Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Педагогические вопросы социализации детей и молодежи»
Выпуск №22 Апрель 2009 | Статей в выпуске: 95


Все статьи автора(4) Любовь Васильевна Третьякова,

Отличник народного просвещения,
директор Дома детского творчества имени Володи Дубинина 
г. Новосибирска

Открытые педагогические чтения как организационная модель управления развитием инновационных проектов в образовательном пространстве г. Новосибирска

17-18 февраля 2009 года состоялись очередные, 12 по счету, городские открытые педагогические чтения. Тематика педагогических чтений: «Ресурсные возможности учреждений дополнительного образования детей в модернизации российской школы» – отражает социальный заказ общества, которое рассматривает дополнительное образование детей как инновационный ресурс развития образования в целом.

Открывая педагогические чтения, М.И. Мироедова, председатель Совета директоров УДОД города, отметила, что за более чем 15 лет своего совместного поиска учреждения дополнительного образования детей г. Новосибирска накопили богатейший кадровый и научный потенциал, программно-методическое обеспечение, которое позволяет эффективно выстраивать партнерские взаимоотношения с самыми разными образовательными учреждениями и организациями. И в этом немалая заслуга самих педагогических чтений.

Их история началась 15 лет назад, когда 16 декабря 1994 г. в Доме детского творчества им. В. Дубинина педагоги учреждений дополнительного образования детей г. Новосибирска впервые собрались вместе со специалистами-учеными на Первые городские педагогические чтения, чтобы обсудить накопившиеся проблемы в масштабе городской системы дополнительного образования детей. А проблем было предостаточно: это и отсутствие образовательных программ, и недостаток подготовленных педагогических кадров, а главное – это огромная организационно-педагогическая работа по реорганизации всей системы деятельности наших учреждений. Поэтому в центре внимания Первых педагогических чтений оказались актуальные вопросы создания и реализации образовательных программ нового поколения, отвечающих целям и задачам интенсивно формирующейся системы дополнительного образования.

Сегодня мы уже с уверенностью может говорить о педагогических чтениях как о наиболее успешном совместном проекте Совета директоров учреждений дополнительного образования детей г. Новосибирска, кафедры педагогики Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования и Дома детского творчества им. В.Дубинина. Идея педагогических чтений получила такое широкое общественное признание, как среди руководителей, так и среди педагогов учреждений дополнительного образования детей, что, начиная с 1999 года, педагогические чтения стали традиционными и проходят уже ежегодно.

Казалось бы, такая форма обмена опытом работы как педагогические чтения не нова, (первые педагогические чтения были проведены АПН РСФСР в 1945 году в Москве), достаточно традиционна (нет в ней никаких интерактивных «наворотов»), но, тем не менее, мы считаем, что именно педагогические чтения дали такой мощный импульс к инновационной деятельности педагогов дополнительного образования, и что их следует рассматривать как некую организационную модель управления развитием инновационных проектов в образовательном пространстве г. Новосибирска. Ведь уже на Первых педчтениях выступление канд. пед. наук Л.И. Боровикова «Алгоритм творчества» стало практическим действием к вовлечению педагогов в опытно-поисковую деятельность. Вторые же педагогические чтения 1995 года были полностью посвящены развитию инновационного потенциала педагогов дополнительного образования.

В педчтениях как организационной модели можно выделить четыре составляющие, которые обеспечили их жизнестойкость и эффективность. Очень удачным оказался выбор такой демократичной формы как чтения. Первоначально чтения предполагались как встречи педагогов-практиков со специалистами-учеными, но в процессе проведения появилась необходимость в атрибутах конференции, таких как пленарное заседание, работа секций, но без обязательного основного доклада и принятия резолюции. Именно демократичность чтений позволила варьировать работу секций, круглых столов, проблемных столов, где заслушивался опыт работы педагогов дополнительного образования, вводить такие эмоционально окрашенные моменты, как концертные выступления педагогов, детей, проведение мастер-классов, оформление фотовыставок, приглашение выпускников УДОД и т.д.

Другая составляющая данной модели – это глубоко продуманная тематика, отвечающая на актуальные вопросы: педагогическая оценка деятельности УДОД, интеграция общего и дополнительного образования, взаимодействие семьи и учреждения дополнительного образования детей, региональный подход и качество социального проектирования в дополнительном образовании детей, профессиональная ориентация в УДОД и ресурсные возможности. В результате формирования единой темы Совета директоров в русле предстоящих педчтений данная тема часто определяется в качестве приоритетной задачи года в деятельности учреждений дополнительного образования города. А это значит, что данная тема изучается теоретически на методических объединениях педагогов, обсуждается на педагогических советах, рассматривается на административных совещаниях. И затем наиболее интересный педагогический опыт представляется на городских педчтениях.

Очень важно документальное подтверждение практического опыта педагогов. Начиная с Третьих педагогических чтений мы печатаем сборники тезисов, которые вручаем непосредственно на самих педчтениях. Это значительно пополнило багаж публикаций педагогов в учреждениях, что является прекрасным показателем при аттестации педагогов и учреждений в целом.

В основу педчтений положено теоретическое осмысление опыта практической деятельности педагогов дополнительного образования, гармоничное сочетание научной теории и практической деятельности. И, наверное, высокий уровень научно-методической работы учреждения, то, что сегодня наши учреждения трудно представить без научных руководителей – тоже результат педчтений. Целенаправленная работа в процессе подготовки к педагогическим чтениям по овладению нашими педагогами необходимым тезаурусом, по обучению методически грамотно представлять свой профессиональный опыт дала свой ощутимый результат. Большинство учреждений города аттестованы на высшую категорию, педагоги достойно представляют свои учреждения на различных региональных и всероссийских форумах. Можно сказать, что в масштабах Новосибирска создано единое пространство для устойчивого профессионального роста педагогов дополнительного образования, единое образовательное пространство.

Педагогические чтения – это прекрасная возможность пообщаться, поделиться опытом, продемонстрировать свои увлечения. Традиционной стала Педагогическая гостиная, проходящая во второй день работы. Здесь педагоги читают свои стихи, поют, представляют свои картины.

С 2003 года кафедра воспитания и дополнительного образования НИПКиПРО совместно с Домом творчества им. В. Дубинина для подготовки педагогов к педчтениям организовала курсы по теме: «Опытно-поисковая работа», слушателями которых стали наряду с педагогами города и педагоги области: из Новосибирского сельского района, Куйбышева, Искитима, Бердска. Поэтому, начиная с 2003 года, педагогические чтения получили статус открытых. Открытость проявляется и в том, что на педагогических чтениях принимают участие не только педагоги УДОД и научные работники. На пленарные заседания приглашаются и представители высшей школы, и деятели культуры, и родительская общественность.

Надолго запомнились Девятые педагогические чтения, на которых разговор шел о профессиональной ориентации, и где перед педагогами выступали выпускники Домов и Центров творчества города Новосибирска, в недавнем прошлом воспитанники вокальных и театральных студий, а затем, под бурные аплодисменты, на сцену поднялись выпускники учреждений дополнительного образования детей города Новосибирска, сегодня работающие в них педагогами дополнительного образования.

 

10-летний юбилей педагогических чтений отпраздновали с размахом: ему был посвящен замечательный интеллектуальный праздник – Педагогическая Ассамблея, где были подведены итоги и намечены перспективы дальнейшей работы над профессионализмом педагогов дополнительного образования г. Новосибирска. К началу Ассамблеи был выпущен сборник «Методическое сопровождение опытно-поисковой работы в учреждении дополнительного образования детей», в котором опубликованы тезисы выступлений участников 10-х открытых педагогических чтений, а также программы, модели и проекты УДОД.

Двенадцатые педагогические чтения «Ресурсные возможности учреждений дополнительного образования детей в модернизации российской школы» подтвердили, что сегодня дополнительное образование в Новосибирске выходит на новый качественный уровень: растет качество работы методических служб, укрепляются и развиваются связи с наукой и высшей школой, педагоги и их воспитанники успешно представляют город на всероссийских и международных мероприятиях.

Дополнительное образование детей рассматривается как образование нового типа, которое характеризуется широтой личностно-ориентированного подхода к ребенку, базируется на его образовательных потребностях.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 30)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела