Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Педагогические вопросы социализации детей и молодежи»
Выпуск №22 Апрель 2009 | Статей в выпуске: 95

Ведущая рубрики
Анна Викторовна Молокова,
доктор педагогических наук,
ведущий научный сотрудник
НМЦ «Современные технологии» НИПКиПРО,
заведующая кафедрой начального образования НИПКиПРО

Уважаемые коллеги! Читатели электронной газеты!

Обращаясь к генезису ключевого слова в теме выпуска – «социализация», уточним, почему именно информатизация образовательного процесса является одним из оптимизирующих факторов социализации современных школьников.

Итак, под социализацией понимается процесс и результат освоения индивидом социального опыта: культуры, знаний, навыков общения, социальных норм, ролей, общественных ценностей. В различных научно-педагогических источниках указывается, что социализация происходит в общении и совместной деятельности с другими людьми, а также в игре. Иными словами является стихийным, спонтанным процессом, влияющим на формирование личности. А в большом энциклопедическом словаре (М.: «Большая Российская энциклопедия», 1997) подчёркивается, что социализация позволяет человеку функционировать в качестве полноправного члена общества и может иметь целенаправленный характер, реализоваться в ходе воспитания личности.

Часто под социализацией подразумевается процесс адаптации человека (изначально асоциального) к жизни в обществе. Существует и еще одно понимание социализации, характерное для раннего психоанализа и американской социальной психологии: социализация – это усвоение «социально приемлемых» и одобряемых форм поведения.

Выбор средств целенаправленной социализации в педагогике основывается на видах стихийной социализации, а именно – различных формах общения, совместной деятельности, в том числе и игровой, при соответствующем преобразовании их с учётом особенностей и проблем различных категорий обучающихся. Очевидно, что компьютер, созданные на его основе современные информационные и коммуникационные технологии давно стали одним из доминирующих средств стихийной социализации детей. Зачастую результат их активного освоения школьниками, происходящего вне зависимости от степени реализации ИКТ-компетентности учителя, по своей нравственной, ценностной сущности противоречит ожиданиям, связанным с целенаправленными воспитательными воздействиями.

В связи с этим особое значение имеет тот факт, что заинтересованные педагоги, не дожидаясь указаний сверху и не становясь слепыми исполнителями коммерческих проектов от информатизации, давно уже используют дидактический, развивающий и воспитательный потенциал средств информатизации образования для целенаправленной педагогически целесообразной социализации своих учеников. О том, как они это делают, вы можете прочитать в статьях этой рубрики.


Зачем играют дети: использование возможностей интернет-игры в инклюзивном образовании
Автор: Олег Алексеевич Чернухин
Статья понравилась: 1088

Отличительная особенность современного общества – динамичность развития. Успешность человека в социуме все больше зависит от его способности к самостоятельному поиску решений в проблемных ситуациях, поисковой и творческой активности.

(8322 просмотров)
Формирование ключевых компетенций и успешная социализация учащихся в рамках международной телекоммуникационной проектной деятельности
Автор: Тамара Натановна Галиулина
Статья понравилась: 39

Мы живем в условиях быстро меняющегося мира и особых социально-экономических отношений, где успех на рынке труда зависит от конкурентоспособности личности.

(2664 просмотров)
Формирование письменной речи младших школьников средствами ИКТ
Автор: Ирина Леонидовна Зимина
Статья понравилась: 84

Социализация (от лат. socialis – общественный) – процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в данном обществе.

(2507 просмотров)
Человек информационного общества. Каким он будет?
Автор: Светлана Фридриховна Шаровская
Статья понравилась: 43

Что ждет нас в будущем? Каким оно будет? Какими станут люди будущего? Каждый из нас, наверное, много раз задавал себе эти вопросы. Но задумываемся ли мы о том, что люди будущего сидят сегодня в наших классах.

(3184 просмотров)