полонская,
социальный педагог МБОУ СОШ № 57
Дзержинского района г. Новосибирска

Социализация личности школьника в условиях общеобразовательного учреждения

Одной из задач педагогов является создание благоприятных условий для успешной социализации учащихся в школе. Именно о социализации учащихся в условиях образовательного учреждения и пойдёт наш разговор сегодня. Человек становится личностью только в результате включения индивида в социальные отношения. Социализация осуществляется путем усвоения индивидом социального опыта и воспроизведения его в своей деятельности.

На сегодняшний день термин «социализация» получил широкую распространённость, но до сих пор не имеет однозначного толкования. Самое распространённое определение даётся в Российской педагогической энциклопедии, в которой говорится, что социализация– развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения и воспроизводства социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому он принадлежит. В социологическом словаре указано, что социализация – процесс, в ходе которого культура общества передаётся детям; модификация с младенчества поведения индивидуума в направлении соответствия требованиям социальной жизни.

Многие исследователи считают, что социализация – это двусторонний процесс: с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путём вхождения в социальную среду, систему социальных связей (воздействие среды на человека); с другой – процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счёт его активной деятельности, активного включения в социальную среду (воздействие человека на среду через его деятельность).

Социализация – это процесс становления социального «Я». Она охватывает все формы приобщения индивида к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых индивид приобретает социальную природу. Этот процесс проходит как в результате воспитания, целенаправленного воздействия на ребёнка, так и в результате самостоятельного осмысления действительности подростком. То есть социализация имеет двустороннюю направленность: сам человек прилагает усилия для овладения социальными навыками и общество, посредством воспитания, образования, приобщения его к культуре, трансформирует его. Практически все, что происходит в жизни ребёнка можно рассматривать как причины социализации, обусловливающие усвоение тех или иных норм поведения.

Понятие «социализация» связано с такими понятиями, как «воспитание», «обучение», «развитие личности». Социализируется ребенок, не пассивно принимая различные воздействия (в том числе воспитательные), а постепенно переходя от позиции объекта социального воздействия к позиции активного субъекта.

Создание социально-значимого проекта «Надо правильно питаться, чтоб здоровыми остаться» было вызвано социальными причинами: от неправильного питания многие дети болеют различными заболеваниями желудочно-кишечного тракта, страдают избыточным весом, имеют дефицит веса, от правильного питания зависят физическое развитие (рост, вес), функциональное состояние, работоспособность, настроение и продолжительность жизни.

В начале проекта мы поставили перед собой цель: дать представление о необходимости и важности регулярного питания, соблюдении режима и гигиены питания. Соблюдение режима питания – одно из необходимых условий рационального питания. Важно не только, что и сколько мы едим, но также когда и как часто. Для этого мы с учащимися составили примерный режим питания школьников.

Каждый учащийся завел дневник «Здоровья», где зафиксировали вес, рост на начало проекта. Ребята записывают каждодневное меню, чтобы можно было увидеть, что преобладает в питании школьника, для того чтобы в дальнейшем можно было корректировать ежедневное меню. Наш проект не оставил ребят равнодушными, они не только захотели сберечь свое здоровье, но и рассказать учащимся начальных классов о важности правильного питания для его сохранения и укрепления. Ученики 5 «А» класса со своей программой вышли в 1 «А», 3 «А» и 4 «Б» классы. Нас очень тепло принимали учащиеся младших классов и с интересом смотрели нашу сценку «Цветное молоко».

К реализации проекта подключились родители, которые помогли выпустить стенгазеты: «Надо правильно питаться, чтоб здоровыми остаться» и «Путь к здоровью». Газеты получились очень содержательными. Здесь поместили правила гигиены питания, рассказали о разнообразии продуктов молочного происхождения, познакомили ребят со значением витаминов и минеральных веществ в жизни человека. Учащиеся 5 «А» класса в рамках социального проекта написали сочинение на тему: «Правильное питание – залог здоровья». Все ребята проявили творческий подход к сочинению о своем питании, познавательный интерес, мыслительную активность. Сочинения красиво оформили, снабдили рисунками, получилось очень интересно.

Данная работа объединила учащихся, родителей и учителей. Дети приложили усилия для овладения социальными навыками, приобрели новые знания, поняли актуальность этой проблемы. Мы приняли участие в школьном конкурсе социально-значимых проектов и заняли 1 место среди 5-8 классов, что придало и укрепило ощущение значимости нашего проекта. Итогом проекта стала наша презентация, которую мы предлагаем вашему вниманию.

Презентация «Правильное питание – залог здоровья»

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 476)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела