Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Педагогические вопросы социализации детей и молодежи»
Выпуск №22 Апрель 2009 | Статей в выпуске: 95


Все статьи автора(25) Людмила Николаевна Зезюля,

учитель английского языка
высшей квалификационной категории
МАОУ гимназии № 11 «Гармония» Октябрьского района
г. Новосибирска

Социальная адаптация учащихся

В основе исследования современного образования лежит идея о социальной культуре, сущностью которой является осознание человеком своей биопсихосоциальной целостности, осознание общества как полисубъектной системы. Она может быть представлена так: усложнение социальной структуры общества; непредсказуемость последствий социальных факторов; постоянно меняющийся темп и направление социальной динамики; усиление вариативности индивидуального и группового поведения; раздробленность и разнонаправленность общественного сознания; усиление роли духовной сферы общественной жизни.

Современное общество изменчиво, а многовекторное его движение создаёт впечатление отсутствия какой-либо системы координат для развития личности. Но объективные детерминанты жизни человека не исчезают. От него теперь требуется самому их выбрать и смоделировать. И чем яснее будет выбранная им структура, тем эффективнее развитие. Изменчивость мира определяет формирование человека, не отвергающего влияние общества, а, наоборот, способного самостоятельно сконструировать систему детерминант и сознательно использовать её для своего жизненного осуществления. Поэтому пространство и время должны быть заполнены связным движением человеческих сил, деятельностью и совместным взаимодействием. Этот процесс фиксируется в ценностных ориентациях, мотивах, установках, привычках, традициях и выражается в поведении.

  В связи с этим хочется отметить, что не только процесс обучения, но и свободное время играет ключевую роль в развитии личности подростка. С одной стороны – это процесс расширения возможностей путём приобретения знаний, навыков, а с другой стороны – это использование приобретённых способностей для полноценного отдыха, совершенствование их в культурной и творческой деятельности. Но здесь возникают вопросы – какую роль в этом играет семья или другое социальное окружение? Как будет организован досуг подростка? Будут ли реализованы навыки и способности, произойдёт ли физическое и духовное совершенствование? Можно ли считать это время бесполезным времяпрепровождением, создающим проблемы для сохранения здоровья и усвоения общественно одобряемых норм поведения?

В социальной реальности человек может отдыхать, меняя деятельность, иногда удаётся отдохнуть параллельно с трудом, если он доставляет удовольствие. Но для подростков особое значение имеет общение со сверстниками, способы и места проведения досуга. Занятия подросток выбирает сам, руководствуясь собственными установками и ценностными ориентациями. И то, каким будет этот выбор, – будет ли свободное время направлено в большей степени на активное творчество, физическое развитие, самообразование или же, наоборот, будет пассивным и даже разрушающим, – зависит от многих факторов, в том числе от самой личности молодого человека.

Автор данной статьи предлагает рассмотреть следующие аспекты социализированности подростков:

– социализация на уроке;

– развитость досуга школьников;

– профориентация подростков;

– проблемы ранней социализации в гражданском обществе;

– социализация подростков в условиях детского оздоровительного лагеря;

– социализация и театр.

Социализация на уроке начинается с отношения к предмету, проявления самостоятельности, толерантности, а также готовности к диалогу и работе в группе. Занимаясь проектной деятельностью вместе с детьми, мы трудились над следующими темами: “Food and Health”, “Endangered animals”, “Our gymnasium”, “The Victorian age”, “Environmental problems”, “TV-show” и другие, целью которой является приобретение учащимися социокультурного опыта, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности в рамках предмета английского языка и интеграция в другие области, который основан на самостоятельной интерпретации полученной информации.

На форуме “iEARN” мы переписываемся с детьми из других стран и обсуждаем темы: “Tell me about the country that you live in”, “Transportation”, “Books” и т.п., таким образом, развивается межкультурная коммуникация.

Рассмотрим уровень социализированности учащихся по выполнению функции познания, успеваемости и отношения к учёбе.

Отношение к учёбе учащихся 8-9 классов в гимназии № 11

Показатели отношения к учёбе

Количество ответов в %

1

Учусь с полной отдачей

30

2

Учусь спокойно

50

3

Учусь, но без заметного старания

16

4

Делаю вид, что учусь

4

«С каким настроением ты чаще всего ходишь в школу?»

Варианты ответов

Количество ответов в %

1

С хорошим, хочу учиться

35

2

С нормальным, понимаю, что учиться надо

61

3

С неважным, интереса к учению не испытываю

4

Взглянув на эти данные видно, что 35% подростков с энтузиазмом и любовью относятся к учению и работают на уроках. А остальные?

Большинство подростков понимает, что учиться надо, никуда от этого не денешься. И почти в каждом классе есть такие, кому «велено» окончить школу. С тоской они дотягивают до выпускных экзаменов. В 8-9 классах их оказалось 4%.

Далее рассмотрим развитость досуга и обычные занятия учащихся.

Рейтинг предпочтений учащихся 8-9 классов

  1. Общается с друзьями.

  2. Слушает музыку.

  3. Гуляет на улице.

  4. Сидит за компьютером.

  5. Занимается любимым делом, хобби.

  6. Ходит в кино, театр, на концерт.

  7. Смотрит телевизор.

  8. Читает книги.

  9. Посещает спортивные клубы.

  10. Ходит на дискотеки.

  11. Дополнительно готовится для поступления в вуз.

  12. Зарабатывает деньги.

  13. Просматривает газеты.

  14. Не делает ничего определённого.

  15. Посещает творческую группу.

  16. Посещает музыкальную школу.

  17. Играет в настольные игры.

  18. Посещает военно-патриотические объединения.

  19. Посещает экологические общества «зелёных».

Для определения степени развитости досуга на основе ответов учащихся рассмотрим три индикатора:

1) наличие развивающих видов деятельности;

2) посещение учреждений внешкольного образования (студий, секций, кружков);

3) наличие неразвивающих (разрушающих) видов деятельности в структуре досуга.

Развивающие виды деятельности помогают формировать здоровый образ жизни, приобретать новые знания и творческие умения, а также навыки общения. Эти виды деятельности наиболее явно направлены на самообразование, культурное потребление, физическое развитие, творчество: 1) чтение художественных книг; 2) посещение кино, театра, концертов; 3) занятия спортом; 4) хобби, занятие любимым делом; 5) дополнительные учебные занятия, подготовка в вуз.

Наличие неразвивающих видов деятельности в досуге подростков становится социальной проблемой из-за негативного влияния на здоровье (например, алкоголь и курение), возможной деградации личности молодого человека, пустой траты времени. Наличие таких занятий оценивалось с помощью ответов школьников на вопрос: «Чем вы обычно занимаетесь, когда собираетесь компанией?» Результаты исследований показали, что именно праздношатающиеся компании подростков склонны к девиантному поведению.

К неразвивающим видам деятельности можно отнести: проведение свободного времени на «улице»; вечеринки у кого-нибудь дома; поиск «приключений»; курение, употребление алкогольных напитков.

Комплексная оценка развитости досуга учащихся 8-9 классов

Уровень развития досуга

% к числу опрошенных

Развитый досуг

54

Среднеразвитый досуг

43

Неразвитый досуг

3

Таким образом, построенная типология развитости досуга позволила выявить, что 54% подростков с пользой проводит свободное время, каждый четвёртый – упускает возможности (так как есть один неразвивающий вид деятельности), а остальные растрачивают его впустую, так как позитивное влияние нейтрализовано негативным. Причём не наблюдается гендерной асимметрии по развитости досуга, соотношение юношей и девушек в группах практически одинаково. Поэтому здесь нужны специальные меры, повышающие вероятность для подростков оказаться в группе развитого досуга, а именно высокий уровень воспитательных возможностей семьи и отсутствие постоянной компании с неразвивающими видами деятельности, в которой подросток преимущественно проводит свободное время. Вероятность оказаться в группе неразвитого досуга увеличивается, если подросток: 1) не готов к честному труду; 2) проводит свободное время без родителей; 3) алкоголем и курением злоупотребляют родители. В нашей гимназии происходит адресная профилактика по использованию досуга подростками.

Говоря о психологической поддержке выбора профиля обучения, можно отметить, что она становится более ёмкой функцией школы и призвана готовить подростков к взрослой жизни в современном обществе. В гимназии № 11 с восьмого класса проводятся уроки по профориентации и самотестирование: «Какая профессия тебе подойдёт?»; методика «Определение типа мышления», а, зная свой тип мышления, можно прогнозировать успешность в определённых видах профессиональной деятельности. В.Л. Павлов является куратором профориентационной работы и своим девизом выбрал слова Д. Гинзбурга «Высокий профессионализм – обращённое в профессию творчество».

В связи с этим к традиционным знаниям и умениям, которые призвана давать детям школа сегодня, добавляется ещё одно – это умение находить применение сильных сторон своего характера, своих способностей в новых складывающихся ситуациях, ориентируясь в предлагаемых жизнью обстоятельствах. Ведь рано или поздно дети окажутся в тяжёлых условиях переполненного рынка труда, в которых многое будет зависеть от их способности верно оценивать ситуацию, выбирать наиболее перспективные для себя направления и при самых сложных обстоятельствах не отказываться от своих устремлений, а это происходит тогда, когда ещё в подростковом возрасте человек получает навыки самопознания, работы над своей личностью.

На первом этапе этой работы учащиеся заявляют о своих предпочтениях и выборе экономических, культурных ценностей, т.е. определяются профессионально-стратегически, стараются понять «кем быть?» и выбрать соответствующее учебное заведение, понять «куда пойти учиться?», т.е. определиться образовательно-тактически. Учащиеся выявляют свои склонности и интересы путём самотестирования.

Следующая задача – определиться с профилем или выбором дальнейшей профессии. На этом этапе проводятся беседы по темам: «Что такое профессия?»; «Что такое рынок труда?»; «Как выбрать профессию?»; «Как себя вести при приёме на работу? Также изучается информация о колледжах и лицеях (для 8-9 классов создана слайд-программа о колледжах и лицеях), так как к концу 9-го класса ученики должны быть определены с выбором профессии, а будущие десятиклассники – с выбором профиля.

В школьной газете «Форточка» можно прочитать о профессиях в рубрике «Профессии», а в день «Открытых дверей» встретиться с представителями вузов и студентами.

Труд в представлении учащихся 8-9 классов

С каким из мнений ты согласен?

% к числу опрошенных

Труд – тяжкое бремя, жёсткая необходимость

1

Труд – предназначение человека, то, для чего он приходит в этот мир

15

Труд – это возможность реализовать себя

84

Данные показывают отношение большинства подростков к труду не как к зарабатыванию на жизнь, а как к процессу реализации себя, своих способностей, творческого потенциала, и только 1% считают, что труд для них – тяжкое бремя.

Следующей проблемой автор считает проблему ранней социализации в гражданском обществе, некоторые особенности поведения молодёжи и их взгляды на своё будущее и свою роль в гражданском обществе и, в частности, в процессе выборов.

На данный момент никто из опрошенных, в силу своего возраста, не участвовал в выборах, но что интересно – подростки считают, что это является их гражданским долгом – 73% собираются ходить на выборы в будущем, при этом 65% опрошенных уже сейчас знают, когда они будут, и в какие органы власти предстоит выбирать кандидатов. Подростки нашей гимназии считают, что это для них возможность приобщиться к политике федерального уровня и тем самым повысить уровень своей социальной значимости и самоуважения. Здесь явно видна работа педагогов гимназии по воспитанию электоральной культуры молодого поколения. Но эта работа имеет место только в канун выборов, чего явно не достаточно, чтобы воспитать в современных молодых людях чувство причастности к процессам, происходящим в обществе и ответственности за своё участие или неучастие в этих процессах.

Так и в нашей гимназии накануне выборов готовятся агитационные материалы: открытки и приглашения на выборы, а в день выборов подростки приходят вместе с родителями на голосование и сами видят весь процесс, а далее посещают разнообразные мероприятия, которые проходят в день выборов: спектакли, кухню народов мира и т.д.

Если говорить о юношах и их желании служить в армии, то можно отметить, что 70% опрошенных считают службу в армии своим гражданским долгом, а 30% опрошенных имеют об армии нелестные отзывы. Из этого явно видно, что большинство подростков гимназии социально активны и имеют свою чёткую гражданскую позицию.

В нашей гимназии каждый год проводится военно-спортивная игра «Зарница», во время подготовки которой проигрываются социальные роли защитников отечества, где есть командир и солдаты, где есть звания и знаки отличия, где есть парад и строевая песня, где есть поражение мишени и бег с противогазом.

Так, на городском конкурсе «Зарница» в этом году команда гимназии № 11 заняла I место!

Далее рассмотрим социализацию подростков в условиях детского оздоровительного лагеря. Автор данной статьи имел возможность вместе с учащимися гимназии № 11 посетить ДОЛ «Берёзка» с 28 декабря 2008 года до 7 января 2009 года. Это были десять незабываемых дней! Каждый драгоценный день каникул был наполнен интересом, весельем, не было минутки, чтобы потужить или погрустить. Ребята в самый первый день познакомились с новыми людьми, нашли друзей и получили массу удовольствия. Никто не пожалел, что провёл эти 10 дней вдали от семьи! Наш небольшой отряд (30 человек) жил в корпусе вместе с детьми из школ №№ 3 и 137 Железнодорожного района, и мы все очень быстро подружились.

Детский лагерь располагает богатством и разнообразием социальных связей, благоприятной атмосферой для творческого развития (мастерские ИЗО, лепки из теста, восточных танцев, сувениры из меха и другие) и спортивного развития (футбол, лыжи, теннис, игры на свежем воздухе, сауна), что обусловлено рядом особенностей: здесь могут быть организованы все ведущие виды деятельности – коммуникативная, спортивная, трудовая, познавательная, эстетическая, образовательная и т.д.

Взаимодействие детей в лагере носит нетрадиционный характер по содержанию и форме включения их в различные виды деятельности, что способствует проявлению инициативы, творческой и социальной активности; возможен постоянный самоанализ всего, что делается, в том числе и участия каждого подростка в жизни лагеря; есть предпосылки освоения навыков механизма самоуправления, где каждый может стать лидером или участником различных объединений, максимально реализовать себя в процессе социального творчества и, в конечном итоге, социализации.

Наша смена в лагере называлась «Смена КВН-шоу», на протяжении всего сезона было много мероприятий, где мы могли проявить чувство юмора и просто посмеяться и удивиться невероятным талантам и умениям других команд КВН Ленинского, Железнодорожного, Калининского, Дзержинского районов. Мы были лучшими в номинации «За создание атмосферы праздника и участия в нём».

И в заключительной части статьи автор хочет упомянуть о социализации на подмостках сцены – в нашей гимназии это театральная студия под руководством Л.А. Мацко, где проигрываются, проживаются роли и преодолеваются трудности; где происходит процесс приобщения к коммуникативной культуре, где важна самооценка, оценка партнёров и зрителей; когда на сцене разновозрастные группы: для младших это поддержка старших ребят, получение опыта и уверенности в себе, а для старших – передача опыта и получение собственного педагогического опыта. Главное в этом – научить делать открытия в жизни: каждый день, в каждой ситуации, в каждом человеке.

Так, на последнем конкурсе «Театральная весна» были представлены две работы «Колотый сахар» К. Паустовского и «Сапожки» В. Шукшина. Участники спектакля «Сапожки» стали лауреатами городского конкурса – Шарапенко Анастасия, Матвеева Анна, Толстых Анастасия и Дергунов Алексей.

Таким образом, автор данной статьи считает главным распространение практики и методики коллективных творческих дел с целью повышения качества социализации учащихся, а также предлагает регулярно публиковать результаты исследований и мероприятий, проводимых в системе образования.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 1164)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела