Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Педагогические вопросы социализации детей и молодежи»
Выпуск №22 Апрель 2009 | Статей в выпуске: 95


Все статьи автора(2) Галина Анатольевна Сороковик,

методист Дзержинского филиала

Городского центра развития образования г. Новосибирска

 


 

 

Краеведение как одно из важнейших средств патриотического воспитания учащихся

Патриотизм – это не доблесть и не профессия,

это естественное человеческое чувство.

Это любовь к Родине, к ее культуре, к ее народу,

ко всему тому, что впитано с молоком матери.

Г. Бакланов

Воспитание патриотизма, любви к своей стране невозможно, если ребенок не знает истории своего рода, своей фамилии, своей малой родины. Ну как, скажите, можно защищать то, чего не любишь? И как любить то, чего не знаешь? «Чувство Родины нужно заботливо взращивать, прививать духовную оседлость» (Д.С. Лихачев). Именно эти вопросы и призван решать школьный курс краеведения. А что же такое «краеведение»?

Большая Советская энциклопедия дает, как мне кажется, самое развернутое определение: «Краеведение – всестороннее изучение определенной части страны, города или деревни, других поселений местным населением, для которого эта территория считается родным краем. Краеведение – комплекс естественных и общественных исследований. Краеведение изучает природу, население, хозяйство, историю и культуру родного края».

Российская педагогическая энциклопедия рассматривает краеведение именно как предмет школьного курса, и поэтому его определение таково: «Краеведение в школе – изучение учащимися природы, экономики, истории и культуры своей местности – школьного микрорайона, города, села, района, области».

В словаре русского языка С.И. Ожегова и в словаре русского языка под редакцией А.П. Евгеньева и Г.А. Разумникова даются идентичные определения: «Совокупность знаний о том или другом крае, изучение его природы, истории, экономики, быта и т.п.».

Ознакомившись с данными определениями можно сделать вывод о том, что «краеведение» – это изучение своей «малой» Родины: её природы, этнографии, материальной и духовной культуры, быта. Причем это не только предмет школьного образования, но и знания, необходимые каждому уважающему себя человеку.

Изучение родного края, его истории необходимо для всех детей независимо от возраста. Содержание при этом будет различным, так как выбор информации и методов зависит от возрастных и познавательных особенностей учащихся. Но цель будет иметь много общего: «цель краеведческого образования – способствовать духовно-ценностной и практической ориентации учащихся в их жизненном пространстве, а также социальной адаптации».

Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи:

1. Воспитание патриотизма, любви к жизни, гуманное отношение ко всему окружающему. Человек – важнейшее звено в цепи жизни. История края, страны и всей планеты – это история людей. Корни человека в истории и традициях своей семьи, своего народа, в прошлом родного края. История родного края не безлика, она близкая и родная именно потому, что она рассказывает о людях, живущих рядом или о родственниках. А раз ты связан с этими людьми местом проживания, значит, ты их продолжение, значит, ты частица истории края, частица истории страны.

2. Формирование важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, а также гражданской активности и социально значимых качеств. Выполнение заданий по краеведению позволяет учащимся знакомиться не только с природой и экономикой области, но и с новыми людьми, или узнавать ранее неизвестное о, казалось бы, знакомых людях. Подробности жизни этих людей вызывают у учащихся невольное восхищение, уважение к людям старшего поколения. Возникает желание помочь, понять, защитить.

Очень важно объяснить детям – вы придете на смену этим людям, и наша страна будет такой, какой вы её сделаете. Важно осознать – от меня, от моей позиции, от позиции моего поколения, зависит будущее моей Родины. Я – достойное продолжение, делами моими и моего поколения будут гордиться мои дети и внуки.

Кроме того, школьники должны иметь представление о событиях современности, их специфике, основанной на особом прошлом нашей области и индивидуальности её развития, поэтому ещё одной задачей краеведения является:

3. Научить школьника осознавать проблемы окружающего его микромира. Наглядно раскрыть учащимся роль человека во взаимодействии с окружающей средой, дать конкретные примеры её изменений, показать связь человека, его деятельности и природы, к каким результатам может привести этот союз, т.е. формировать у ребят понятие о единстве «природы-человека-общества».

4. Воспитание у учащихся чувства уважения к делам и трудам наших современников, гордость за успехи и достижения земляков.

5. Изучение природы и истории родного края способствует формированию познавательного интереса к процессу обучения. Ведь местный материал доступен для ребенка, а значит, каждый может сделать свое собственное открытие или узнать что-то новое. Краеведение воспитывает творческую инициативу учащихся, их самостоятельность в выполнении различных заданий.

6. Развивать умение самостоятельно находить нужную информацию о заинтересовавшем объекте, о деятельности людей, предприятий, учреждений, о перспективах трудоустройства.

Приведенные выше цели и задачи краеведения соответствуют задачам всего современного образования: «помочь человеку овладеть тремя кругами ценностей: этнокультурных, общенациональных и общечеловеческих».

Поэтому, на мой взгляд, в последние годы заметно повысился интерес к школьному краеведению, понимание его большого образовательного и воспитательного значения. Это обусловливается несколькими факторами:

– растущим пониманием в нашем обществе значения патриотического воспитания школьников;

– стремлением к познанию всего многообразия природы, экономики и культуры нашей огромной страны с ее большими региональными различиями;

– поиском новых форм, методов, целей воспитания, основанных на этнопедагогике, на наших традиционных нравственных ценностях, к которым относятся патриотизм, гражданственность, человеческая порядочность.

Важной составляющей системы школьного краеведения являются организационные формы обучения.

Существует три основных направления работы с учениками:

1. Учебное (уроки, факультативные занятия).

2. Внеклассное (занятия в краеведческих кружках, группах).

3. Внешкольное (центры туризма и отдыха, дома школьников, центры эстетического воспитания).

Работая по этим направлениям, учитель использует большое количество форм и методов организации учебно-познавательной деятельности учащихся.

Так, работая на уроках географии, учителя Дзержинского района в среднем 10% учебного времени отводят изучению краеведческого материала. Ведутся факультативные занятия по физической и экономической географии Новосибирской области. Городским Центром Развития Образования разрабатывается курс «Новосибирсковедение», посвященный истории развития и становления родного города, его успехам, проблемам и перспективам.

Огромные возможности для реализации краеведческого воспитания дает грамотная организация внеклассной работы, которая может осуществляться через:

  1. Массовые мероприятия (экскурсии, вечера, олимпиады, викторины, конференции).
  2. Групповые занятия (кружки, лектории, факультативы, издание стенгазет).
  3. Индивидуальную работу (чтение литературы, подготовка докладов, рефератов, изготовление наглядных пособий).

Так, в нашем районе (МБОУ СОШ № 57) сохранилась традиция проведения туристических слетов.

Большое внимание уделяется экскурсионной деятельности. Ежегодно школьниками района посещается более 20 музеев, экспозиций и предприятий нашего города и региона.

Около 80% образовательных учреждений района имеют школьные музеи. Музей клуба «Арго», музей им. Кондратюка при АКЛ, этнокультурный музей русской старины «У истоков» (МБОУ СОШ № 18) имеют статус городских музеев.

Также развитию интереса к своему краю способствует участие школьников в краеведческих конкурсах «Мир на ладони». В этом году от нашего района участвовало 132 команды.

Таким образом, краеведение является одним из важнейших средств патриотического воспитания учащихся.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 634)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Открываем мир вместе
(О работе Центра развития личности «Мир на ладони»)

2. Зачем и как изучать родной край
3. Краеведение как одно из важнейших средств патриотического воспитания учащихся