Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Педагогические вопросы социализации детей и молодежи»
Выпуск №22 Апрель 2009 | Статей в выпуске: 95


Ирина Ивановна Бугровская,
руководитель школьного театра «Берендей»
МБОУ «Гимназия № 15 Содружество»
Дзержинского района г. Новосибирска

На театральных подмостках

Театр-студия «Берендей» был создан с момента образования школы в 1996 году. Идея создания театра возникла не случайно, для этого в школе были все предпосылки. Одним из направлений школы было приобщение детей к народной культуре. Ребята знакомились с народным творчеством на уроках литературы, рисования, труда, устраивали выставки изделий традиционных русских ремесел, и появилась целая коллекция народных костюмов, которые ребята с удовольствием демонстрировали. Желание принимать участие в художественной самодеятельности было велико. Так появился первый спектакль «Рождественский торжок», где в полной мере были использованы и коллекция костюмов, и многочисленные предметы народного быта. Яркая, пышная, веселая ярмарка-торжок пришлась по душе и артистам, и зрителям. Воодушевившись первым робким успехом, решено было создать школьный театр. Условие было одно: театр должен иметь народно-фольклорное направление. Название «Берендей» появилось не случайно, так как «берендеить» в старину на Руси означало веселить и потешить.

Конечно, в наше время всеобщей «американизации» петрушки, сарафаны, лапти не совсем идут в ногу с модой, однако успех театра превзошел все ожидания. Вскоре появились спектакли: «Давным-давно» по мотивам русских сказок, «Как Иван по свету счастья искал», «Гуси-лебеди», а спектакль «Берендеева избушка» был поставлен совместно с фольклорным ансамблем «Красота». В спектакле «Снегурочка» принимал активное участие детский народный ансамбль «Родничок».

Такая форма сотрудничества очень благоприятно влияла на воспитательную работу с ребятами. Но постоянно приходилось искать все новые и новые точки соприкосновения с детскими сердцами.

Позже при театре была создана кордебалетная группа «Ивушки». Вскоре возникла необходимость создания театральной студии для детей младшего школьного возраста, ведь мир сказки близок и понятен именно им. Так была создана театральная студия «Золушка». Были поставлены сказки: «Муха-Цокотуха», «Буратино», «Золушка» и др. За многие годы существования театра возникли целые театральные «династии», на смену выпускникам приходят на сцену их младшие братья и сестры.

Народная культура с ее традициями и обрядами всегда будет интересна детям. Это источник любви, понимания, доброты. Она является уникальным средством познания и становления личности маленького человека. Учитывая направленность современной школьной программы на развитие в основном левого полушария головного мозга ребенка, творческая активность, выраженная в посещении театральной студии, помогает преодолеть этот дисбаланс в развитии. Именно на этих занятиях и репетициях, решаются не только частные задачи актерского образования и нравственного воспитания, но и более важные – развивается интеллектуально-творческий потенциал личности, а также формируется гражданская позиция личности ребенка.

В гимназии создаются все условия для реализации поставленных задач в театральных студиях «Берендей» и «Золушка». Учебное помещение оснащено необходимой мебелью, имеется музыкальный инструмент, также имеются необходимые технические средства. Уже в течение нескольких лет формируется костюмерная, накапливаются реквизит и декорации.

Известно, что дети уже по своей природе – актеры. Но традиционный учебный процесс выстроен так, что реализовать эту особенность детской природы очень сложно. На практике большое количество материала, который необходимо усвоить при изучении школьных курсов, не оставляет места для собственных творческих изысканий ребенка. Но уже доказано, как важны эти поиски, как ценны их результаты для развития творческой активности обучающегося. С педагогической точки зрения не важно, имеет ли сценический номер, сыгранный ребенком, высокую художественную ценность. Механизмы творческого мышления в данном случае задействованы одни и те же, что и у взрослого актера. И ребенок, играющий незначительную роль на Новогоднем утреннике, переживает не меньший эмоциональный всплеск, чем звезда театра мировой величины, исполняющая главную роль в нашумевшем спектакле. Именно этот опыт – опыт творческого мышления и эмоционального переживания и является основным педагогическим результатом и самым ценным приобретением.

Бесконечно разнообразный мир искусства таит в себе неисчерпаемые возможности для творческого самовыражения ребенка. Однако обучающемуся зачастую трудно самостоятельно найти в себе «золотую жилку» – именно ту сферу деятельности, где бы он мог наиболее ярко проявить свою одаренность. В театральной деятельности имеется самое большое количество возможностей, позволяющих помочь ребенку максимально раскрыть свои способности. Часто именно в процессе подобной деятельности ребята почти случайно обнаруживают в себе неожиданные скрытые способности, которые в дальнейшем влияют не только на его образ жизни, но и на его судьбу. Подобные примеры в педагогической практике уже были. Трое из выпускников поступили в театральное училище. Также ребята, окончившие курс в театральной студии, активно и успешно принимают участие в творческой жизни своих университетов и академий.

Программа студии рассчитана на 3 года обучения. В процессе обучения решаются следующие задачи:

  1. Совершенствование гармонически развитой личности: духовно богатой и нравственно благородной.
  2. Воспитание у ребят эстетического вкуса, эмоционального восприятия содержания художественных произведений.
  3. Развитие у ребят творчества в художественной самодеятельности.
  4. Развитие у ребят восприятия произведений театрального искусства, качества этого восприятия, мировоззрения, образования, повышение общего культурного уровня.

Для решения задач создана система воспитательной работы с учащимися через школьный театр «Берендей» и театр-студию для младших школьников «Золушка». Театр работает на школьные мероприятия, в этом заключается специфика спектаклей и постановок. На репетициях и спектаклях создаются условия, максимально приближенные к атмосфере настоящего театра, дети чувствуют себя профессиональными актерами и, стремясь быть знатоками своего дела, легко и с желанием усваивают этот теоретический материал.

С целью расширения кругозора учащихсяпроводится ряд бесед на темы: «Театр – волшебный край», «Виды театров», «История возникновения театров», «Любимые актеры», «Театр и музыка», «Кукольные театры», «Театр, культура и искусство». Психологическая атмосфера во время занятий и выступлений контролируется, избегаются конфликтные ситуации между детьми. Основной задачей третьего года обучения является работа над качеством спектакля на основе приобретённого опыта.Активизируются выступления на сценах вне школы, весьма успешно принимали участие в фестивале «Театральная весна», где показывали спектакли «Гуси-лебеди», «Конек-горбунок», «Буратино». Также театр каждый год принимает участие в конкурсах и КВНах на знания правил дорожного движения «Безопасное колесо», «Зеленая волна» и др. Театральный коллектив регулярно выезжает со спектаклями в детский дом Дзержинского района, в реабилитационный центр «Надежда», а также каждый Новый год принимает детей-инвалидов у себя в гимназии. Вся эта работа способствует гармоничному развитию личности.

Обозначился постоянный годовой набор мероприятий, таких как «Первое сентября», «День Учителя», «Новый год», «Восьмое марта», «9 мая», «Последний звонок», «Бенефис» и др., к каждому из которых готовится большая театральная программа.

 

О театре «Берендей» написаны статьи в школьной газете «Содружество», а также в местной газете «Советская Сибирь» и журнале «Дар». Также создана страничка театра «Берендей» в Интернете. Сформировались традиции театра: праздники посвящения в артисты, бенефис выпускников, придуманы герб, гимн и песня театра, существует премия «Берендея», которая присуждается раз в году.

Все мероприятия проходят с обязательным музыкальным, вокальным и танцевальным сопровождением, для чего в театре работают музыкальный руководитель и хореограф. Это позволяет не только развить у ребенка вокальные и танцевальные способности, но и в значительной степени украсить театральную постановку. Также проводится большая работа с родителями, которая проходит в форме собраний, индивидуальных бесед, а также концертов.

Особое внимание при планировании отводится театрализованным мероприятиям патриотического направления. В школе стали традицией торжественные линейки, посвященные 9 мая, 23 февраля. На эти праздники приглашаются гости, ветераны, совместно со школьным народным Музеем проводятся праздники общенародной значимости: Рождество, Масленица, Осенние посиделки, Пасха, праздник Березки другие.

Всегда очень почетно и радостно, если ребята выбирают в жизни профессию актера, и уже есть наши выпускники актерского отделения театрального училища. Все ребята отмечают, что после обучения в школьном театре им легче учиться, легче сориентироваться в выборе будущей профессии. Социализация выпускников школьного театра «Берендей» приносит свои «плоды» в жизни ребят.

Совершенно очевидно, за технологиями, направленными на всестороннее развитие личности, на ее гражданское становление, на социализацию школьников – будущее педагогической практики. Поэтому школьный Театр имеет перспективы развития и большой педагогический потенциал в гимназии.
Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 39)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела