Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Педагогические вопросы социализации детей и молодежи»
Выпуск №22 Апрель 2009 | Статей в выпуске: 95


Все статьи автора(13) Борис Викторович Куприянов,

доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и истории педагогики МГПУ

Компас для дилетантов
(впечатления из-за стола жюри муниципального конкурса «Сердце отдаю детям»)

Конкурсы, конкурсы, конкурсы. Создается такое впечатление, что вместо повседневной работы, огромная армия педагогов тратит невероятное количество сил на участие в различного рода смотрах профессионального мастерства. И так как остановить этот процесс невозможно, дадим в руки ответственных руководителей возможность организовать и возглавить конкурсное движение. Речь в данном случае идет не только о капитанах образования, определяющую роль способны сыграть толковые конкурсанты.

Как бы обидно не звучало, принципиальным отличием огромной армии педагогов дополнительного образования (а их по данным министерства образования и науки РФ двести семьдесят тысяч) является то, что они в подавляющем своем большинстве являют своеобразное сочетание профессионализма и дилетантства. На педагогов дополнительного образования учат в очень небольшом числе образовательных учреждений, основная масса педагогов пришла в эту сферу из школы, из производства, из учреждений культуры и т.д. Являясь профессионалами в изобразительном искусстве, авиамоделизме, рукопашном бое, экологии, педагоги дополнительного образования являются дилетантами не только в теории, но и педагогической практике.

Что касается участия в конкурсах, да и судейства на них, в подавляющем большинстве мы все дилетанты. Поэтому, опираясь на некоторый опыт, возьмем на себя смелость сформулировать некоторые ориентиры, которые могут оказаться полезными при подготовке к конкурсу профессионального мастерства.

Итак, конкурс (от латинского concursus – стечение, столкновение), состязание для выявления наилучших из числа участников, представленных работ и т.п. Другими словами, главная задача для конкурсанта – победить, выглядеть лучше других участников, в наибольшей степени соответствовать определенным критериям. В этом стремлении педагог дополнительного образования, принимающий участие в конкурсе профессионального мастерства, включается в процесс профессионального самосовершенствования. Вот первый результат, однако, оговоримся, что этот результат не достижим, если не ясны (противоречивы) критерии конкурса или участие в конкурсе имеет характер принуждения со стороны администрации учреждения. Другими словами, только в случае наличия мотивации на победу (хотя бы успешное участие) можно решать задачи самосовершенствования.

Вообще вопрос о критериях достаточно сложный, к сожалению, нередки случаи, когда сначала долго и эмоционально ломаются копья по поводу критериев конкурса, а потом жюри, приложив невероятные усилия применить критерии, разочаровывается и начинает судить по понятиям.

Вторая группа результатов конкурса связана с совершенствованием региональной (муниципальной) системы дополнительного образования детей. Действительно, конкурс как лакмусовая бумажка проявит все сильные и слабые стороны существующих образовательных практик, можно будет говорить о каких-то тенденциях, проектировать и конструировать систему мер по усовершенствованию имеющегося положения дел. Однако при неаккуратности в проведении конкурса вполне возможно получить на выходе недовольство участников, педагогических коллективов, учреждений. Неграмотная организация может привести к ссорам и конфликтам среди коллег. Поэтому достаточно распространенное явление – работа жюри в закрытом режиме, ведь так легче уберечься от критики в свой адрес, необходимости обосновывать свои оценки, пристрастия. Разрушение мотивации участия в конкурсах профессионального мастерства происходит вследствие стремления жюри «не обидеть сестер в отношении серег». Всем чего-то дали, все похвалили, никто ни на кого не обиделся. Встречается чрезвычайно эмоциональное жюри, которое возмущаясь, устраивает конкурсантам разносы и выволочки, люди теряются и дают себе зарок никогда не участвовать в подобных публичных истязаниях. Думается, что обе крайние ситуации – не продуктивны, жюри должно быть настроено, с одной стороны, на принципиальность и последовательность, а с другой, на доброжелательное внимание к каждому конкурсанту, стимулирование самосовершенствования, уверенности в собственных силах.

Еще один важный, на наш взгляд, политический момент при подготовке к конкурсу – это обеспечить продуктивное отношение руководителей учреждений образования. Именно они способны использовать ситуацию участия в конкурсе отдельного педагога как фактор профессионального роста большой группы работников и момент единения коллектива педагогов и персонала для поддержки конкурсанта – представителя учреждения. Здесь представляется адекватным позиционирование и в коллективе, и непосредственно в разговорах с педагогом того, что участие в конкурсе – защита престижа всего учреждения.

Мне кажется весьма показательным отношение к соревнованию (поединку, конкуренции) – зафиксированное в исследовании моего аспиранта Андрея Агафонова, изучающего боевые искусства (восточные единоборства). Идея такова – самым конструктивным отношением в ситуации противоборства является представление о сопернике как об учителе, а ситуацию конкуренции, согласно концепции «Режиссура социальных игр», следует представить в виде большой и увлекательной игры.

Говоря о подготовке и обеспечении успеха, следует весьма тщательно подойти к решению организационных и методических задач. Зачастую в конкурсы педагогов дополнительного образования входят следующие элементы:

– проведение показательного занятия (на своих воспитанниках, чужих детях, студентах) либо проведение мастер-класса для коллег-педагогов;

– предъявление программы дополнительного образования;

– публичная защита своей программы либо самоанализ проведенного занятия, мастер-класса.

Названные элементы позволяют увидеть педагога как практика и как методиста, оценить уровень понимания собственной деятельности. Остановимся на подготовке и проведении показательного занятия, здесь наиболее важны содержание (что делают педагоги и учащиеся, что говорится взрослыми и детьми, что происходит на занятии, что усваивается обучающимися), средства, формы, приемы и методы (как общаются участники процесса, как педагоги управляют деятельностью и общением воспитанников).

Обращу внимание на то, что на показательном занятии нет неважных, второстепенных моментов. Здесь напрашивается аналогия с приготовлением винегрета. Как известно, блюдо получится вкусным при соблюдении не сложных, но обязательных действий: одни овощи надо почистить и сварить, другие сварить, а потом почистить, третьи нужны в соленом виде, их надо резать крупно, четвертые надо взять свежими и мелко нарезать. Так вот, к сожалению, не так уж редко получается, что при решении организационных и методических вопросов: то, что надо сварить в кожуре, варится в очищенном виде, а то, что лучше крупно резать, режется мелко и т.п. Это конечно получается не со зла, это не происки врагов, нет. Зачастую подготовка конкурсанта откладывается, откладывается и в последний момент осуществляется в режиме пожара. А при пожаре на многие мелочи, определяющие значительную часть успеха, не хватает сил и внимания.

Отбор содержания показательного занятия – дело не простое, здесь многое зависит от темы, определяемой организаторами конкурса и носящей зачастую рамочный характер. Например, конкурсант должен провести занятие, знакомящее учащихся со всей программой или темой; тематика может быть связана с юбилейной датой. Содержание, избранное педагогом для показательного занятия, должно быть ярким и законченным, предполагать оригинальность («изюминку»). Типичной ошибкой конкурсантов является стремление объять необъятное, важно выбрать одну главную идею, три (четыре) содержательных элемента и по две-три иллюстрации. Целесообразно хорошенько проверить избранные факты, положения, иллюстрации. Рейтинг участника конкурса резко летит вниз, если жюри слышит на показательном занятии ошибки, неточности, заблуждения.

При отборе содержания занятия и разработке текстов педагогу следует весьма аккуратно проверить найденные слова на двусмысленность. Не так давно песенка из мультфильма про голубого щенка никаких иных, кроме изначальных значений в головах слушателей не рождала. Зато теперь названный цвет, скорее всего, у современных подростков будет означать секс-меньшинства. Вообще, в некоторых случаях вещи безобидные творческим порывом воспитанников превращаются в неузнаваемые словосочетания. Как-то в ролевой игре один из молодых педагогов придумал назвать свой коллектив «Дом скитальцев», мы еще тогда все по-хорошему позавидовали фантазии начинающего воспитателя, однако уже на следующий день из уст детей мы услышали: «А, дом с китайцами!». Поэтому еще и еще раз продумав текст показательного занятия, пробегитесь глазами по названиям и ключевым словам, не вызовут ли они бурю веселья в том месте, когда этого совсем не нужно.

Рассмотрев содержание, перейдем к царице наук – методике. При построении содержания важно следовать логике драматургии: завязка (интрига), развитие, кульминация и развязка, финал. Изначально проигрышным является следование стереотипам, скажем построение всей канвы занятия по сюжету путешествия, особенно грустно смотрится, когда двое ли трое конкурсантов произносят сакраментальную фразу: «Ребята, вы любите путешествовать, я предлагаю вам отправиться в путь!»

Одним из ключевых моментов в общении с детьми на занятии является атмосфера, которая в идеале должна быть доброжелательной, ребята быстро устают от слишком серьезной, напряженной работы или недостаточно эмоционального общения педагога. Поэтому необходимо помнить об общем фоне, в тоже время целесообразно сохранять ритм.

Кто-то из великих сказал, что «Нет лучшей музыки, чем звук собственного имени». Действительно, приятней всего, когда на тебя обращают внимание, к тебе обращаются с вопросами, предложениями, тебя видят. При проведении конкурсов педагогов дополнительного образования достаточно давно используются визитки с именами детей – участников конкурсных занятий. Изначально этот методический ход дает возможность педагогу, который в первый раз видит ребят, обращаться к ним по имени. Но что удивительно, многие педагоги теряются и не обращаются к юным участникам своего показа. Серьезная ошибка – не называть детей по именам.

Мало у кого вызовет несогласие то, что в ходе занятия педагог должен хорошо видеть всех участников действия, для того, чтобы вовремя обратиться, вовремя заметить вопрос или мнение. Из ложи жюри ярко видно, когда педагог видит передний и средний план воспитанников, а, так называемая «камчатка», «вываливается» из процесса, дети, сидящие на задних рядах, незначительно участвуют в общем процессе. Еще одна «мелочь» – это движение педагога во время выполнения воспитанниками учебного задания. Педагог, который обходит учащихся, наклоняется к столам, подсказывает, показывает, разговаривает, создает чрезвычайно положительное впечатление.

На конкурсных занятиях, да и вообще в дополнительном образовании, значительно лучше разглагольствований выглядят практические действия, когда педагог сам демонстрирует мастерство или же решает практические задачи совместно с воспитанниками.

Итак, мы уже весьма резко высказались против монолога, тем более на показательном занятии. Поэтому долой монолог, да здравствует диалог! Трудно представить себе диалог без вопросов, естественно, что задает эти вопросы педагог. И тут, о чудо! оказывается, что формулировать вопросы – настоящее искусство. Чувство профессионального стыда вызывает ситуация, когда педагог задает совершенно не прозрачный вопрос, пытаясь подыграть ему, дети отвечают и, конечно, не попадают в тот ответ, который себе придумал педагог, который говорит: «Нет, это не так!». Снова такой же мутный вопрос и снова ответ невпопад и снова педагог фиксирует ошибку. После третьего раза хочется закрыть уши и глаза. Одним из приемов актуализации взаимодействия с детьми на занятии является обозначение позиций, еще больший эффект создается, когда отношения к какому-либо предмету существенно расходятся, однако на занятии, когда педагог видит детей впервые, противопоставление собственного мнения и точки зрения детей выглядит не очень уместным. Дети теряются, ведь они хотят тоже нравиться педагогу, хотят вызывать позитивное отношение.

Одна из самых заметных ошибок педагога дополнительного образования на конкурсе – когда какие-то действия недостаточно наглядны. Например, педагог показывал занятие в форме молодежных посиделок с творческими конкурсами, разделив всех участников на хозяев и гостей. По ходу дела заметим, что простая соревновательность смотрится со стороны как упрощение и поэтому уязвима для критики. Так вот, вернемся к творческим конкурсам, как известно, одно из весьма важных требований к проведению такого рода мероприятий система оценивания команд. Педагог придумала, что будет использовать две тарелки – по числу команд и за победу в конкурсе будет выкладывать на эти тарелки сушки. Чтобы освободить место для коллективного действия, стол с тарелками оказался на заднем плане и все манипуляции с сушками выглядели как тайные колдовские пассы.

Одной из распространенных ошибок участников конкурса «Педагог года» является излишняя торопливость, когда от избытка переживаний педагогу кажется, что занятие идет слишком медленно, и он начинает ускоряться. Это выражается в том, что на выполнение заданий оставляется слишком мало времени, дети не успевают выполнить предложенные действия, ключевые содержательные положения проговариваются скороговоркой, забываются правила и рекомендации, сформулированные в начале.

Общеизвестно, что значительная часть анекдотов строится на эффекте обманутого ожидания. Именно этот эффект вызывает в одном случае взрыв смеха, а в другом – недоумение, разочарование, раздражение. Отсюда педагогу, ведущему показательное занятие, нужно быть очень острожным, ведь его слова могут породить эффект ожидания и у жюри, которое не просто будет недовольно, но и соответствующим образом оценит работу конкурсанта.

Современные аудио- и визуальные средства помогают педагогу творить настоящие чудеса, в то же время можно говорить о единой и не столь разнообразной схеме: мультимедиапрезентация, сопровождающая сообщение педагога, озвучка в начале, в конце и пару раз в ходе всего действия, короткий видеофрагмент. Обращение к опыту судейства муниципальных и региональных конкурсов позволяет с горечью констатировать, что оформление помещения редко соответствует современным возможностям. Совершенно печально смотрятся на показательных занятиях ошибки на плакатах, презентациях, кроссвордах.

Однажды замечательный московский педагог, доктор наук, профессор Елена Александровна Леванова спросила меня, знаю ли я, что такое ЖеЭТэ? Я не знал, и она поведала мне методический рецепт окончания любого дела, мероприятии, игры и т.п. – жирная эмоциональная точка. С точки зрения психологической гигиены завершение действия должно быть ярким и вызывающим ощущение финала. Совершенно естественным методическим ходом при проведении показательного занятия является в финале подарок школьникам – участникам мероприятия, это может быть сувенир, сладкий подарок.Совсем по-особенному смотрится вариант, когда педагог предлагает забрать с собой изготовленный на показательном занятии предмет.

Не меньше нареканий вызывают представленные на конкурс программы дополнительного образования. В отличие от общеобразовательной программы (школьной) актуальность дополнительной образовательной программы необходимо доказывать, в пояснительной записке автор должен обосновать целесообразность освоения ребенком именно этого содержания. Логично, если система доказательств базируется на поло-возрастных и социальных особенностях воспитанников, социально-педагогической специфике обстоятельств образовательного процесса. Важным моментом идентификации программы дополнительного образования является указание на ее направленность. Согласно Примерным требованиям к программам дополнительного образования детей, сформулированным в Приложении к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844, программа может соответствовать определенным направленностям.

Выбор направленности даже при мутных формулировках цели и задач позволяет зафиксировать вектор образовательного процесса. Однако беглый просмотр документов, поданных на конкурс, убеждает, педагоги нередко пропускают пункт – «указание направленности», а в тексте дают основания для отнесения программы сразу к двум-трем направленностям. Так, например, эксперту можно было серьезно задуматься при изучении программы дополнительного образования детей «Художник и природа».

Даже в хороших программах обнаруживаются следующие типичные ошибки: формулировки целей слишком узки или широки, абстрактны, архаичны, задачи не выстроены в какой-либо логике; задачи сформулированы шире цели, выходят за рамки цели; плохо отражается в формулировках возраст детей, направленность и длительность программы.

Часто встречаются и другие недостатки. Ожидаемые результаты и способы их проверки представлены слишком конспективно, автор путает контроль как способ оценки собственной деятельности и контроль как средство развития детей – участников программы. Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы не названы.

Как ни странно в конкурсных программах имеются ошибки в учебно-тематическом плане, так формулировки разделов и тем не могут быть признаны в полной мере удовлетворительными: темы слишком образные и не отражают образовательного содержания.

Иногда чтение программы на первых порах вызывает удовлетворение – красивая идея, например: «развитие танцевально-игрового творчества и детской импровизации». Однако уже на следующей странице автор забывает про свою идею и просто перечисляет колоссальное число танцевальных движений.

Такая формальная составляющая программы как список использованной литературы зачастую оформлен не правильно и противоречиво, то есть в списке используются различные библиографические стандарты. Приводимые источники не включают работ по педагогике дополнительного образования, возрастной психологии, предметной области и методике ее преподавания.

Чрезвычайно слабым компонентом текстов, экспертируемых жюри конкурса, является раздел «Методическое обеспечение». Известны случаи, когда на муниципальном уровне принято негласное решение не требовать с педагогов хорошего качества этого раздела. Но нельзя все время критиковать, попытаемся предложить некоторые ориентиры для методического обеспечения. Прежде всего, в тексте методического обеспечения могут быть рекомендации по проведению учебных занятий, цикл годовых мероприятий, цикл организации жизнедеятельности детско-подросткового объединения в течение всей продолжительности программы (от двух-трех до пяти-семи лет). В данном разделе будут вполне уместны методические описания традиционных мероприятий, система стимулирования участников (иерархия почетных званий и наград).

Вот и все. Попытку сориентировать участников конкурсного движения я осуществил, надеюсь, что изложенные соображения уберегут от бесполезной траты сил, разочарований и нелепых ошибок.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 82)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела