Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Педагогические вопросы социализации детей и молодежи»
Выпуск №22 Апрель 2009 | Статей в выпуске: 95


Все статьи автора(19) Сергей Владимирович Федорчук,

директор МКОУ ДОВ города Новосибирска

«Городской центр информатизации «Эгида»

Информатизация муниципальной системы образования города Новосибирска: вчера, сегодня, завтра

«О времена, о нравы!» – сказал однажды римский государственный деятель, оратор и писатель Марк Туллий Цицерон (106-43 до н. э.), возмущаясь упадком общественной морали в своем Отечестве. Казалось бы, где Древний Рим и причём тут информатизация? Но, на самом деле, не всё так просто и однозначно.

Один из словарей в Интернете пишет: «Информатизация – это глобальный процесс активного формирования и широкомасштабного использования информационных ресурсов. В процессе информатизации происходит преобразование традиционного технологического способа производства и образа жизни в новый, постиндустриальный (информационный) на основе использования кибернетических методов и средств». Из данного определения становится понятным, что абсолютно техногенный процесс перехода к новым технологиям в корне меняет как представления общества о самом себе, так и культуру субъекта общественных отношений, то есть «уровень развития творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности». Вот и получается, что «нравы» и «времена» как дефиниции взаимосвязаны и взаимозависимы. И «времена», как уровень развития общественных отношений, будут во многом определять состояние «нравов», то есть состояние культурной среды, в которой формируется и развивается личность. Как тут не вспомнить хорошо известные слова господина К. Маркса о том, что экономический базис обуславливает политическую надстройку. Из песни слов не выкинешь, но здесь хотелось бы добавить, что «нравы» не остаются безучастными к «собственной судьбе», они динамичны и подвижны, а порой даже выступают движущей силой прогресса, то есть «времени».

Переход от традиционного общества к индустриальному, а от последнего к информационному сопровождался коренной ломкой социально-экономического строя общества, сменой парадигмы мышления социальных групп населения, изменением культуры, то есть революцией. Хорошо это или плохо? Это неизбежно. Аграрная, индустриальная и компьютерная революции изменили мир. Технический прогресс стал фактором, меняющим общество и человека. Трансформировалось мышление человека, которое стало более рациональным и технократичным. Мы стали жить в информационном обществе (большинство работающих в нём занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы – знаний) с особой модернистской культурой, где знания стали универсальной производительной силой.

Появилось даже специальное понятие – информационная культура общества. Кто-то считает её частью общечеловеческой культуры, кто-то выделяет в отдельное понятие, но суть-то как раз в том и заключается, что в информационном обществе знания (информация) формируют иную культурную парадигму, то есть меняется содержание понятия «общечеловеческая культура». Сегодня умение работать на компьютере, пользоваться Интернетом и электронной почтой также важно и значимо, как в Древнем мире умение писать и читать. Расширение коммуникативных возможностей человека сделало мир меньше в пространственном отношении. Ведь если ещё 20 лет назад для общения с друзьями в другом городе или стране нам было необходимо написать письмо, которое шло к адресату от трёх дней до месяца, то сегодня через 15 минут можно уже получить ответ. Объёмы информации изменили культуру и отношение к ней человека. Мы меньше ходим в театры, кино, музеи, библиотеки, потому что всё это можно сделать, не выходя из дома, через Интернет, наши дети меньше играют в реальные игрушки и друг с другом, так как всё это вместе взятое заменяется виртуальными компьютерными играми. В результате реальное общение уменьшается, а человек, как существо социальное, становится личностью только в коллективе и только благодаря общению. Итог – то самое массовое бескультурье как производное от «массовой культуры».

Информатизация – это сложный социокультурный процесс, связанный со значительными переменами в образе жизни людей, изменением отношения человека к знанию. Движущей силой развития общества стало производство информационного продукта, направленного на удовлетворение информационных же потребностей (дополнительное привлечение информации для реализации какой-либо цели). Ведь в обществе информационной культуры изменяется не только собственно производственная сфера жизнедеятельности человека, но и весь уклад его жизни, система ценностей, возрастает значимость культурного досуга по отношению к материальным ценностям. В информационном обществе в основе производства и потребления находятся знания, что приводит к увеличению значимости умственного труда. Человек должен обладать практически врождённой способностью к познанию и творчеству.

В настоящее время оформился новый вид homo sapiens – homo informaticus, способный ориентироваться в огромных потоках информации. Говоря другими словами, мы производим знания ради знаний. Примеров более чем достаточно. По данным ЮНЕСКО, в начале XIX века во всем мире выходило около 100 периодических научных изданий. К 1850 году количество периодических изданий увеличилось до 1000, к 1900 году превысило 10 000, а теперь, по оценке некоторых специалистов, оно приближается к 100 000. Кроме того, непрерывно увеличивается количество статей в журналах: сейчас ежегодно публикуется около 3 млн. статей. Книг за последние 25 лет выпущено почти столько же, сколько за предшествующие 500 лет. Информация – это краеугольный камень современной цивилизации, убери его и всё рухнет.

Очевидно, что Россия находится только в начале пути перехода к информационному обществу и отстает от промышленно развитых стран (Западная Европа, США, Япония). Путь России в информационное общество – это путь через стабилизацию отношений собственности в информационной сфере, через формирование механизмов, обеспечивающих защиту инвесторов, производителей и потребителей информационных продуктов и услуг на нашем рынке. По данным 2006 года, в стране функционировало около 500 000 Интернет-сайтов, где было размещено более 70 млн. различных документов, аудитория российского сектора Интернета составляла более 20 млн. человек, а в 2007 году она увеличилась уже до 32 млн. человек. Количество компьютеров на 1 000 россиян за период с 2003 года возросло почти в 3 раза – до 300 штук. Сегодня эти показатели выше и даже мировой финансовый и экономический кризис не стал фактором, снижающим позитивную динамику развития.

В этой связи существенную роль в жизнедеятельности современного человечества играет образование как система, направленная на воспроизводство и развитие общественных отношений. Оно должно быть всеобщим и доступным, так как не получившие его граждане практически полностью выпадают из производственных процессов. Образовательная система любого общества является отражением его интеллектуального потенциала и историко-культурного опыта. Образование традиционно и консервативно, и это хорошо, так как позволяет передавать накопленный информационный багаж последующим поколениям. Но вместе с тем образование подвижно и динамично, ибо оно меняется одновременно с обществом, ориентируясь на его потребности.

Однако применение информационных технологий в образовательном процессе носит двойственный характер. Во-первых, являясь по своей сути только инструментом в достижении образовательных целей, информационные технологии не самодостаточны, ибо не могут обойтись без конкретных отраслей знаний, обеспечивающих содержание образования. Во-вторых, информационные технологии создают специфическое информационно-коммуникативное пространство, которое ориентировано на воспроизводство этических ценностей виртуального мира, имеющего свои законы, траекторию и потенциал развития, формы и нормы поведения, позитивные и негативные стороны. И это не всегда соответствует поставленным изначально образовательным задачам. Более того, это уже даже не образовательная, а скорее развлекательная среда, в которой наши дети не находятся, а живут в полном смысле этого слова. Это новое общество и это уже другие люди, у них своя культура, свои стереотипы, свой язык. Функция образования уникальна – сохранить преемственность между поколениями.

В одной из своих прошлых статей, опубликованных в «Интерактивном образовании» (№ 8), мы уже писали, что «интерес политической власти страны к образованию неслучаен. Он основан на понимании тезиса «образование – основа воспроизводства… ценностей, национальных и культурологических особенностей и традиций, интеллектуального потенциала страны». И далее: «Образование – уникальная среда, в которой здоровый консерватизм… соперничает с тенденциями модернистского толка, оно способно решить проблему конфликта «ментальностей», возникшую… после начала демократических преобразований 1990-х годов: когда «русская традиция» столкнулась с «западным универсализмом». Примирение двух тенденций возможно… на образовательной ниве, когда типы ценностей интегрируются в конкретный способ мышления, понятный большинству... В этом смысле… значение приобретает сохранение и развитие не только русской педагогической школы, но и системы образования России, которая имеет многовековую историю».

Новосибирские учёные Ю. Г. Молоков и А. В. Молокова (научно-методический центр «Современные технологии» НИПКиПРО), так определяют термин информатизация образования: «…это процесс обеспечения сферы образования теорией и практикой разработки и использования… информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения и воспитания. Информатизация, основанная на активном использовании в учебном процессе ИКТ-технологий, позволяет расширить область самостоятельной работы школьников, обеспечить высокую активность их работы с учебными материалами, что повышает качество образования». В соответствии с этим информатизация образования представляет собой процесс изменения содержания, методов и форм подготовки учащихся в условиях использования информационных технологий, автоматизации системы управления, расширения числа источников и получателей образовательной информации за счет субъектов социокультурного окружения.

По нашему мнению, комплексная информатизация образования, направленная на внедрение информационных технологий в образовательный процесс и управленческую деятельность школы, будет способствовать формированию информационной культуры всех участников учебно-воспитательного процесса. В этом смысле актуально высказывание доктора педагогических наук Е. С. Полат «… то, что закладывается в качестве… задач развития государства сегодня, будет завтра выполняться выпускниками школ. Будут они достаточно подготовлены интеллектуально и нравственно к реализации… задач, задуманные программы могут оказаться выполненными, не будут – жди очередных революций, перестроек, катаклизмов». Поэтому как мы уже отмечали («Интерактивное образование», № 10) «… педагог должен в полной мере владеть современным педагогическим инструментарием – как методикой преподавания своего предмета, так и средствами актуализации полученных знаний и умений». Человек, будь то педагог, школьник или родитель, должен стать фундаментальной основой информатизации образования. В противном случае она просто бессмысленна. Только формирование информационной культуры всех активных участников образовательного процесса является отправной точкой развития гуманистически ориентированного образовательного пространства города и региона в целом.

Таким образом, «…сущность информатизации образовательного пространства можно определить как технологическое обеспечение условий для развития и социализации учащихся – граждан информационного общества, изменение качества образования посредством повышения уровня информационной компетентности педагогов и руководителей, оказание социально востребованных образовательных услуг в условиях расширенного доступа к информации, глобальной информатизации и коммуникации образования и общества. Результатом этого сложного процесса будет развитие единого информационно-образовательного пространства», – как пишет кандидат педагогических наук Ю. Г. Молоков.

В Новосибирске проблема информатизации образования вышла на повестку дня во второй половине 90-х годов XX века, когда Областной центр информационных технологий (далее – ОблЦИТ) запустил проект «Новосибирская открытая образовательная сеть – ноос» (noos – «разум», ныне – websib). В декабре 1999 года постановлением мэра города была утверждена первая городская целевая программа «Информатизация образования г. Новосибирска на 1999-2003 годы». В начале 2000 года по инициативе компании ЮКОС был запущен образовательный проект «Поколение.ru», основной целью которого было содействие информатизации российского образования. В 2000 году на базе ОблЦИТ, в рамках Федерации Интернет-Образования (ФИО), был открыт региональный центр ФИО Новосибирской области. Это были первые целенаправленные шаги по информатизации региональной и муниципальной систем образования. Их результатом стало не только повышение компьютерной грамотности педагогических работников, но и создание первого систематизированного контента образовательной направленности.

В 2003 году Новосибирская область включилась в реализацию проекта «Интел – обучение для будущего», направленного на помощь учителям средней школы в освоении информационных технологий и использовании их в повседневной работе. За годы реализации проекта на городских и областных площадках прошли подготовку свыше 12 000 слушателей. С 2004 года Новосибирск приступил к реализации второй городской целевой программы «Информатизация муниципальной системы образования г. Новосибирска на 2004-2007 гг.» (далее – Программа), направленной на формирование информационной культуры всех участников образовательного процесса и развитие единого информационно-образовательного пространства. Авторы Программы стремились к созданию целостной системы учебно-методического, научно-методического и технического сопровождения школы как фундаментальной основы муниципального образования. В рамках реализации Программы в августе 2004 года был открыт Городской центр информатизации «Эгида», ставший муниципальным ресурсно-методическим центром, под руководством научно-методического центра «Современные технологии» НИПКиПРО создана система научно-методического сопровождения процессов информатизации в образовательных учреждениях, и, наконец, осуществлена комплексная поставка компьютерной и периферийной техники, во многом способствовавшая информатизации управленческого и образовательного процессов в новосибирских школах. Хотелось бы подчеркнуть, что в эти годы авторским коллективом Ю. Г. и А. В. Молоковых были разработаны и внедрены в учебный процесс учреждений муниципальной системы образования электронные учебно-методические комплексы для начальной школы. Они во многом предвосхитили появление единой федеральной коллекции цифровых образовательных ресурсов, а по качеству разработанности актуальны до сих пор и применяются в большинстве учреждений образования Новосибирска.

С 1 января 2006 года начал свою работу информационный портал ГУО мэрии г. Новосибирска Nios.ru, который представляет муниципальную систему образования в сети Интернет. На нём работает более 30 разделов и представлены новости муниципальной системы образования. С ноября 2006 года наша область включилась в реализацию проекта «Информатизация системы образования» (ИСО), направленного на «формирование нового качества общего среднего и начального профессионального образования». Авторы проекта так высказывались об основной его цели: «ИСО делает самую масштабную и системную за прошедшие 20 лет попытку решать вопросы информатизации школы в тесной связи с повышением качества учебного процесса, изменением парадигмы образования, обновлением способов педагогической деятельности». Работа велась по трём направлениям: создание учебных материалов нового поколения, профессиональное развитие педагогов в области применения информационно-коммуникационных технологий для целей образования и воспитания молодёжи и создание системы межшкольных методических центров (ММЦ).

С февраля 2007 года в рамках проекта ИСО в Новосибирске началось внедрение программного пакета «1С: ХронографШкола». В качестве эксперимента в 2007-2008 годах данный программный пакет был апробирован в 70 учреждениях образования. В настоящее время рассматривается вопрос о внедрении программного пакета «1С: ХронографШкола» во всех общеобразовательных учреждениях города. С сентября 2007 года центр «Эгида» получил статус расширенного ММЦ Новосибирска. К основным результатам реализации проекта ИСО на территории нашего города, отмеченных на итоговой конференции в марте 2008 года, можно отнести: рост ИКТ-компетентности и активности педагогов в области применения информационных технологий, изменение отношения руководителей к эффективности информатизации образовательного процесса и создание расширенного ММЦ как принципиально новой модели методической службы, ориентированной на внедрение IT-технологий в образовательный процесс и управление школой путем перманентного повышения квалификации и регулярного методического сопровождения.

