Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Педагогические вопросы социализации детей и молодежи»
Выпуск №22 Апрель 2009 | Статей в выпуске: 95


Ведущая рубрики
Все статьи автора(6) Ева Глушек,
ведущая рубрики «Актуальное интервью»

Актуальное интервью с директором Городского центра по профилактике социального сиротства «Солнечный круг» Андреем Стаховичем

Социальное сиротство – один из страшных пороков нашего общества, который, игнорируя термины, можно назвать равнодушием честных людей. О причинах и способах преодоления этого явления «ИО» рассказал директор Городского центра по профилактике социального сиротства «Солнечный круг» Андрей Стахович.


– Андрей Павлович, что такое социальное сиротство и каковы его причины?

– Сироты при живых родителях – когда родители у ребенка вроде бы как есть, но их нет. На самом деле, они находятся в местах не столь отдаленных, лишены родительских прав или по каким-то причинам не хотят или не могут заниматься воспитанием собственного ребенка.

Причины социального сиротства разные. Сегодня ученые-политологи выделяют три волны социального сиротства. Первая волна – это гражданская война и то состояние, которое было после нее, связанное со сталинскими репрессиями. Вторая – это Великая Отечественная и ее последствия. Третья – это наши девяностые годы, которые в чем-то «превзошли» вторую мировую войну – не было массовой гибели людей, из-за чего дети могли оставаться беспризорными. Но наше государство на том этапе повело себя так, что началась волна социального сиротства.

На сегодняшний день проблема социального сиротства – в родителях, которые сами были воспитаны в эпоху девяностых. Соответственно, если когда-то это все ударило по ним, то они не очень много внимания обращают на собственных детей, плюс наркотики и все, что с этим связано. В СССР это, конечно, тоже было, но не в таких количествах. Проблема заключается и в нашем образовании. Не знаю, лучшим ли оно было в мире раньше, но не последним это точно. Я помню всех наших троечников и двоечников – взять нынешнего твердого хорошиста и прошлого троечника, еще вопрос, кто кого «побьет».

Нарушилась система образования. Раньше урок пропустил – сразу вызывали родителей. А сейчас бывает, что дети по нескольку дней и недель не приходят, и не только в школе никто не обращает на это внимания, но и сами родители не знают, где находится ребенок.

– В Новосибирске восьмого марта провалился под лед мальчик – родители хватились только на следующий день.

– Есть родители, которые иногда не только не знают, где находятся дети, но даже сколько у них детей. Я часто привожу в пример яркий случай. Двух мальчиков привезли в детский дом. Они плачут и говорят: «Нас мама потеряла, она волнуется». А забрали их чуть ли не с улицы. Два дня они у меня проплакали, я отправил социального педагога к родителям. Она приходит в дом, встречает маму с сигаретой в зубах, с бутылкой в кармане: «Что, опять мои что-то натворили? Сейчас я их найду – уши им надеру». Начинает их искать по комнате. Педагог сначала думала, что это фарс, потом поняла, что мама всерьез уверена, что только что видела детей. Трое суток мама даже не думала о том, где они. А то, что они в школу годами не ходили, для нее было нормальным – они деньги должны зарабатывать. Считалось, что у мамы астма, и работать она не может. Правда, болезнь не мешала ей курить. А сыновья, дорастая лет до семи, должны были ее обслуживать. Кстати, маму они очень любили.

Еще один яркий пример – девочка-выпускница детского дома говорит мне: у вас все было так здорово, так замечательно, поэтому, когда у меня родится ребенок, я отдам его только в ваш детский дом.

Вот одна из причин социального сиротства – нежелание и неумение заниматься воспитанием собственных детей. Когда ребенок рождается, задача родителей – дать ему детство. В этом возрасте закладывается очень многое. И Чебурашки, и крокодилы Гены – все это должно быть. Сейчас по телевизору детям смотреть нечего. Они смотрят только в компьютер, но для родителей это бывает плюс – ребенок, по крайней мере, ничего не натворит.

– Сколько сейчас в Новосибирске детей-сирот?

– Цифра достаточно большая – на сегодняшний день выявленных около четырех тысяч. Они воспитываются в детском доме, школе-интернате, в приемной или опекунской семье и т.д. В детских домах детей осталось менее семисот. Если не брать 2009 год, каждый предыдущий год из-за сокращения числа детей-сирот в городе закрывался один детдом. Когда сокращали первый, детей там было порядка 1300.

– А чем это объясняется? Меньше бросают? Больше берут? Меньше рождаемость, яма демографическая?

– Всем вместе. В прошлом году впервые количество сирот стало не расти, а уменьшаться. На два ребенка, но, тем не менее, положительная динамика появилась. Влияет демографическая яма, но ситуация начала меняться в лучшую сторону. Садиков не хватает, но сирот, слава Богу, не прибывает. Но как это будет изменяться в эпоху мирового кризиса, пока сказать сложно. Если брать сегодняшний день, кризис почти не сказывается на активности горожан, желающих взять детей в семьи – обращаются и готовы брать детей. Мы думали, что этот, так называемый, откат начнется раньше. Конечно, некоторые проблемы есть, но серьезного вопроса о том, что надо открывать новые детские дома или как-то еще решать, пока нет.

– Каково участие вашего центра в создании приемных семей, в усыновлении?

– Если говорить про детские дома, здесь основной момент – это создание новых приемных и опекунских семей. Когда супруги хотят создать приемную семью, они приходят в отдел опеки и попечительства своего района, там им дают направление в «Солнечный круг». У нас семьи проходят собеседование с психологами, задача которых выдать им заключение рекомендательного характера о том, что эти люди могут быть или не могут быть приемными родителями. Случаи, когда мы советовали не отдавать детей в семью, были, и не однократно.

Следующий этап – это работа «Школы приемных родителей». Задача Школы – подготовить людей к тому, что их ждет, когда дети окажутся в семье. Всевозможных вопросов возникает достаточно много, даже тех, которые иногда не предвидишь. Основные блоки занятий – психологический, методический, юридический и, так скажем, блок приглашенных специалистов. Это люди редких профессий или люди, которые имеют большую приемную семью. Например, семья Ястребовых – у них огромный стаж, и они могут делиться накопленным опытом.

Также наши специалисты занимаются сопровождением семей. Психологи, юристы выезжают в семьи, либо семья приходит к нам. Приходится решать целый спектр проблем. Одна из самых распространенных – как приемный ребенок должен правильно сойтись с кровными детьми. Этот вопрос возникает у любых родителей, в любой семье – рождается второй ребенок, старший начинает ревновать к младшему. Здесь ситуация еще сложнее – я родной, ты любишь неродного. Как могут помочь старшие дети? Как ребенку войти в семью? Ребенок – более-менее сформировавшаяся личность, он привык к определенному образу жизни, а здесь все по-другому, в любом случае ему приходится подстраиваться под то, что уже есть.

В нашей школе уже обучились порядка пятидесяти человек, из них в прошлом году двадцать один и в этом году двенадцать человек поступили в педагогический университет. Наверное, скоро можно будет говорить о профессиональной приемной семье. Возраст приемных родителей в среднем около сорока лет, и если люди в этом возрасте решили получить высшее образование, чтобы использовать его, в том числе, и в воспитании своих детей, это, по моему мнению, положительный результат.

Согласно Концепции профилактики социального сиротства, выделяют одиннадцать направлений работы. Девять – полностью наши, остальные не входят в нашу компетенцию. Эти девять мы честно отрабатываем. В том числе работаем со СМИ, занимаемся социальной рекламой – наши ролики идут по телевидению, в метро, выходят радиопередачи, издается журнал, открыт сайт. Мы привлекаем бизнес-партнеров – здесь, конечно, кризис нам здорово «помог». Те, с кем мы более-менее плотно работали, просят обращаться после кризиса. Хотя некоторые компании уже начали возвращаться.

Еще одно направление – повышение квалификации специалистов, задействованных в работе по профилактике социального сиротства. Организация постинтернатного сопровождения выпускников детских домов – тоже достаточно большое и сложное направление. Много консультаций юридических и психологических, представительство в судах – в основном это касается жилищных вопросов. Работа с семьями группы риска – многодетными, неполными, семьями, имеющими детей-инвалидов. Работает телефонная служба. Проведение различных массовых мероприятий – праздников для разных категорий детей и специалистов.

– А как проблемы социального сиротства решаются в других городах России, в мире?

– Каждое государство имеет собственный менталитет, и опыт, скажем, Англии, Италии весьма затруднительно применить к российской действительности. Другое благосостояние, развитие общества. Например, в Америке детских домов практически нет. Есть только временные учреждения, в которые этих детей помещают. Оттуда их быстро разбирают. Для нас таким образом эта проблема пока не решаема.

В России, когда мы создавали «Солнечный круг», такой центр был первым за Уралом. Мы хотели поездить, посмотреть, но аналогов не оказалось. Зато после открытия нашего центра мы постоянно встречаем гостей из разных регионов России и с удовольствием делимся с коллегами опытом.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 166)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)