Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Педагогические вопросы социализации детей и молодежи»
Выпуск №22 Апрель 2009 | Статей в выпуске: 95


Наталья Юрьевна Райкова,
руководитель ресурсного центра
Центра развития творчества детей и юношества
Заельцовского района г. Новосибирска

Ресурсный центр как структурный компонент системы информационно-методического обеспечения инновационной деятельности

Высокое качество образования невозможно без высокого уровня информационной культуры: умения быстро реагировать на происходящие изменения, критически мыслить, искать и перерабатывать необходимую для осуществления поставленных целей информацию. В принципе, можно самостоятельно использовать различные источники, но удобнее воспользоваться системой научного, методического и информационного обеспечения в образовательном учреждении. Более того, по мере выстраивания такой системы, её успешного функционирования внутри учреждения можно постепенно выходить в «режим открытости» – стать полноценной информационно-методической базой для повышения качеств деятельности объединений дополнительного образования, относительно автономно функционирующих на базе общеобразовательной школы.

Ресурсный центр ЦРТДиЮ (далее – Центр) Заельцовского района был создан на базе имеющейся библиотеки с целью координации усилий педагогов в активном внедрении и использовании достижений и рекомендаций психолого-педагогической науки, в обобщении опыта, в использовании в учебно-воспитательном процессе новых технологий, современных методик, форм, видов, средств обучения. Ресурсный центр позволяет сделать доступными ресурсы знаний, предоставляет педагогическим работникам не только дополнительного, но и общего образования необходимую информацию по основным направлениям развития дополнительного образования, о программах, новых педагогических технологиях, учебно-методической литературе по проблемам обучения и воспитания детей. Спектр деятельности его разнообразен, на базе его осуществляются: сбор, накопление, обработка, систематизация педагогической информации и доведение её до педагогов, родителей, руководства учреждения. Центр адресно комплектует следующие блоки информации: кафедра дошкольного образования, кафедра эстетического образования, кафедра художественного развития, кафедра технического и интеллектуального развития, кафедра туризма и спорта, инструктивно-методические материалы, информационно-методические материалы, информационно-рекламные материалы, программное обеспечение, материалы нормативно-правового обеспечения, научно-методическая литература. Также в него входят аудио-, видео-, фонотека, оргтехническая зона.

Ежегодное пополнение фонда осуществляется, в основном, за счёт подписных изданий. К услугам педагогов представлены такие журналы, как «Внешкольник», «Дополнительное образование», «Воспитание и дополнительное образование», «Классный руководитель», «Воспитание школьников», «Методист» с приложением «Мастер-класс», «Завуч», «Вестник образования России», «Дошкольное воспитание», «Дошкольник. Младший школьник», «Моделист-конструктор», «Дети, техника, творчество», «Информатика и образование».

С целью создания условий для педагогов в получении информации о наличии педагогической и методической литературы у входа в ресурсный центр был оборудован информационный стенд с рубриками: «Калейдоскоп событий», «Методический кейс», «Путеводитель», «Это интересно». «Анонс новинок», содержание которых еженедельно меняется в соответствии с календарными знаменательными датами. Параллельно этому в нём осуществляются выставки соответствующей научно-методической и психолого-педагогической литературы, праздничных сценариев.

Силами Ресурсного центра осуществляется обработка и систематизация педагогической информации, её компьютерная каталогизация. В настоящее время создан электронный каталог, в котором предварительно просмотренная методическая литература распределена по папкам и файлам. В каждой из указанных папок зарегистрировано большое количество методической литературы. Благодаря данному каталогу у педагогов имеется развёрнутое представление о наличии научно-методической и психолого-педагогической литературы в ресурсном центре, и каждый из них может самостоятельно находить их и пользоваться по своему усмотрению.

С целью выявления информационных потребностей педагогов и оказания им методической консультационной помощи в каждом структурном подразделении на базе ресурсного центра традиционно проводятся презентационные дни в рамках Дня кафедры. День кафедры для каждого структурного подразделения определяется согласно календарю знаменательных дат. В организационном плане презентационный день включает в себя два блока: работа педагогов с руководителем кафедры, в ходе которой они проводят своё мероприятие, согласно направлению их деятельности, и сам презентационный день на базе ресурсного центра.

В программу презентационного дня обычно входят:

– сообщение о деятельности Ресурсного центра за текущий период, о том, какую помощь он может оказать педагогам в удовлетворении их запросов;

– обсуждение результатов предварительного анкетирования;

– ознакомление педагогов с литературой, представленной на двух специально оборудованных выставках. На первой выставке, как правило, бывают представлены материалы научно-методической литературы, подобранной согласно направлению деятельности данной кафедры. Вторая выставка – тематическая, тема которой определяется согласно предварительно выявленным пожеланиям педагогов (в ходе анкетирования или встреч на малом педсовете кафедры);

– практическая часть (мастер-класс или семинар, цель которого – оказание практической помощи педагогам в повышении качества образовательного процесса);

– оказание помощи педагогам в поиске необходимого материала в других библиотеках города;

– создание условий педагогам, родителям для чтения книг, периодики, прослушивания и просмотра фоно-, аудио- и видеозаписей.

В деятельности Ресурсного центра находит отражение специфика деятельности нашего учреждения как учреждения дополнительного образования детей. Ресурсный центр представляет собой центр педагогической информации, которая предназначена не только нашим работникам, но и педагогам образовательных учреждений всего района. Педагоги районных школ также имеют возможность пользоваться накопленной в нём научно-методической и психолого-педагогической литературой и получать методическую и консультационную помощь.

За короткий период существования Ресурсного центра достигнуты вполне определённые результаты в осуществлении поставленных целей, задач, направлений деятельности. Но останавливаться на этом мы не намерены и находимся в поисках новых форм работы.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 24)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела