Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Педагогические вопросы социализации детей и молодежи»
Выпуск №22 Апрель 2009 | Статей в выпуске: 95


Все статьи автора(5) Константин Юрьевич Савгачев,
педагог-организатор ДДТ им. В.Дубинина
г. Новосибирска

Уровни безопасности ребенка в условиях образовательного пространства ДДТ им. В.Дубинина

Сегодня все чаще наше общество и государство говорит о безопасности, о профилактике как основе безопасности человека в любом месте и в любое время.

Большое внимание уделяется вопросу физической безопасности детей (различные программы ГИБДД, противопожарные учения, активно пропагандируется здоровый образ жизни и т.п.). Однако помимо физической составляющей немаловажную роль играет безопасность социальная и психологическая. Усложняются требования и к обеспечению безопасности ребенка в образовательной среде дополнительного образования. Мне хотелось бы остановиться на таких областях безопасности жизнедеятельности человека, как «психологическая» и «педагогическая», и рассказать, как эта проблема решается в дополнительном образовании на примере ДДТ им. В.Дубинина.

Сегодня в Доме творчества им. В. Дубинина занимается 5210 детей и подростков от 4 до 18 лет, которые обучаются по 50 образовательным программам. Среди детей, которые занимаются в наших коллективах первый год, было проведено исследование с целью измерения уровня безопасности детей в образовательном пространстве детских творческих объединений. В исследовании приняли участие 90 детей. Группы формировались по принципу психолого-физиологического возраста:

1 гр. – 15-17лет;

2 гр. – 13-15лет;

3 гр. – 9-13лет;

4 гр. – 5-9 лет.

В комплекс диагностик входило несколько опросников, интервьюирование, рисуночные методики и включенное наблюдение.

Во всех четырех группах оказалось, что есть дети, у которых были выделены ситуативные страхи. Всего было выделено шесть вариантов страхов: педагоги, сценическое («рабочее») пространство, детский коллектив внутри творческого объединения, социальное одиночество, творческое пространство, неуспешность в деятельности. Обобщенные материалы представлены в таблице № 1.

Таблица № 1

Количество детей испытывающих страх, %

Опасность/ Группа
Педагог
Сценическое («рабочее») пространство
Детский коллектив внутри творческого объединения
Социальное одиночество
Творческое пространство
Неуспеш-ность в деятельности
1гр.(24 чел.)
8
63
54
37
25
82
2гр.(19 чел.)
21
68
79
18
37
35
3гр.(26 чел.)
19
54
46
27
27
15
4гр.(17 чел.)
47
18
29
53
14
14

Как видим, в четвертой группе (47%) высокий уровень опасности дети видят в педагоге. Страх, который дети испытывают в первые дни перед педагогом, может быть истолкован по-разному. Это и адаптация, и некая боязнь самого человека, тем более что эта группа состояла из детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Боязнь сценического («рабочего») пространства (до 68%) объяснима тем, что большинство детей не уверены в себе, у них заниженная самооценка, нет опыта публичных выступлений. Поэтому у них возникает страх не перед самой сценой как таковой, а перед теми людьми, которые смотрят на них из зала.

Страх перед детским коллективом внутри творческого объединения (до 79%), боязнь окружающих тебя новых незнакомых людей в доме творчества по большей степени связан с адаптацией (к условиям, расписанию, межличностным отношениям и т.п.). Можно допустить, что страх перед коллективом обусловлен отсутствием опыта получения в коллективе эмоциональной поддержки, взаимопомощи. Определенное воздействие на отношение ребенка к коллективу имеет отрицательный характер взаимоотношений в современных детских коллективах, в том числе и школьных.

Вызывает у детей страх само социальное одиночество и страх перед тем, что кто-то может прийти чужой и незнакомый (особенно это актуально для детей дошкольного и младшего школьного возраста). Дети не чувствуют себя в безопасности, если они не видят и не чувствуют, что родители либо педагог находятся в зоне вербального «контакта». Такой уровень страха ощутили до 53% детей.

Страх неуспешности в деятельности присущ, по большей части, детям старшего возраста (82% детей). Но как показывают исследования, средние и даже младшие школьные возраста тоже боятся быть непризнанными и неуспешными в той деятельности, которую они осуществляют.

Таким образом, по результатам диагностического комплекса можно судить, что по большей части дети в образовательном пространстве детских творческих объединений ДДТ им. В.Дубинина не чувствуют себя в безопасности. Однако следует отметить, что это ситуативные страхи, которые легко подвергаются коррекции при грамотном педагогическом воздействии.

Основной угрозой во взаимодействии участников образовательной среды является получение психологической травмы, в результате которой наносится ущерб позитивному развитию и психическому здоровью. Основной источник психотравмы – это психологическое насилие в процессе взаимодействия. Отсюда вытекает масштабная задача по устранению перечисленных угроз и страхов в образовательном пространстве детских творческих объединений, что будет способствовать снижению опасностей и в педагогическом пространстве всего Дома творчества в целом через распространение безопасных отношений участников социальной жизни в детских творческих объединениях, и снижению психологического насилия в процессе различного рода взаимодействия внутри образовательного пространства.

В нашей опытно-экспериментальной работе в качестве факторов снижения угроз и опасностей выступали:

– праздничные концерты;

– экскурсии по территории ДДТ и его филиалам;

– рефлексия различного уровня (тренинговый комплекс «Третья позиция»);

– тренинговые методики на взаимодействие внутри коллектива.

Второй диагностический срез, проводимый во второй половине учебного года, показал, что ситуативные страхи у детей снизились, либо вообще исчезли (таблица № 2).

Таблица № 2

Количество детей, испытывающих страх, %
Опасность/ Группа
Педагог
Сценическое («рабочее») пространство
Детский коллектив внутри творческого объединения
Социальное одиночество
Творческое пространство
Неуспеш-ность в деятельнос-ти
1гр.(24 чел.)
0
17
8
4
0
4
2 гр.(19 чел.)
5
11
26
11
11
5
3гр.(24 чел.)
8
21
13
0
4
8
4гр.(16 чел.)
0
0
13
0
6
63

Также можно сделать вывод, что вектор личностных страхов тоже стремится к нулю. Данные, полученные в ходе мониторинга, заставляют нас всерьез отнестись к организации безопасности образовательной среды (в том числе психологической безопасности), к профилактике детских стрессов в Доме творчества. С этой целью необходимо обозначить конкретные условия и задачи, следование которым поможет педагогам, самим детям и их родителям адекватно реагировать на угрозы безопасности, понимать причины стрессовых ситуаций, эффективно действовать в случае стрессовых расстройств.

Условиями организации безопасного образовательного пространства в ДДТ являются:

– целенаправленное профессиональное влияние каждого участника на формирование безопасного образовательного пространства ДДТ, на гуманизацию отношений участников деятельности в детском творческом объединении;

– адресная помощь ребенку, особенно на начальном периоде занятий и деятельности, в решении актуальных задач обучения и развития, а также социализации в условиях учреждения дополнительного образования (затруднения, личностные и межличностные проблемы, проблемы социально-эмоционального характера, проблемы с выбором видов деятельности и т.д.);

– активное предупреждение возникновения острых, деструктивных проблем развития ребенка в течение его процесса обучения и развития;

– эффективное применение адекватных методов и технологий работы в условиях стресса;

– повышение уровня психолого-педагогической компетентности педагогов, психологов, управленцев, родителей, а также самих детей, включая овладение ими технологиями индивидуальной и групповой работы в условиях стресса.

Понятны также основные задачи, решение которых позволит эффективно работать в условиях рисков в Доме творчества. В частности, необходимо:

– провести анализ ситуации с целью выявления факторов, определяющих возникновение и действие страхов в условиях Дома творчества (этот анализ потребует целенаправленной исследовательской работы с последующей оценкой каждым участником – педагогом дополнительного образования, психологом, администратором, родителем – возможных рисков);

– отработать систему согласованных взглядов и представлений педагогов, психологов, руководителей и родителей на образовательное пространство дополнительного образования как на комфортную среду, благоприятную для социализации, обучения и развития современного ребенка;

– обосновать условия организации такого типа образовательного пространства и требования к его эффективной организации, относящиеся ко всем участникам, отвечающим за благополучие, развитие, творческий процесс детей, включая систему задач и действий для каждого участника педагогической ситуации;

– обосновать комплекс методов и технологий для работы педагогов, психологов, управленцев, родителей, а также самих детей в условиях возникновения стрессов, а также в целях их профилактики в процессе деятельности и обучения в дополнительном образовании;

– составить минимальный и доступный комплекс упражнений и занятий для применения каждым участником образовательной ситуации;

– сформулировать конкретные рекомендации педагогам, психологам, управленцам, родителям по организации комфортной образовательной среды в учреждении дополнительного образования детей.

По итогам исследования можно сделать общий вывод, что безопасным образовательным пространством можно считать такое пространство, в котором большинство участников имеют положительное отношение к нему, высокий уровень удовлетворенности отношениями в коллективе детских творческих объединений. Важным является осуществление постоянного мониторинга безопасности образовательного пространства. Это позволяет контролировать качество психологических и педагогических условий жизнедеятельности ребёнка в системе дополнительного образования.
Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 918)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела