Игра – это огромное светлое окно,
через которое в духовный мир ребенка
вливается живительный поток представлений,
понятий об окружающем мире. Игра – это искра,
зажигающая огонек пытливости и любознательности.
В.А. Сухомлинский
Отличительная особенность современного общества – динамичность развития. Успешность человека в социуме все больше зависит от его способности к самостоятельному поиску решений в проблемных ситуациях, поисковой и творческой активности.

Для педагога-практика одним из средств развития творческой активности детей является организация участия школьников в различных играх, конкурсах и соревнованиях. Согласно исследованиям психологической науки, на 80% возможность высоких достижений в жизни обеспечивает так называемый «эмоциональный» или «социальный» интеллект [4]. Этим термином определяются самомотивация, устойчивость к разочарованиям, контроль над своим эмоциональным состоянием [4]. Участие в игровых программах и конкурсах – одно из действенных средств развития этих качеств личности. Именно поэтому интеллектуальные и творческие игры и конкурсы, а также спортивные состязания традиционно рассматриваются как эффективные пути выявления и развития неординарных способностей детей [6].

Особую значимость конкурсные программы приобретают в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья [7]. На фоне имеющегося заболевания у таких детей часто развивается неуверенность в себе и своих способностях. Зачастую ученик, имеющий хроническое заболевание, более остро переживает неудачи, чем ученик «обычный». В свою очередь, эмоции, которые чаще испытывает ребенок, влияют на успешность взаимодействия с другими людьми, а значит, – на успешность его социального развития [9].

В городе Новосибирске с 2003 года существует средняя общеобразовательная школа «Перспектива» (школа надомного обучения), в которой учатся дети, имеющие показания клинико-экспертной комиссии на индивидуальное обучение на дому.
Создание школ надомного обучения – вариант реализации инклюзивного образования, позволяющий детям-инвалидам обучаться в среде общеобразовательного учреждения. Задача инклюзивного образования – обеспечить доступность получения качественного образования и личностного развития для всех школьников, независимо от особенностей их здоровья. Решению этой задачи способствуют не только особые формы организации учебного процесса, но и система занятости школьников во внеурочное время [8].
Школа «Перспектива» имеет опыт организации особой формы внеурочной занятости – участия детей в Интернет-конкурсе. С 2007/2008 учебного года ученики 5-11 классов школы участвуют в конкурсных программах Всероссийской Интернет-игры «Хочу все знать», проводящейся среди школ «надомного обучения» (на настоящий момент в Российской Федерации функционируют 23 подобных школы) [7].

Открытый заочный интеллектуальный конкурс для детей с ограниченными возможностями здоровья вот уже третий год проводится Зеленоградским округом города Москвы в рамках экспериментальной площадки «Информатизация образовательного процесса» [5]. Организатор конкурса – ГОУ СОШ «Школа надомного обучения» № 367 г. Москвы. В 2008/09 учебном году в Конкурсе от школы «Перспектива» приняли участие 80% учащихся 5-11 классов. Каждая учебная «параллель» соревновалась в отдельной номинации конкурса.

Значимость игры для развития детей можно проследить на примере участия отдельной команды. Команда учащихся 5 класса школы приняла участие в номинации «География» этого конкурса. Поскольку в пятом классе изучают не географию, а природоведение, то школьники назвали себя «Природоведы». Игра проходила во второй учебной четверти в четыре этапа по 10 дней каждый:
1 тур – с 10 по 19 ноября 2008 г.
2 тур – с 20 по 29 ноября 2008 г.
3 тур – с 30 ноября по 9 декабря 2008 г.
4 блиц-тур – с 10 по 19 декабря 2008 г.

На каждом этапе ребята получали задания, и должны были в указанные сроки их выполнить, творчески оформить и представить экспертам в электронном виде. Поскольку «Хочу все знать» – это Интернет-игра, то поиск ответов подразумевал умение ориентироваться в Интернете. В сети Интернет размещено большое количество ресурсов самого разного назначения. Ориентирование в таком объеме информации без специальных средств невозможно. Решают эту проблему поисковые серверы, которые хранят миллионы ссылок на разные темы и производят поиск нужных документов по запросу пользователей [1].
Для поиска необходимой информации ребята использовали два индексирующих сервера, наиболее часто используемых в российском сегменте сети Интернет:
Яндекс. (www.yandex.ru).
Google. (www.google.ru).

Пользователи поискового сервера имеют возможность осуществлять поиск ресурсов, используя ключевые слова, относящиеся к интересующей их теме. Выдача результатов поиска обычно состоит из выдержек рекомендуемых вниманию пользователя страниц и их адресов (URL), оформленных в виде гиперссылок. Главная проблема, возникающая при работе в сети Интернет, – быстро найти нужный ресурс и оценить его информационную ценность для своих целей [3]. Выполняя задания игры, школьники проанализировали более сотни ресурсов сети Интернет, найденных с помощью поисковых серверов. Были отобраны 19 источников, которые позволили создать четыре творческих проекта. Каждый проект – электронный файл, снабженный текстом и фотографиями:
- «Знакомство»;
- «История одного открытия»;
- «Мир вокруг нас»;
- «Бумеранг».
Итоги Конкурса 2008/09 учебного года подводились в январе 2009 года. В номинации «География» III Всероссийской Интернет-игры «Хочу все знать» участвовали 23 команды из различных городов Российской Федерации. По результатам прохождения всех этапов игры, «Природоведы» из школы «Перспектива» заняли 2 место [5].

Успешное участие в конкурсе позволило ребятам из команды «Природоведы» претендовать на запись своих имен в книге «Золотой фонд Новосибирска 2008». Ежегодно издаваемые книги «Золотой фонд Новосибирска» учреждаются мэрией города Новосибирска и содержат информацию о наиболее одаренных школьниках города по итогам участия в конкурсах городского, областного, регионального, всероссийского и международного уровней за текущий год.
|
Однако главный результат конкурса не просто выполненные детьми творческие проекты и не только победа в номинации – это, прежде всего, сам опыт самостоятельной работы, расширение кругозора, развитие творческих способностей.
|
Подтверждает это и опрос детей – по окончании конкурса все участники выразили желание:
– участвовать в подобных конкурсах в дальнейшем;
– совместно выполнять различные проекты;
– изучать в следующем учебном году новые предметы: географию и биологию.
Значимый педагогический результат участия в Интернет-игре – формирование у школьников компетенций по эффективной и грамотной работе в информационном пространстве. Выполняя задания, учащиеся проявляли и развивали способности:
– определять критерии поиска информации;
– применять различные стратегии поиска информации;
– оценивать результаты поиска информации;
– внедрять найденную информацию в контекст изучаемой тематики;
– восстанавливать неполную информацию;
– пользоваться гипертекстовой навигацией;
– пользоваться электронной почтой.
Не менее важный итог – это развитие у школьников коммуникативных компетенций. Каждый представленный творческий проект – это результат деятельности всей команды. Совместно выполняя задания конкурса, ребята учились:
– работать индивидуально и в группах;
– согласовывать свои действия с действиями других участников игры;
– обмениваться учебными материалами;
– аргументировать свою точку зрения;
– участвовать в дискуссиях.

Пример деятельности команды «Природоведов» наглядно показывает, что организация участия детей в различных играх, конкурсах и соревнованиях в условиях школы надомного обучения способствует:
– раскрытию интересов и способностей детей;
– развитию творческой и поисковой активности обучающихся;
– социальному развитию учеников, имеющих ограничения в здоровье.
Литература и цифровые образовательные ресурсы
1. Глоссарий.RU – 2008. (www.glossary.ru).
2. Золотой фонд Новосибирска. – Новосибирск, 2008.
3. Методы использования мультимедиа в обучении школьников./Институт международных программ Российского Университета Дружбы Народов – 2006. (www.ido.rudn.ru).
4. Савенков А.И. Методические рекомендации участникам конкурса исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я – исследователь»./Умные игры – 2007. (www.intelgame.ru).
5. Хочу все знать – 2008. (www.um-ka367.narod.ru).
6. Чернухин О.А. Детские игровые конкурсы как механизм развития экологического образования. / Экологическое образование в эпоху глобализации: Материалы VII семинара «Проблемы экологического образования и воспитания» / Новосибирск: НГУ, 2008. – С.32-36.
7. Чернухин О.А. Профессиональный педагогический конкурс от «А» до «Я»: Опыт участия в конкурсе педагогического мастерства «Сердце отдаю детям»./Новосибирск: сайт ДТД УМ «Юниор», 2008. (www.junior.edunsk.ru).
8. Чернухин О.А. Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья через практико-ориентированную экологическую деятельность. – Новосибирск: Немо-Пресс, 2007. (Интернет-версии: www.infanata.org, www.forum.myword.ru, www.window.edu.ru).
9. Шарапова Е.М. (Андреева Е.М.) Развитие эмоциональной сферы младших школьников как аспект реализации гуманистической парадигмы в образовании / Парадигмы образования. Материалы науч. сессии в рамках конференции 26 апреля 2006. – Ижевск: УдГУ, 2006 г. – С. 49-51.