Настоящей переломной вехой в информатизации муниципальной системы образования стало участие города Новосибирска в 2006-2008 годах в реализации приоритетного национального проекта «Образование» и «Комплексного проекта модернизации образования Новосибирской области» (КПМО). Во-первых, это повысило роль информационных технологий в управлении образовательным учреждением и сделало образовательную систему более открытой для широкой общественности. Во-вторых, в ходе реализации КПМО все общеобразовательные и дошкольные образовательные учреждения разработали собственные информационные сайты, стали регулярно публиковать публичные отчёты о деятельности учреждений, повысили свою сетевую активность и мотивацию к освоению информационных технологий для работы с электронной отчётностью. В-третьих, приоритетный национальный проект «Образование» существенно укрепил материально-техническую базу учреждений муниципальной системы образования. Так, только за 2008 год компьютерный парк новосибирских школ обновился на 20 %, в школы города пришло свыше 2 500 единиц компьютерной техники и более 300 интерактивных досок. В рамках приоритетного национального проекта все школы города были подключены к сети Интернет по технологии web-stream. В настоящее время Интернет-трафик распределяется через дата-центр ОблЦИТ и оплачивается из бюджета Новосибирской области.

Краткий экскурс в историю информатизации муниципальной системы образования показывает, что наш город находится на лидирующих позициях в стране по многим основаниям. Например, сегодня в общеобразовательных учреждениях Новосибирска на 1 компьютер приходится 14 учащихся (по России в среднем на 30 учащихся, международный стандарт составляет 1 компьютер на 15 человек). Конечно, данный показатель в большей степени показывает «среднюю температуру по больнице», нежели качество образования (в некоторых школах 1 компьютер приходится на 50 учащихся, а в гимназиях и лицеях на 8-10 школьников). Однако рост сетевой активности новосибирских школьников и педагогов на региональном и федеральном уровнях, массовое применение современных информационных технологий в повседневной деятельности свидетельствуют, прежде всего, о росте мотивации и качества навыков по их осмысленному применению.

Всё сказанное является основой качественного скачка для эффективной информатизации муниципальной системы образования. Другими словами, мы сделали шаг от типовых поставок компьютерной техники в учреждения образования к работе над совершенствованием содержания информационно-образовательного пространства, вышли на новый виток информатизации образования, когда главным её аспектом является иное отношение к человеку, потребителю информационных ресурсов.

Сегодня мы можем уверенно утверждать, что в Новосибирске сложилась целостная комплексная система научно-методического, сервисного, технического, учебно-методического и проектного сопровождения информатизации образования, выстроенная в тесном сотрудничестве с представителями общественности, научного и бизнес-сообщества. Мы можем констатировать, что сейчас педагоги имеют всё необходимое для активного применения информационных технологий на уроках и во внеурочной деятельности. Нашей приоритетной задачей на новом этапе информатизации является органичное включение информационных технологий в повседневную деятельность работника образовательного учреждения с целью повышения качества образовательного процесса и эффективности административного управления. Это даже не приоритет, а суровая необходимость текущего момента.

В этом направлении уже сделаны существенные шаги. Реализация методических проектов, основанная на повышении квалификации педагогов и грамотных технических решениях, в корне меняет информационное пространство. Учителю необходимо научиться грамотно пользоваться техническими средствами обучения и уверенно ориентироваться в информационных потоках методического содержания, а со временем и самому создавать электронные ресурсы.

Наша задача – вооружить учителя как современными информационными технологиями, так и навыками сетевой работы, сделать педагога компетентным в области IT-технологий. Приведу несколько ярких примеров.

Понимая значимость информирования горожан о деятельности муниципальной системы образования, мы с 2007 года кардинально поменяли работу новостной ленты портала NIOS.RU, которая обновляется ежедневно и освещает события в системе муниципального, регионального и федерального уровней образования. Наши основные приоритеты – наглядность и позитивное осмысление результатов деятельности учителей и педагогических коллективов, работы органов власти и общественных организаций. На сайте представлены нормативно-правовые документы муниципального, регионального и федерального уровней, ход и результаты реализации приоритетного национального проекта «Образование», КПМО Новосибирской области, проекта «Информатизация системы образования» (ИСО) и т.д. Для упрощения работы с клиентами портала NIOS.RU мы создали разделы «Хостинг для ОУ» и «Почтовая служба», ориентированные на пользователей официальных рассылок ГУО мэрии города Новосибирска.

С осени 2007 года функционирует раздел «Этот день в истории», повествующий об основных событиях мировой и российской истории. Для упрощения и упорядочивания работы с обращениями граждан в конце 2007 года мы запустили работу «Электронной приёмной Главного управления образования мэрии города Новосибирска», которая предоставляет возможность новосибирцам решить те или иные вопросы, используя средства Интернет.

В 2008 году мы включись в реализацию федеральных проектов «Непрерывное информационное образование» и «1 ученик: 1 компьютер», которые ориентированы соответственно на внедрение опыта реализации моделей непрерывного образования в области информатики и опыта по построению единой информационной и цифровой среды образовательного учреждения.

С осени 2007 года центр «Эгида» при поддержке ГУО мэрии начал выпускать молодёжный информационно-развлекательный журнал «TIMIX». Для оптимизации работы с web-ресурсами на нашем портале функционирует раздел «Предметы», систематизирующий информацию Интернета по различным предметным областям. С февраля 2009 года на сервере NIOS.RU установлено «зеркало» федеральной коллекции цифровых образовательных ресурсов (sc.nios.ru), что позволило педагогам скачивать методические разработки по местным каналам связи, без захода на московские сервера, что экономит и время учителя, и финансовые ресурсы учреждения. Эти и другие проекты во многом увеличили нашу читательскую аудиторию: с сентября 2007 года она возросла с 50 уникальных посетителей в день до 1 100 – 1 200.

С февраля 2005 года мы начали издавать электронную газету «Интерактивное образование». Газета стала официальным электронным органом ГУО мэрии. За 4 года работы на сайте газеты опубликовано более 900 статей и зарегистрировано 100 000 индивидуальных посетителей. В статьях электронной газеты выявляется и обобщается передовой педагогический опыт в области информационных технологий, методики преподавания предметов, организации внеучебной деятельности, анализируются основные тенденции и перспективы развития. Мы считаем, что практика, когда в издании педагогической газеты участвуют сами педагоги, представители науки, работники управленческих структур и общественные деятели, благотворно сказывается на качестве конечного продукта. Такое СМИ выполняет три важные функции. Во-первых, оно максимально приближено к основному потребителю информации – родителю, ученику и учителю, во-вторых, написано на доступном языке, но при этом не лишено научности и методической значимости. И, наконец, последнее, издание создает для всех участников образовательного процесса равные условия для того, чтобы иметь возможность высказаться, поделиться опытом, обменяться мнениями, защитить свою педагогическую и общественную позицию. Это ресурс, который всегда актуален и востребован самими педагогами. В 2008 году мы провели конкурс статей среди авторов «Интерактивного образования», в котором приняли участие 200 человек. Интерес к конкурсу подчеркнул важность работы в этом направлении, так как она формирует положительный образ новосибирского педагога в глобальной сети и направлена на популяризацию педагогического труда, формирование позитивного имиджа педагога, как личности креативной и толерантной.

Традиционно одним из важнейших аспектов нашей работы является конкурсное движение в области IT-технологий, для популяризации которого у нас на портале с сентября 2008 года функционирует раздел «Конкурсы». В разделе для удобства посетителей конкурсы подразделяются по двум принципам: по категории (педагоги и школьники) и уровню проведения (муниципальные, региональные, всероссийские и международные), участникам предлагаются дополнительные материалы и архив работ. В 2008-2009 учебном году на муниципальном уровне нами проведено 11 конкурсов для школьников и педагогов, в которых приняли участие 10 000 человек из 250 образовательных учреждений (практически 100 % охват аудитории).

С 2005 года центр «Эгида» проводит летние профильные смены по информационным технологиям. Их цель – популяризация компьютерного творчества и сетевой активности школьников. Мы считаем, что развитие конкурсного движения в области информационных технологий не только способствует развитию контента образовательного пространства, но и, главное, повышает мотивацию школьников к более активному освоению компьютерных компетенций. Для развития творческой активности учащихся с 2008 года мы начали развивать два новых направления деятельности: детское экранное творчество и триатлон (программирование для школьников 5-6 классов в средах Лого, Муравей и Scratch).

Рассмотренные нами немногочисленные примеры показывают, что наш город движется в правильном направлении, формируя собственный образовательный контент. При этом мы не согласны с утверждениями некоторых новосибирских специалистов, что информатизацию образования нужно начинать с образовательного процесса, для чего необходимо сформировать достаточную материально-техническую базу. Мы не спорим с тем, что от количества техники многое зависит. Мы лишь утверждаем, что количество техники не является решающим фактором информатизации. Опыт показывает, что успешное развитие информационных процессов в школе во многом зависит от мотивации педагогов и руководителей учреждения, от социального заказа родителей. В этом случае, школа с 10 компьютерами может быть успешнее школы с 30 машинами, а успехи педагогов и школьников в повседневном применении информационных технологий будут на порядок выше.

Мы не согласны с утверждением, что ресурсы региона должны располагаться на одном сервере. Мы за создание регионального интернет-сообщества, где каждый работает в своем сегменте рынка образовательных услуг. Гигантомания в культуре, как показал опыт СССР, не всегда положителен. Конкуренция же в рамках единого сообщества приведет к росту качества создаваемых ресурсов. Что же касается денег, то складывание их в один карман не всегда эффективно. Но вот что точно важно, так это разработка единой стратегии всех субъектов виртуального пространства региона. В этом случае будут защищены авторские права разработчиков ресурсов, и заметно увеличится потребительская корзина участников образовательного процесса.

Мы не согласны с некоторыми представителями органов власти, когда они ограничивают учреждения образования в приобретении того или иного оборудования или в выборе интернет-провайдеров. Это нарушение прав потребителя. Пресловутый ФЗ-94 трактуется как основание для приобретения более дешёвого товара, а не качественного. Получается, что в тендере обязательно должен победить тот, кто ближе к власти, а не тот, кто способен обеспечить поставку продукта в соответствии цены и качества. Это значит, что в бюджетные организации можно поставлять компьютерную технику, которая потом подолгу будет находиться в ремонте, не всегда будет способна решать поставленные задачи. Весомый довод наших оппонентов – экономия бюджета, но этот довод эфемерен, так как основан на том, что учиться можно и на плохой технике. Нет господа – «лучше меньше, да лучше». Мы понимаем, что законы нужно исполнять, но нигде не сказано, что их необходимо доводить до абсурда.

Подводя итог, заметим, что сейчас как никогда актуален тезис о создании единого информационно-образовательного пространства региона, созданного в тесном взаимодействии с ВУЗами, научными учреждениями, представителями бизнеса и общественными организациями. В этой связи мы видим следующие фундаментальные проблемы в области информатизации образования в настоящее время:

1. Формирование единой городской сети на основе волоконно-оптических линий связи.

2. Создание городского ресурсного центра как методической основы для регулирования вопросов содержания образовательного пространства.

3. Внедрение информационных технологий в управление образовательными учреждениями путем развития форм электронного документооборота и автоматизированных информационных систем.

4. Развитие накопительной и дистанционной форм повышения квалификации работников образования как альтернативы традиционным методикам и программам, причём новые программы должны быть интегрированы в курсы предметного повышения квалификации учителей и руководителей образовательных учреждений.

5. Разработка единой концепции и плана мероприятий по развитию единого информационно-образовательного пространства как правовой основы информатизации.

6. Систематизация информационных ресурсов учреждений образования в рамках функционирования единого портала ГУО мэрии города Новосибирска.

7. Унификация, стандартизация и регламентация методов управления процессами информатизации на территории города Новосибирска и Новосибирской области.

Что мы планируем сделать в этом направлении? Наша цель – повышение качества образовательного процесса и управленческой деятельности на основе использования современного инструментария информационных и сетевых технологий. Ведь формирование информационной культуры молодого поколения возможно только на основе применения современных технологических средств. При этом социализация человека не может происходить в информационном вакууме.

В настоящее время более 80 (38,5 %) учреждений образования города Новосибирска подключены к сети Интернет на основе волоконно-оптических линий связи, почти половина из них находятся в рамках локальной сети компании «Мегаком», которая в 2008 году предоставила им бесплатный безлимитный канал связи со скоростью 256 kb\c. С 2009 года, благодаря компании «Мегаком», мы получили возможность бесплатного обновления «зеркала» федеральной коллекции цифровых образовательных ресурсов (sc.nios.ru). Развитие дальнейшего сотрудничества с интернет-провайдерами позволит нам не только подключить к единой городской сети остальные образовательные учреждения, но и уже в ближайшее время позволит начать развивать такие перспективные направления информатизации образования, как школьное телевидение, дистанционное обучение и видеоконференции. Причём цена вопроса в масштабах муниципалитета не более 20 млн. рублей, а преимуществ целых три: сокращение расходов на Интернет, повышение информационной безопасности и формирование сетевого сообщества новосибирских педагогов (формирование позитивного имиджа).

Развитие единой городской сети невозможно без создания городского ресурсно-методического центра, ориентированного на координацию деятельности участников сетевого сообщества: педагогов, школьников, родителей, представителей науки, общественных и коммерческих организаций. Данный центр должен решать вопросы обучения граждан в области информационных технологий, формировать и развивать основы информационной культуры и образовательный контент.

По своей структуре городской ресурсно-методический центр должен быть двухступенчатым. Первая ступень – районный уровень, представлен 10 районными методистами по информационным технологиям. Их функционал заключается в обеспечении методического сопровождения информатизации образования на местах, в районах: консультирование педагогов и образовательных учреждений по вопросам реализации государственного стандарта в предметной области «Информатика и ИКТ», посещение уроков, содержательное наполнение сайтов управлений (отделов) образования администраций районов. Вторая ступень – городской уровень, собственно ресурсно-методический центр, основной целью деятельности которого является: ведение городского портала, реализация образовательных проектов и повышение квалификации педагогов в области применения информационных технологий. К данной работе можно привлечь научные учреждения, ВУЗы, методические службы города, ведущие образовательные учреждения.

Методическая служба центра будет ориентирована на сопровождение образовательного процесса. Ведь ни для кого не секрет, что сегодня в городе методической службы в её истинном, первоначальном (советском) смысле практически нет. Методисты в большей степени являются чиновниками, нежели людьми, которые формируют личность педагога, его представления о профессии, помогают создать ситуацию успеха, без которой нельзя добиться результатов в педагогической профессии. Такой центр должен, безусловно, быть укреплен материально-технически и методически. В нём обязательно должна иметь место типография и сервисно-техническая служба, то есть условия для целенаправленной работы по сопровождению образовательного процесса и популяризации педагогического труда. Реструктуризации и оптимизации – это здорово и удивительно современно, но не потерять бы суть за пеленою этих модных нынче слов.

Мы не раз говорили, что «проблемы внедрения информационных технологий особенно важны для деятельности управленческих кадров». Управленческая деятельность современного руководителя становится всё более интеллектуальной. В набор компетенций современного руководителя уже прочно вошли умения по получению, обработке и использованию информации с помощью компьютеров и средств связи. Целью внедрения информационных технологий в процесс управления школой является повышение оперативности принимаемых управленческих решений и переход на безбумажную технологию работы. Сегодня «эффективность управленческой деятельности во многом определяется уровнем подготовки кадров», так как использование IT-технологий позволяет активизировать сетевую работу педагогов. Проблему интенсификации информационных потоков можно решить с помощью внедрения автоматизированных информационных систем управления школой и прямого электронного документооборота, и в этом ключе данная проблема тесно связана с развитием городской образовательной сети.

Мы считаем, что уже пора решиться на стопроцентное внедрение в деятельность образовательных учреждений АИС «1С: ХронографШкола», повысить ответственность руководителей при работе с электронными рассылками, электронными документами, ввести понятие «электронной подписи», что не только многократно сократит бумажный обмен документами и расходы на проезд ответственных лиц, но и повысит оперативность принимаемых решений. Согласитесь, смешно в XXI веке ждать, когда представители района заберут копию документа из ячейки в ГУО мэрии, потом передадут его в школы, а они в свою очередь должны его отработать, собрав и проанализировав информацию, и начать процесс в обратном направлении. Господа, иногда на это уходят недели и месяцы. «Бумажная волокита» поражает, и иногда трудно упрекнуть исполнителя в нерасторопности, ведь порою мы работаем с 15 документами одновременно, а это уже полное сумасшествие. А прибавьте к этому время на документооборот, и получается замкнутый круг с фантастическим содержанием – отсутствием результата, эффективности, качества исполняемой работы. Мы хотим упростить схему, сделать её понятной. Это повышает ответственность, но заметно сокращает затраты времени и сил на те «ворохи» документов, с которыми мы работаем. Нужно сделать всего пять шагов, которые способны изменить ситуацию уже в ближайшей перспективе:

1. Принять на муниципальном уровне нормативно-правовой документ об «электронной подписи», который регламентировал бы отношения между различными уровнями управления образованием – городом, районом и образовательным учреждением – и определял бы ответственность руководителей за исполнение возложенных на них функциональных обязанностей по электронному документообороту.

2. Внедрить во все образовательные учреждения единую автоматизированную информационную систему управления школой, которая существенно упростит работу с отчётами, базами данных, подготовкой документов. Это потребует дополнительных финансовых затрат (на приобретение дополнительной компьютерной техники, внедрение и отработку механизмов взаимодействия). В данном случае это должна быть АИС «1С: ХронографШкола», так как она уже апробирована в 70 учреждениях образования города.

3. Упорядочить работу с нормативно-правовой базой муниципальной системы образования путём оперативного размещения документов на городском портале и установки во всех учреждениях образования современной электронной правовой системы, например «Консультант +». При этом работу с обращениями граждан можно организованно вести через «Электронную приёмную Главного управления образования мэрии города Новосибирска».

4. Обеспечить хостинг электронных страниц всех методических и специальных служб на сервере ГУО мэрии NIOS.RU, что позволит упростить доступ к их ресурсам всех учреждений образования.

5. Создать единый сервисно-технический центр по обслуживанию компьютерной техники и программного обеспечения, используемого в административной и финансовой деятельности образовательных учреждений (АИС «1С: ХронографШкола», АС УРМ «Бюджет» и т.д.).

В результате принятых мер встанет конкретная необходимость изменения всей системы повышения квалификации педагогических и управленческих работников муниципальной системы образования. Наступило время уходить от банального обучения умениям и навыкам работы за компьютером к неформальному применению информационных технологий в профессиональной деятельности учителя и руководителя образовательного учреждения. Курсовая подготовка должна быть максимально приближена к сфере деятельности педагога. Нужно научить учителя использовать компьютер в рамках его предметной области, руководителя – в административном регулировании, а тех и других – в сетевой работе. В этом смысле перспективной является развитие накопительной и дистанционной форм повышения квалификации. Важно разрабатывать интегрированные в предметные области курсы, когда использование IT-технологий является только частью приобретаемых педагогом компетенций. В этом случае эффективность курсов повышения квалификации выше, а усвоение образовательных компетенций прочнее, так как комплексное повышение квалификации основано на конкретном педагогическом материале.

Мы отдаем себе отчёт в том, что функционирование подобной системы невозможно без тесного взаимодействия с профильными методическими службами, педагогическим университетом (НГПУ) и институтом повышения квалификации педагогов (НИПКиПРО). Последний факт требует согласованных действий всех заинтересованных структур, занимающихся методической работой, чего на практике пока не наблюдалось. Это не утопия. Это прорыв, которого не хватает для качественного изменения ситуации, для позитивных изменений в сторону методической и технократической грамотности педагогического сообщества.

Выходом из сложившегося тупика является разработка концепции и согласованного плана мероприятий по развитию единого информационно-образовательного пространства. Правовая сторона вопроса может быть обставлена путём подписания двухсторонних договоров между ГУО мэрии и ВУЗами, научными организациями и методическими службами, а согласованный план – результат их общей работы. Нужна воля, которая и должна сыграть роль катализатора в объединении усилий по созданию целостной системы повышения квалификации.

Совместная концепция по развитию единого информационно-образовательного пространства – основа систематизации информационных ресурсов в рамках единого портала ГУО мэрии. Нам представляется, что ситуация, когда ресурсы ведущих городских методических центров разбросаны по различным серверам, по меньшей мере, ущербна. Для её решения нужна воля и приказ ГУО мэрии, который способен также решить проблему и их регулярного обновления. Систематизация ресурсов важна в трёх аспектах:

1. Сосредоточение информационных ресурсов на одном сервере делает их доступными для потребителей, а их концентрация повышает эффективность работы и увеличивает глубину обратной связи со всеми участниками образовательного процесса.

2. К тому же это повышает степень безопасности информационных ресурсов. Со временем на таком портале можно внедрить систему контентной фильтрации, что оградит школьников от влияния пагубных и вредных ресурсов (порнография и т.д.). Единая же сеть через одного провайдера обеспечит защиту от внешнего влияния (хакерских атак из Интернета).

3. Наконец, объединение образовательных ресурсов на уровне города позволит нам выступать едино на уровне регионального контента (ОблЦИТ). Сбудется мечта тех, кто желает, чтобы регион был бы представлен на российском уровне как сообщество в цифровом формате. В противном случае – мы растворимся, и образовательная система первого в России муниципального образования потеряет свою самобытность.

Реализация сформулированных условий поставит перед нами задачу унификации, стандартизации и регламентации методов управления информационными системами и процессами информатизации образования в целом. Что это значит? Поначалу может сложиться впечатление, что это очередная химера. Но это не так. Стандартизация и унификация любых процессов направлена как на упрощение механизмов взаимодействия между субъектами отношений, так и на создание стандартной схемы управления ими. Например, в управлении школой мы будем использовать один АИС, определенные критерии результативности информатизации образования, единообразную отчётность и т.д. Разработка общих регламентов, то есть стандартных правил поведения в определенных ситуациях делает систему понятной. Химерой это может стать, когда мы погонимся за «красивыми» документами, а не реальными делами. Например, почти полгода на уровне муниципалитета остается не рассмотренной концепция развития единого информационно-образовательного пространства.

Создание регламентов – это дополнительные расходы, на которые обычно не хватает денег, так как приходится ломать устоявшиеся схемы, привлекать к работе учёных, которыми трудно управлять, а главное давать больше инициативы и самостоятельности исполнителям, а это не всегда «интересно». Мы восхищаемся опытом соседей, но не замечаем, что у нас в городе 4 года издается единственная за Уралом электронная газета для учителей, на которую, кстати говоря, муниципалитет не потратил ни рубля. Достаточно выделить сумму в 300 000 рублей в год, и газета начнет развиваться ещё быстрей. Её читают русскоязычные граждане других государств, но она пока ещё не «доступна» для наших чиновников. А ведь газета – это та общественная трибуна, на которой и можно обсуждать все выдвинутые нами инициативы.

«О времена, о нравы!». Когда-то мы спокойно обходились без компьютера, а сейчас это уже невозможно, когда-то можно было обойтись без Интернета, а ныне это просто смешно. Нас можно критиковать за самоуверенность, но вот не принимать во внимание нашу позицию, увы, господа, неразумно. Если сегодня не сделать шаг навстречу действительности, то завтра мы будем жить во вчерашнем дне, а ведь исключительно не правильно не использовать имеющийся потенциал. Нам кажется, что ситуация изменится к лучшему. Кризис кончится, и найдутся средства на реализацию наших планов, а главное – нас услышат. Хотелось бы, чтобы у нас было своё достойное место в Рунете. Мы заслужили право на дальнейшее развитие ситуации успеха в новом формате отечественного образования. «Какой русский не любит быстрой езды», – писал когда-то Н. В. Гоголь, и нам верится, что в ближайшей перспективе мы совершим осмысленный рывок вперёд. Информационное общество не любит ждать, в нём ценна конкурентоспособность и грамотное использование скрытых ресурсов. Оно динамично, а потенциал у нашего города огромен.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 1379)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Информатизация муниципальной системы образования города Новосибирска: вчера, сегодня, завтра
2. Применение информационных технологий в управлении образовательным учреждением