Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Педагогические вопросы социализации детей и молодежи»
Выпуск №22 Апрель 2009 | Статей в выпуске: 95


Все статьи автора(19) Сергей Владимирович Федорчук,

директор МКОУ ДОВ города Новосибирска

«Городской центр информатизации «Эгида»

Применение информационных технологий в управлении образовательным учреждением

В настоящее время уже трудно представить себе школу, не применяющую в своей деятельности информационные технологии. Специалист XXI века должен обладать высоким уровнем информационной культуры, владеть корпоративными IT-технологиями, современными методиками поиска и анализа информации.

Проблемы внедрения информационных технологий актуальны и для деятельности управленческих кадров. Современные руководители, чтобы ориентироваться в нарастающих информационных потоках, должны уметь получать, обрабатывать и использовать информацию с помощью компьютеров и современных средств связи. Эффективность управленческой деятельности во многом определяется уровнем подготовки кадров. Ведь использование IT-технологий в административной деятельности позволяет активизировать работу педагогов. Если руководитель образовательного учреждения сам использует информационные технологии в управлении и глубоко осознаёт необходимость их внедрения в образовательный процесс, то он способен оказать всемерную поддержку учителю, который в конечном итоге и формирует личность информационного общества.

Управленческая деятельность современного руководителя школы становится всё более интеллектуальной и научной. Руководители применяют IT-технологии при составлении отчетности, формировании баз данных учащихся и педагогических работников, в делопроизводстве, работе с нормативно-правовыми документами, организации учебно-методической работы и договорной деятельности.

Целью внедрения IT-технологий в процесс управления школой является повышение качества и оперативности принимаемых управленческих решений и переход на безбумажную технологию работы. Достичь данной цели можно только при соответствующем оснащении школ компьютерной техникой и свободным доступом к электронным ресурсам.

Реализация национального проекта «Образование» и участие Новосибирска в комплексном проекте модернизации образования ориентирует руководителей школ на осознание значимости информационной компетентности. В этой связи информатизация образования является одним из приоритетных направлений муниципальной политики и определяющим условием модернизации образовательной системы Новосибирска.

Интенсификация информационных потоков привела к внедрению с 1 сентября 2007 года системы электронного документооборота посредством электронной почты. Мониторинговые исследования, проведенные нами в 2008 году, показывают, что использование электронного документооборота повышает оперативность получения информации на 40%, а качество информационного обмена на 10-15%.

Одним из важнейших требований перехода на новую систему оплаты труда стало наличие в образовательном учреждении эффективно работающей локальной компьютерной сети, медиатеки, регулярно обновляемого сайта, а также компьютерная грамотность педагогического коллектива. От данного коэффициента зависят объёмы финансирования школы.

Однако согласно данным мониторинговых исследований, только 24% представителей школьных администраций имеют навыки работы с электронными базами данных. Публичность и прозрачность финансовой и хозяйственно-экономической деятельности школы уже сегодня требует от нас приложить немало усилий по решению поставленных задач. В настоящее время совместно с НИПКиПРО мы прорабатываем вопрос о создании единой, накопительной системы повышения квалификации педагогических и управленческих работников учреждений образования.

Центр «Эгида» оказывает содействие в создании, обслуживании и хостинге сайтов школ и органов управления образованием, в публикации докладов образовательных учреждений. Вместе с тем, отсутствие единой электронной системы администрирования учебного процесса во многом затрудняет процесс управления школой. Систематизация данной информации важна для продуктивной работы учреждения. Данные статистики показывают, что оптимизация управленческой деятельности в школе возможна за счет эффективного внедрения автоматизированных информационных систем управления (АРМов). В Новосибирске на сегодняшний день активно используются «АРМ школа», «1С: Хронограф» и ряд других. В указанных АРМах систематизирована информация об учениках, педагогах, нормативная документация образовательного учреждения, учебная и методическая информация, бухгалтерия. Так, например, программный пакет «1С: Хронограф Школа», который в качестве эксперимента запущен в 70 школах Кировского и Ленинского районов, представляет собой многофункциональную информационную систему администрирования и является платформой для создания информационной базы данных школы, что позволяет:

- создавать базовую информацию общего доступа;

- систематизировать кадровую работу и данные об учащихся;

- автоматизировать вопросы планирования и организации учебного процесса и административно-финансовую и хозяйственную деятельность.

В программе реализованы возможности формирования разнообразной внешней и внутренней отчетной документации, как установленного государством образца, так и произвольной. В 2009-2010 годах планируется внедрение данной системы во всех образовательных учреждениях города.

Таким образом, внедрение IT-технологий в управление школой позволяет:

1. Снизить трудовые затраты на работу с документами.

2. Уменьшить время на принятие управленческих решений.

3. Повысить коммуникативную (информационную) культуру управления.

Серьёзное влияние информатизации практически на все функции управления объясняется тем, что современное управление образованием превращается в управление информационными потоками, которое в свою очередь распадается на целый ряд задач, как технического, так и нравственно-педагогического свойства:

- обеспечение надёжной защиты информации;

- определение круга её потребителей;

- структурирование информации таким образом, чтобы каждый пользователь имел доступ к ней в пределах своей профессиональной компетенции.

И, наконец, главное – использование информационных технологий в управлении школой благотворно сказывается не только на целеполагании, но и на таких управленческих функциях, как планирование, руководство и контроль, с точки зрения эффективности и снижения затрат всех видов обеспечивающих ресурсов.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 915)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Информатизация муниципальной системы образования города Новосибирска: вчера, сегодня, завтра
2. Применение информационных технологий в управлении образовательным учреждением